Абрис – линейное очертание изображаемой фигуры или предмета. То же, что и контур.
Академизм – художественное направление, базой развития которого служа художественные академии. А.- неотъемлемая часть художественной культуры, связанная с сохранением и развитием высших традиций и наиболее совершенных образцов искусства и созданием на этой основе художественной школы, профессионального образования. В академиях и в Российской академии художеств, в частности, были разработаны академические программы профессиональной подготовки художников: по рисунку, живописи, композиции и др.
Акцент – в изобразительном искусстве прием подчеркивания цветом, светом, линией или расположением в пространстве какой-нибудь фигуры, лица, предмета, детали изображения, на которую нужно обратить особое внимание зрителя.
Белизна бумаги – свойство бумаги рассеяно отражать свет равномерно по всей видимой части спектра. Степень белизны определяется величиной коэффициента отражения, т. е. отношением количества отраженного от бумаги света к количеству падающего света. Б.б. зависит от белизны исходного сырья, его отделки, от вводимых наполнителей.
|
|
Блик – элемент светотени, наиболее светлое место на освещенной (главным образом, блестящей) поверхности предмета. С переменой точки зрения Б. меняет местоположение на форме предмета.
Видение художественное – умение дать необходимую эстетическую оценку качеств, заложенных в натур. Перед изображением натуры, художник в основных чертах уже видит ее образное решение с учетом определенного материала.
Воздушная перспектива – изменение в цвета, тоне, и ясности очертаний по мере удаленности расположенных в пространстве предметов.
Выразительность – качество произведения искусства. Оно присутствует в произведения в том случае, когда художник умеет отразить в картине самую сущность явления, его характерные особенности. В учебном рисунке В. – качество изображения, убедительно и точно отражающее основные закономерности построения формы, состояние освещенности и материальность предметов.
Зарисовка – рисунок с натуры, выполненной преимущественно вне мастерской с целью сбора материала для более значительной работы, ради упражнения. В отличие от подобного по техническим средствам наброска, исполнение З. может быть очень детализированным.
Контраст – художественный прием, представляющий собой сопоставление каких – либо противоположных качеств, способствующее их усилению. Тональный контраст – сопоставление светлого и темного. Контраст служит приемом, благодаря которому сильнее выделяется главное и достигается большая выразительность и острота характеристики изображаемого.
|
|
Контур – в переводе с франц означает «очертания какого-нибудь предмета», «линия, очерчивающая форму».
Кроки – быстрая зарисовка с натуры, реже – беглая фиксация композиционного замысла в виде рисунка. Термин К. близок термину «набросок».
Лепка формы тоном – процесс моделирования формы предмета, выявление его объема и материала тональными оттенками с учетом изменения по светлоте.
Линейная перспектива – раздел научной дисциплины, изучающей законы, согласно которым наблюдаемые нами в пространстве предметы в зависимости от их положения относительно глаза кажутся нам иными по форме, очертаниям, светлоте и четкости. Л. П. объясняет, почему мы видим один и тот же предмет по-разному. Она дает способы и приемы правильного изображения предметов, находящихся в пространстве. Однако строгие правила построения имеет лишь та часть Л.п., которая касается закономерностей изменения очертаний линейных форм предметов, а так же падающих теней и отражений в воде.
Манера – художественный почерк, совокупность приемов, индивидуальных стилистических и технических особенностей в творчестве художника.
Модель – большей частью живая натура, главным образом – человек.
Набросок – быстрый рисунок. Трактовка форм в Н. обычно отличается значительной обобщенностью, т.к. цель его – дать лишь общее представление о натуре. Н. часто имеют самостоятельное значение, но могут быть и подготовительные Н. для картины.
Натура – предметы и явления окружающего мира, живые существа, которые изображает или может изобразить художник, наблюдая их как модель.
Нюанс – тонкий оттенок или очень легкий переход от света к тени и т.п.
Растушка – бумажный или кожаный (из замши) стержень, применяемый для рисования соусом, углем, сангиной и др. мягкими материалами.
Рисунок – 1) полноценное воспроизведение предметного мира: объемно-пространственная моделировка формы, верные пропорции, правдивая экспрессия, ясно выраженный характер и т. д.; 2) разновидность художественной графики, основанная на технических средствах и возможностях рисования; 3) отдельное произведение соответствующей разновидности графики.
Свет – в изобразительном искусстве элемент светотени. Как в натуре, так и в произведениях искусства термин служит для обозначения наиболее освещенных частей поверхности.
Светотень – градации светлого и темного, соотношение света и тени на форме. С. служит одним из важных средств художественной выразительности. В рисунке она является главным средством для выражения объема, пространственной глубины, характера освещения. Градации светотени: блик, свет, полутень, рефлекс, тень.
Техника рисования – совокупность специальных навыков и приемов, посредством которых исполняется рисунок. Понятию «Т. р.» в узком смысле обычно соответствует прямой, непосредственный результата работы художника специальным материалом и инструментом, умение использовать художественные (выразительные) возможности этого материала; в более широком значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера – передачу вещественности предметов, лепку объемной формы, моделировку пространственных отношений и др. Совершенствование Т.р. приводит к известному художественному результату.
Тон – степень светлоты, присущая цвету предмета в натуре и в рисунке. Т. в рисунке является одним из ведущих художественных средств.
Тональный рисунок – рисунок со штриховкой или растушевкой, выполненный в один карандаш с учетом тончайших переходов тона. Тональный рисунок предполагает, что линии как таковой в натуре на существует, есть только грань между двумя плоскостями, различно расположенными друг к другу.
|
|
Тоновые отношения – пропорциональная взаимосвязь между световыми различиями объектов натуры и соответствующими тонами в ее изображении.
Целостность изображения – результат работы с натуры методом отношения (сравнений) при целостном видении натуры, в результате чего художник избавляется от таких недостатков рисунка как дробность и пестрота.
Штрих – черта, линия выполненная одним движением руки; одно из важнейших изобразительных средств в рисунке и большинстве видов графики. С помощью Ш. передаются объемно-пластические и пространственные свойства объектов, достигаются моделировка формы, характеристика среды и т.д. Штрихи различны в направлении, толщине, очертаниях и характере. Значение Ш. особенно заметно в рисунке пером, карандашом, офорте и литографии.
Штриховка – определенная система нанесения штрихов, при которой штрихи в восприятии сливаются в сплошное тональное пятно. Штриховка позволяет передать светотеневые градации, достичь впечатления объемности формы, ее фактуру, выразительные эффекты динамики. Ш. бывает вертикальная, горизонтальная, диагональная, по форме изображаемого, перекрестная и т.д. Характер Ш. зависит не только от особенностей штрихов, но и от материала рисования и основы (так шероховатая бумага делает штрих рыхлым, а линию прерывистой).
Штудия – старинное обозначение учебного рисунка, этюда.
Эскиз – подготовительный набросок этюда или картины. В процессе работы с натуры этюд используется в качестве вспомогательного материала; в них разрабатываются варианты композиции листа бумаги или холста. Этюд выполняют как в виде беглых карандашных зарисовок, так и в материале.
Этюд – работа выполненная с натуры. Нередко он имеет самостоятельное значение. Иногда он является упражнением, в котором художник совершенствует свои профессиональные навыки и овладевает более глубоким и правдивым изображением натуры. Этюд так же служит вспомогательным и подготовительным материалом при создании произведений.
|
|
Тестовые задания по дисциплине «Рисунок»
I раздел
I. Основным назначением академического рисунка является:
b) изучение натуры изобразительными методами;
c) создание на листе подобия натуры;
d) занятие «для души».
II. Главным достоинством учебного рисунка является:
a) красота манеры исполнения;
b) подобие предмету изображения;
c) конструктивное построение.
III. Конструктивный рисунок - это:
a) линейное изображение предмета;
b) подробное решение тональных отношений;
c) организация пространственно-перспективных связей изображения.
IV. Чем обусловлено расстояние от натуры до глаза рисующего:
a) необходимостью увидеть как можно больше деталей натуры;
b) возможностью охвата как можно большего пространства;
c) условием восприятия изображаемого предмета единым взглядом.
V. Работа отношениями – это:
a) метод овладения реалистическим изображением;
b) поиск пропорциональных соотношений изображаемых предметов и их частей;
c) абстрактное понятие.
VI. При изображении натуры на плоскости листа в первую очередь нужно:
a) провести осевые линии;
b) построить общие очертания предметов;
c) найти композиционное размещение изображаемых предметов.
VII. Компоновка изображения натуры на плоскости листа обусловлена:
a) физиологическими особенностями нашего зрения;
b) законами изобразительной плоскости;
c) необходимостью максимального заполнения плоскости листа изображением.
VIII. Изображение геометрических тел необходимо:
a) для изучения законов линейной перспективы;
b) для изучения законов распределения светотени;
c) необходимое условие дальнейшей успешной работы над изображением более сложных предметов.
IX. К тональному решению фона в рисунке натюрморта следует приступать:
a) одновременно с работой над группой предметов;
b) после работы над группой предметов;
c) до начала работы над группой предметов.
X. Рефлекс в тональном рисунке – это элемент:
a) тени;
b) полутени;
c) света.
XI. «Постановка» глаза. Нужна ли она?
a) воспитание, постановка глаза осуществляется в ходе рисования с натуры;
b) обязательное условие успешного овладения изобразительной грамотой;
c) не нужна.