Окончание долгой поездки в автомобиле —лишь очеред-
ная возможность присутствовать в настоящем. В настоящем
нет страха смерти. Об этом говорит опыт —твой и мой. Если
сомневаешься в моих словах, тогда проверь их сейчас же.
Проведи сеанс трансформации настроения (опыт пя-
тый), думая о смерти. Начни со смерти чего-то, к чему ты
эмоционально не привязан, —например, цветка, или не-
знакомого тебе животного, или времени года (допустим,
лета). Во время следующего сеанса увеличь эмоциональную
привязанность, мысленно наблюдая смерть своих домашних
животных или близких людей. Пристально вглядывайся в
свои эмоции. Наконец наблюдай собственную смерть. Если
ты ощущаешь сильные эмоции, тогда проводи короткие
сеансы, а промежутки между ними пусть будут длинными.
Подобную технику используют буддисты Тибета для по-
знания своего Истинного Я.
И не бойся —чувства, которые ты испытываешь в со-
стоянии острого осознания, дискомфортны, но они не при-
нecyт тебе страдания. Этот опыт больше похож на просмотр
фильма. Ты —отстраненный свидетель. Фильм, проецируе-
мый на экран твоего ума, стар —он снят в те времена, когда
ты не обращал внимания на происходящее. Эти события
поселились в твоей памяти, когда твой ум был занят чем-то
другим. Просматривая их теперь с естественной отстранен-
ностью, ты получаешь возможность легко ощутить разницу
между Истинным Я и управляющими тобой воспомина-
ниями. Ты —не твои эмоции. Ты —не твои мысли. Ты —за
пределами досягаемости их обоих. Ты —чистая неподвиж-
ность, и безмятежность, и безгранич ное сострадание. Да, это
все ты. Если сомневаешься, тогда тебе нужно уделять больше
времени познанию своего Истинного Я.
Смерти боится страх. Этот страх и есть эго. Испыты-
ваемый тобой страх смерти —это на самом деле иррацио-
нальный страх эго утратить свою индивидуальность при
слиянии с Истинным Я. Смерть психологического времени
станет смертью страха. Внутримыслие одним взмахом меча
осознания убивает и время, и страх, и эго. Просто изуми-
тельно, с какой легкостью все это уходит прочь, как только
я начинаю наблюдение. Всякий раз, когда мы обращаем
внимание на здесь и сейчас, мы убиваем страдание. Разве
не потрясающе? Страдание умирает легко и быстро, без
малейших усилий с нашей стороны. И ничего особенного
для этого не нужно. Прямо здесь и сейчас у нас есть все не-
обходимое для того, чтобы покончить не только со своим
страданием, но и со страданиями всего человечества. Нам
просто необходимо проснуться.
Если по пути мы коротали время за играми, то по при-
бытии в пункт назначения у нас будут только воспомина-
ния. Если в основном эти воспоминания приятные, тогда
мы говорим себе, что прожили жизнь хорошо. И дей-
ствительно, вполне возможно, что мы приобрели много
друзей, накопили кучу денег, прославились... Но неужели
ты и впрямь полагаешь, что все эти вещи определяют, на-
сколько хорошо прожита жизнь? Ведь на самом деле они
тебе не принадлежат, верно? Ты только думаешь, что вла-
деешь ими. Эго, подобно амебе, поглощает и усваивает их,
чтобы питать свою фантазию относительно я. А в конце
долгой автомобильной поездки все твои пожитки и даже
воспоминания ускользают за пределы досягаемости эго и
сливаются с забытым. И когда вечный холод смерти начнет
просачиваться в твое тело и ум, у тебя будет последний
шанс вспомнить свое Истинное Я. Перед глазами про-
мелькнет вся твоя история. И в этот неуловимый момент
перед самым уходом будешь ли ты исполнен смятения и
страха перед неведомым? Или великая тайна Истинного
Я отразится в твоих глазах, подобно отблеску рассветного
шлица в безмятежных водах пруда?
Когда ушел из жизни ближайший друг Эйнштейна Бес-
со, Альберт написал в письме, обращенном к сестре умер-
шего:
≪...а теперь он немного опередил меня и первым
распрощался с этим странным миром. Но это ничего
не значит. Для нас, верующих физиков, различие между
прошлым, настоящим и будущим —всего лишь иллю-
зия, пусть и весьма упрямая≫.
Я не знаю, что происходит с индивидуальным сознанием
со смертью тела. Был в моей жизни период, когда я очень
много думал об этом. Для меня это было важно, поскольку
я не хотел утратить то, что имел: семью, положение в обще-
стве, молодость и все, чем владел мой ум. Поскольку с тех
пор я ежедневно умирал для страха, я уже больше не боюсь
смерти. Прежде у меня был мотив поддерживать свое тело в
форме, поскольку не делать этого я боялся. Я хотел прожить
долго. Многие аспекты жизни доставляли мне страдание, и я
хотел иметь побольше времени, чтобы все исправить. Такой
образ мысли отражает не просто заблуждение, но безумие.
Ведь именно время и причиняло мне боль.
Смотри, насколько хитро и коварно эго. Оно заставляет
нас стремиться к тем самым вещам, которые мучат нас.
Время —настоящий наркотик. Теперь же я забочусь о своем
теле и обо всех других повседневных делах лишь потому, что
это для меня естественно. Как для воды естественно бежать
вниз, а для цветка —тянуться к солнцу. Я уверен, что если бы
сейчас у меня обнаружили смертельное заболевание,то по-
началу меня объял бы сильнейший страх. На каком-то уров-
не я оспаривал бы собственную смертность. Но, поскольку
я уже обрел импульс, страх перед смертью автоматически
вывел бы меня на более глубокий уровень безмятежности,
проистекающий из моего обостренного внимания. И тогда я
стал бы воспринимать смерть как естественный процесс —ar чем она и является. Ее приближение не побуждало бы меня
к отвратительному поведению, порождаемому страхом.
Я наблюдал бы ее как естественное проявление жизни —ar подобное падению спелого плода с ветки.