Характеристика и основные направления государственной политики в отношении лиц без определенного места жительства

В соответствии с вышеупомянутым Указом Президента РФ «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества» в целях оказания социальной, медицинской и иной помощи лицам БОМЖ, а также обеспечения санитарно‑эпидемиологического благополучия населения и укрепления общественного порядка федеральному правительству и органам исполнительной власти в регионах поручена реорганизация приемников‑распределителей органов внутренних дел для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество, в центры социальной реабилитации (п. 2 Указа).

На органы внутренних дел согласно Указу возлагается выявление лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, их задержание, доставление в центры социальной реабилитации и установление личности задержанных. Органам здравоохранения поручено проведение медицинского освидетельствования бомжей и при необходимости направление их на лечение. Трудоустройство этой категории граждан и определение выплаты по безработице было отнесено к ведению Федеральной службы занятости России. На органы социальной защиты возлагается направление лиц без определенного места жительства в учреждения социальной защиты, а также определение оснований и порядка выплаты пенсий.

Правительство Российской Федерации своим Постановлением «О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий» от 5 ноября 1995 г. № 1105 поддержало инициативу органов социальной защиты населения о создании системы социальной защиты для лиц БОМЖ, включающей в себя дома ночного пребывания, социальные приюты, социальные гостиницы, социальные центры и т. д. Ранее, в 1993 г., было принято Постановление Совета Министров РФ от 7 октября 1993 г. № 1003 «О домах ночного пребывания». В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г., Постановлением Правительства РФ от 8 июня 1996 г. № 670 было утверждено Примерное положение об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий.

Решения об организации соответствующих учреждений отнесено к ведению органов исполнительной власти регионов. Расходы, связанные с созданием и содержанием социальных учреждений для лиц БОМЖ, отнесены за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 455 была создана Межведомственная комиссия по проблемам профилактики бродяжничества. Межведомственная комиссия по проблемам профилактики бродяжничества создана для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по профилактике бродяжничества лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий.

Основными задачами Комиссии являются:

• координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по профилактике бродяжничества, защите прав и законных интересов лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий;

• выработка общих принципов согласованной политики по обеспечению социальной защиты лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий.

В соответствии с возложенными на нее задачами Комиссия:

• принимает участие в разработке проектов федеральных законов и других нормативных правовых актов Российской Федерации, направленных на профилактику бродяжничества;

• проводит анализ причин, влияющих на проблему бродяжничества;

• рассматривает предложения федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Комиссии;

• обобщает информацию по вопросам бродяжничества и развития сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий.

В ряде регионов России администрациями и органами социальной защиты населения сформированы и реализуются программы социальной поддержки и помощи бездомным, в том числе путем организации для них бесплатного питания, выдачи одежды и оказания финансовой поддержки.

Сейчас в Российской Федерации сложились четыре типа социальных учреждений, оказывающих помощь лицам БОМЖ:

• дома ночного пребывания;

• специальные дома‑интернаты для инвалидов и престарелых;

• центры социальной адаптации;

• социальные гостиницы и приюты.

В июне 1992 г. в Москве, в порядке эксперимента, был открыт, первый в России дом ночного пребывания на 25 мест. Впоследствии подобные учреждения были организованы в других городах России: в Кемерово (на 120 мест), Петропавловске‑Камчатском (на 100 мест), Липецке, Махачкале (на 25 мест), а также в ряде других городов.

В социальных учреждениях лицам БОМЖ предоставляется бесплатный ночлег, оказывается медицинская помощь, проводится санитарная обработка, выдаются талоны на бесплатное питание. При необходимости оказывается доврачебная помощь, а нуждающиеся в специализированной медицинской помощи направляются в учреждения здравоохранения.

Для обеспечения общественного порядка в доме ночного пребывания выставляется пост милиции. Здесь принимаются лица без определенного места жительства (в первую очередь – инвалиды и старики), которые обращаются сами или направлены органами внутренних дел или органами социальной защиты.

В ряде регионов получило развитие обслуживание бездомных престарелых и инвалидов из числа освободившихся из мест лишения свободы. Эта категория граждан направляется в специальные дома‑интернаты для престарелых и инвалидов. Специальные дома‑интернаты для инвалидов и престарелых являются медико‑социальными учреждениями и предназначены для проживания в них граждан, нуждающихся в постороннем уходе, в бытовой и медицинской помощи, из числа освобожденных из мест лишения свободы, а также лиц без определенного места жительства и занятий, направляемых органами социальной защиты. Данная форма оказания помощи лицами БОМЖ из числа освободившихся из мест лишения свободы позволяет престарелым и инвалидам указанной категории не только решить социально‑бытовые проблемы, но и восстановить утраченные социальные связи с обществом.

Центры социальной адаптации предназначены для трудоспособных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, снятых с учета органов внутренних дел и задержанных за бродяжничество. Данные учреждения решают вопросы бытового и психологического характера, а также оказывают помощь в трудоустройстве. Здесь проводятся культурно‑массовые работы и предупредительно‑профилактические мероприятия. Такие центры имеют общежития, где предоставляется возможность проживать до шести месяцев. За этот период клиентам оказывается помощь в решении различных правовых вопросов, а также в восстановлении утраченных социальных связей.

Социальные приюты (гостиницы) дают возможность 10‑суточного бесплатного проживания, а также получения необходимых консультаций по вопросам бытового и трудового устройства, пенсионного обеспечения. В социальных приютах (гостиницах) оказывается также медицинская помощь. В период проживания лица БОМЖ получают бесплатные горячие обеды, постельные принадлежности и предметы культурно‑бытового назначения.

Анализ деятельности функционирующих домов ночного пребывания, специальных интернатов, адаптационных центров, социальных приютов и гостиниц показывает, что из‑за дефицита бюджетного финансирования они не в состоянии решать все проблемы лиц без определенного места жительства и занятий.

Социальная политика в отношении детей‑БОМЖ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120‑ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В частности, принято Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896 «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: