Деятельность в области геодезии и картографии является составной частью решения экологических и природно‑ресурсных задач, задач земельно‑имущественного комплекса, навигации, демаркации и делимитации государственной границы Российской Федерации, других задач. Результаты этой деятельности дают многократный эффект в других отраслях экономики.
Для обеспечения достоверности крупномасштабных топографических карт необходимо обновить до 70 % наличного фонда.
Кроме того, возникли новые задачи, требующие незамедлительного решения:
• реализация Постановления Правительства Российской Федерации от 28 июля 2000 г. № 568 о переходе с 1 июля 2002 г. при осуществлении геодезических и картографических работ на новую единую государственную систему геодезических координат;
• проведение единой государственной политики в области наименований географических объектов в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О наименованиях географических объектов», создание и ведение государственного каталога географических названий;
|
|
• создание межотраслевой системы получения, обработки и распространения данных дистанционного зондирования Земли высокого и сверхвысокого разрешения на базе оптико‑электронных методов, что позволит оперативно решать вопросы, связанные с чрезвычайными ситуациями, иметь актуальную информацию в интересах отраслей экономики;
• создание единой системы геопространственных данных;
• разработка и реализация механизмов формирования и использования государственного картографо‑геодезического фонда.
В результате реализации мероприятий подпрограммы, годовой экономический эффект от внедрения новых автоматизированных технологий цифрового картографирования составит от 60 до 70 млн рублей. Дополнительно экономический эффект будет достигнут в результате использования цифровой и картографической продукции в системах налогообложения, выдачи юридических кадастровых документов, учета недвижимости и природных ресурсов, а также в разрабатываемых пользовательских системах инвентаризации границ, ведения отраслевых кадастров и др.
Экономический эффект от использования геоинформационных систем в народном хозяйстве составляет 3 рубля на 1 рубль затрат.
Экономический эффект от разработки и использования спутниковых приемников ГЛОНАСС/GPS составит 28,7 млн рублей.
В социальной сфере эффект от реализации подпрограммы выразится в улучшении условий труда при выполнении картографо‑геодезических работ, в повышении уровня применения высококвалифицированного труда, в значительном сокращении производственного травматизма. В сфере общеобразовательных школ – в полном удовлетворении потребностей в картографической продукции в необходимом ассортименте.
|
|
Экологическая эффективность обуславливается внедрением новых технологий, позволяющих проводить топографо‑геодезические работы без вырубки леса, резко сократить использование гусеничного транспорта в лесных массивах и тундре.
Внедрение новых прогрессивных технологий системы картографогеодезического обеспечения позволит более оперативно вырабатывать рекомендации по внешнеполитическим проблемам.
Контрольные вопросы
1. Какие существуют виды экологических отношений?
2. Дайте определение понятию «окружающая среда» и «благоприятная окружающая среда».
3. Какие виды ответственности и предусмотрены за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды?
4. На кого распространяется право на благоприятную окружающую среду, провозглашенное Конституцией РФ?
5. Охарактеризуйте право на «достоверную информацию о состоянии окружающей среды» в широком и узком смысле.
6. Поясните понятие «экологическое правонарушение».
7. Каковы основные, нормативно определенные, экологические проблемы России?
8. Какие особенно неблагополучные в экологическом смысле районы нашей страны вы можете назвать?
9. Какие цели предусматривает федеральная целевая программа «Экология и природные ресурсы России» (2002–2010)?
Литература
1. Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. № 167‑ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4471.
2. Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395‑1 «О недрах» (в ред. от 3 марта 1995 г.) (с изм. и доп.) // ВВС РФ, 1992. № 16. Ст. 834.
3. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М., 1991. Вып. XLV. С. 482.
4. Конвенция о биологическом разнообразии (Рио‑де‑Жанейро, 5 июня 1992 г.) // СЗ РФ. 1996. № 19. Ст. 2254.
5. Конституция Российской Федерации 1993 // РГ. 15 декабря 1993 г.
6. Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. № 22‑ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1997. № 5. Ст. 610.
7. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. № 860 «О федеральной целевой программе "Экология и природные ресурсы России"» (2002–2010) // СЗ РФ. 2001. № 52 (Часть II). Ст. 4973.
8. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Ю. В. Кудрявцева. М., 1996.
9. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63‑Ф3, СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954. (Глава 26 УК РФ.)
10. Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26‑ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно‑оздоровительных местностях и курортах» // СЗ РФ. 1995. № 9. Ст. 713.
11. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33‑ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024.
12. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52‑ФЗ «О животном мире» // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462.
13. Федеральный закон РФ от 24 июня 1998 г. № 89‑ФЗ «Об отходах производства и потребления» (с изм.) // СЗ РФ. 1998. № 26. Ст. 3009.
14. Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 94‑ФЗ «Об охране озера Байкал» (с изм.) // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2220.
15. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7‑ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.