Религиозномая; функцияф общественной безопасности; благоустройства Рима

Магистратами в Риме назывались различные должностные лица (консулы, преторы, цензоры, эдилы и др.), имевшие определенный круг деятельности.

Магистратуры делились на:

а) ординарные (обычные), к которым относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов, а также плебейские трибуны и др. Эти магистратуры замещались на основе таких принципов, как:

выборность — все магистраты, кроме диктатора, избирались центуриатными или трибутными собраниями;

срочность — один год (за исключением диктатора);

коллегиальность (за исключением диктатора);

безвозмездность;

ответственность;

б) экстраординарные (чрезвычайные), которые создавались в чрезвычайных обстоятельствах: внезапная или затяжная война, восстание рабов, серьезные внут­ренние беспорядки.

Такое устройство и распределение власти следует отнести к разряду аристократических, поскольку многие важные должности в республике оказались выборными и осуществляемыми без материального вознаграждения. Эти должности были заняты нa протяжении длительного времени представителями нескольких патрицианских родов.

Тема 3.3 Государственный строй Рима в период империи. Принципат и доминат

Период Римской империи (27 г. до н. э. — 476 г. н. э.) подразделяется на:

период принципата ( 27 г. до н. э. — 193 г. н. э.);

кризисный период (193—284 гг. н. э.);

период домината (284—476 гг. н. э.).

Установлению имперского управления в социальной и политической жизни римлян предшествовало много перемен: восстания рабов, гражданские войны, военная диктатура.

В эпоху принципата завершился процесс превращения государства из органа римской аристократии в орган всего сословия рабовладельцев. Верхушку рабовладельцев составили:

сословие нобилей, которое сформировалось в III—IIвв. до н. э. из патри­цианско-плебейской поместной знати;

сословие всадников, образовавшееся из торгово-финансовой знати и средних землевладельцев.

В результате постоянного грабежа крестьян со стороны латифундистов (крупных землевладельцев), а также из-за уменьшения притока рабов свободные крестьяне начинают превращаться в колонов — долгосрочных земельных арендаторов, которые становятся зависимыми от землевладельцев, представляющих и ме­стную власть, и императорскую администрацию.

На самой низшей ступени социальной лестницы по-прежнему находились рабы. Постепенно их труд стал невыгоден, поэтому хозяева все чаще предоставляли рабам пекулии — земель­ные участки либо иное обособленное имущество, за которое хозяину следовало платить определенную долю продукта.

Форма правления, созданная Гаем Юлием Цезарем и официально установленная его преемником Октавианом Августом в 27 г. до н. э. называлась принципатом. Октавиан был объявлен принцепсом, т. е. первым лицом в списке сенаторов. Он являлся императором, единственным проконсулом, командующим всеми римскими легионами, вер­ховным жрецом.

Принципат сохранял видимость республиканской формы правления почти всех учреждениях республики. Власть была со­средоточена в руках первого сенатора, т. е. принцепса и сената, сохранявшего значительные полномочия в этот период. Император-принцепс соединял в своих руках полномочия всех главных республиканских магистратур: диктатора, консула, претора, народного трибуна.

Права сенатараспространялись на часть государственной казны, контроль за некоторыми провинциями Рима, издание сенатусконсультов, имевших силу закона, хотя законопроекты, поступавшие на одобрение в сенат, исходили от принцепса, и их принятие обеспечивалось его авторитетом.Народные собрания какглавный орган власти старой республики пришли в упадок.

Управление в провинциях строилось по линиям двух иерархий — императорской и сенатской: императорские управлялись назначаемыми самим императором легатами, сенатские — проконсулами и пропреторами.

Ко времени правления Диоклетиана (284—305 гг.) Рим превратился в автократическое монархическое государство. Власть императора была при­знана абсолютной и божественной, а сам император — государем и гос­подином.

Формально он считался неограниченным властителем, доминусом (от слова «господин»), что подтверждалось концепцией перехода верховной власти от народного собрания к императору. Последний со временем присвоил и стал осуществлять законодательные полномочия: его письменные распоряжения принимались сенатом беспрепятственно, без всяких поправок и становились законами. Императорские установления (конституции) стали основными видами издания законов. В этот же период возникает институт апелляции, в силу чего император считался и высшей судебной инстанцией.

В годы правления Диоклетиана проводились реформы по реорганизации управления территориями, а также военная, финансовая и др.

Вся империя делилась на 12 диоцезов, которые подразделялись на провинции. Так, территория Италии вобрала в себя два диоцеза. В армии осуществлялась специализация функций отдельных войск: были созданы пограничные войска, мобильные внутренние и преторианская гвардия. Податная система обновлялась введением натуральных и денежных налогов (поземельного налога) и полноценной монеты для обеспечения содержания чиновников и армии.

Император сочетал перечисленные полномочия с командованием армией, флотом и правом назначения на основные военные должности. Его власть в значительной мере зависела от армии, которая приносила ему присягу и нередко была главной силой, поддерживавшей его восхождение к верховной власти (период правления так называемых «солдатских» императоров). Во внешнеполитической области императоры присвоили себе исключительное право на объявление войны и мира.

Продолжала развиваться система имперского чиновничества. Все должности делились на три категории: придворные (dignitates palatinae), гражданские (dignitates civiles) и военные (dignitates militares). Большое значение приобрел Совет при императоре, который совмещал законодательные, административные и высшие судебные функции. В состав Совета входили (по общей формуле) «свита, друзья, единомышленники, союзники» императора. Друзья (амици) рассматривались как полуофициальные лица. Единомышленники, союзники (комес) избирались из числа сенаторов и назначались на должности в различные ведомства. Была создана полиция, внешняя и тайная, для расследования преступлений. Придворные должности занимали важнейшее место во всей иерархии.

В 395 г. произошло официальное разделение Римской империи на:

Западную Римскую империю со столицей в Риме, прекратившую свое существование в 476 г., когда глава германских наемников Одоакр сверг рим­ского императора Ромула-Августула и занял его место;

Восточную Римскую империю со столицей в Константинополе, которая суще­ствовала еще более тысячи лет под названием Византия.

Тема 3.4 Римское право

Хронологические рамки истории римского права весьма внушительны, они значительно шире хронологических рамок государства. В своем развитии римское право прошло следующие периоды:

древнейший (VI—середина IIIвв. до н. э.);

классический (середина IIIв. до н. э. — конец IIIв. н. э.);

постклассический (IV—VIвв.).

Значительные изменения на последнем этапе происходят в источниках римского права. Они будут рассмотрены отдельно в соответствующей теме по истории государства и права Византии (Восточной Римской империи).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: