Источники римского права 3 страница

Социальная структура. Оформилось три сословия:

духовенство. Было признано, что французское духовенство должно жить по законам королевства и рассматриваться как составная часть французской нации;

дворянство. Фактически в данный период играло ведущую политическую и социальную роль. Этот класс объединил всех светских феодалов, которые рассматривались не просто как вассалы короля, а как его слуги. Дворянство представляло собой замкнутое и наследственное, в отличие от духовенства, сословие. Класс был неоднороден, выделялось — титулованное, среднее и низшее дворянство;

городское население и крестьяне-цензитарии. Это трудовое население и формирующаяся буржуазия. Единственное податное сословие, платившее все время налоги.

Органы государственной власти. В период сословно-представительной монархии во Франции происходил процесс политической централизации. Сеньориальная власть по существу утратила свой самостоятельный политический характер. Вводилась единая королевская монета на территории всей страны. Решения местных феодалов можно было обжаловать в Парижский парламент.

Это переходный этап к абсолютизму, когда происходит политический компромисс короля и представителей разных сословий.

Государственные органы. До середины XVIв. правила династия Капетов. Со второй половины XVIв. до 1789 г. у власти находилась династия Бурбонов. Первый король из Бурбонов Генрих IV из протестантов перешел в католики и ввел обязательную религиозную веротерпимость по Нантскому эдикту о веротерпимости от 1598 г. При Бурбонах Франция стала процветающей и могущественной не только за счет развития ремесел и торговли, но и за счет колонизации заморских владений.

Сословно-представительная монархия выразилась прежде всего в создании в 1302 г. при короле Филиппе IV общенационального сословно-представительного учреждения — Генеральных Штатов, периодичность созыва которых не была установлена, этот вопрос решал сам король. В данном органе власти были представлены депутаты от имущих сословий. Король собирал Генеральные Штаты по разным поводам, но чаще всего из-за нужды в деньгах. Все дополнительные налоги вводились с их согласия. Генеральные Штаты обращались к королю с просьбами, жалобами, протестами, вносили предложения.

Из прежних государственных должностей сохранила свое значение только должность канцлера, который являлся главой королевской канцелярии, составлял многочисленные королевские акты, назначал на судебные должности, председательствовал в королевской курии и в совете в отсутствие короля.

На базе Королевской курии был создан Большой совет (с 1314 по 1497 гг.), в который входили легисты, 24 представителя светской и духовной знати. Этот орган власти собирался один раз в год, его полномочия носили исключительно совещательный характер. Из Королевской курии выделились королевское казначейство и счетная палата, дававшая королю советы по финансам, проверявшая доходы и т. д.

В XVв. во Франции была создана постоянная королевская армия с централизованным руководством и четкой системой.

Местное управление. Должности прево и бальи сохранялись, но теряли свои военные функции. Король с XVв. назначил в бальяжи лейтенантов с судебными функциями. Ограничивалась свобода городов. Коммуны превращались в органы королевской администрации.

Судебная система была запутанной и включала парламент, королевские суды, сеньориальные, церковные суды.

Тема 6.3 Абсолютная монархия (XVI — середина XVIIIвв.)

Возникновение абсолютной монархии во Франции ученые относят к XVIв. Появление этой новой формы монархического правления вызвано тем, что с конца XVв. в стране началось формирование капиталистического уклада в промыш­ленности и сельском хозяйстве.

Социальная структура. Сохранялись те же сословия. Усилилась неоднородность третьего сословия, куда входили представители зарождающейся буржуазии, в самом низу — крестьяне, ремесленники и т. д. Первые два сословия ― духовенство и дворянство ― полностью сохрани­ли свое привилегированное положение. Значительная часть родовитого «дворянства шпаги» разорилась; их место в землевладении и во всех звеньях королевского аппарата заняли выходцы из городских верхов, которые покупали на правах собственности судебно-административные должности и становились так называемым «дворянством мантии».

Основные черты абсолютной монархии:

1) создавался разветвленный бюрократический аппарат;

2) формировалась профессиональная армия ― опора абсолютизма;

3) укреплялись карательные органы;

4) деятельность сословно-представительных органов сводится «на нет», или они распускаются;

5) в городах ремесло, мелкие цеховые и свободные ремесленники, тор­говцы существовали во всех отраслях, где не было мануфактур;

6) сохранялась собственность сеньора на крестьянские земли, отсюда ― феодальные платежи, церковная десятина и т. д.

Становление абсолютизма в XVIв. имело прогрессивный характер, способствовало завершению территориального объединения Франции, формированию единой французской нации, более быстрому развитию промышленности и торговли.

Государственные органы. Король обладал верховной политической властью, не делимой ни с какими органами. Уже в XVI в. Генеральные Штаты перестают созываться. При монархе действовали Государственный совет, Совет департаментов, Совет приемов. Сохранял свою роль канцлер. Появились новые должности — четыре государственных секретаря по военным, морским, иностранным и делам двора. Важную роль в экономической жизни Франции играет Генеральный контроль финансов, по сути, руководит ею.

Большой совет делится на Верхний совет (в него входили госсекретари по иностранным и военным делам) для решения внешнеполитических вопросов. Совет депеш обсуждал вопросы внутреннего управления, принимал решения, относящиеся к деятельности администрации. Совет по вопросам финансов разрабатывал финансовую политику.

Центральные органы государственного управления в рассматриваемый период делились на две категории:

1) унаследованные от сословно-представительной монархии учреждения, дол­жности в которых продавались. Они частично контролировались знатью и постепенно вытеснялись во второстепенную сферу государственного управления;

2) учреждения, созданные абсолютизмом, в которых должности не продава­лись, а замешались чиновниками, назначаемыми правительством. Они со временем составили основу управления.

В местном управлении, как и в центральных органах, существовали две основные категории:

1) утратившие значительную часть своих реальных правомочий сенешалы, бальи, прево, губернаторы, должности которых уходили своими корнями в про­шлое и замещались родовитой знатью;

2) фактически руководившие местным административным управлением и судом интенданты юстиции, полиции и финансов ― особые уполномо­ченные королевского правительства на местах, на посты которых обыч­но назначались лица незнатного происхождения.

В провинции король направлял интендантов (своего рода администраторов).

С XIVв. учреждается должность прокурора.

Судебная система сохранялась прежняя. Появлялись специализированные трибуналы: коммерческие, банковские, адмиралтейские и др.

Тема 6.4 Право средневековой Франции

Источниками права в средневековой Франции являлись:

обычное право — кутюмы. Особенно велика роль кутюмов в IX—XIIвв. в Северной Франции, которая получила название «страна обычного права», страна «неписаного права»;

римское право, которое было распространено на юге Франции («стране писаного права»), а в XIV—XVвв. преобладало по всей стране;

каноническое право, существовавшее по всей стране;

городское право;

международное морское и торговое право;

законодательство королей, появившееся по мере усиления власти;

дополнительный источник — судебная практика Парижского парламента.

К Xв. во Франции практически перестала действовать «Салическая правда». К обычным правам, которые имели название «кутюмов», переходит решающая роль.

Особенно кутюмы были распространены в Северной Франции, Обычные права отражали реальные потребности территориальных коллективов, отличались необычайной пестротой. Первоначально они носили устный характер, а начиная с XIIIв. кутюмы стали записываться. Так, в XIIIв. в Нормандии был составлен сборник обычного права ― Большой кутюм Нормандии.

На юге Франции, входившей ранее в состав Римской империи, продолжало действовать римское право, которое выступало в качестве объединяющего фактора. Но и там действовали кутюмы. С XIIIв. на юге Франции начинается ренессанс римского права, который связан с деятельностью школы глоссаторов. Отношение французских королей к возрождению римского права было двойственным: они признавали его доктринальное значение, поскольку ссылались на нормы этого права, но ограничивали его практическое применение. К источникам права Франции следует отнести: нормы канонического права, городское право, законодательные акты короля (ордонансы, эдикты, приказы, декларации) и судебную практику парламентов, особенно Парижского парламента.

Тема 7.1 Раннефеодальное государство (X—XIIвв.)

В XI—XIIвв. сформировались следующие основные классы:

военно-рыцарское сословие — верхушка:

герцоги — племенные князья, крупные землевладельцы;

графы — служилая аристократия;

фогты — королевские чиновники, осуществлявшие судебные функции в церковных вотчинах;

церковные магнаты — эта верхушка к XIIIв. оформляется в особое сословие духовных и светских князей;

средние и мелкие рыцари — к XIIIв. превращается в рыцарское сословие;

податное сословие: крестьянство — свободное и несвободное. Свободное — крестьяне-чиншевики — держатели господской земли с выплатой определенной денежной повинности (чинша) и арендаторы — получали землю на временную обработку. Несвободное — полусвободные литы, занимавшие промежуточное положение между крестьянами-общинниками и рабами; батраки и лично зависимые крепостные. По мере развития феодализма грани между крестьянами стирались;

горожане — бюргеры: земельные собственники, торговцы, ремесленники. Не могли рассматриваться как податное сословие, поскольку обложение налогами падало на город, а не на отдельных горожан.

Отсутствие этнической общности в первой трети X—XIIвв., слабые экономические связи между отдельными герцогствами делали единство этого государства относительным.

Временному усилению королевской власти способствовала деятельность Оттона I (936—973), который в своей борьбе с герцогами пытался опереться на церковное землевладение и церковные учреждения, ограничил права герцогов в отношении церкви, частично передал герцогские функции епископам, создал в областях независимые, обладающие иммунитетом, епископские территории за счет передачи под управление епископов герцогских земель или их частей. Духовные феодалы были подчинены исключительно королевской власти. Верховенство короля в церковных делах обеспечивалось тем, что у прелатов отсутствовали наследственные права на земли, а также практикой королевской инвеституры (представление духовного сана светской властью). «Епископальная система» Оттона I позволила ему произвольно назначать епископов, замещать епископские кафедры, пользоваться частью доходов с церковных земель. В 962 г. Отгон I был коронован в Риме императорской короной. Образовалась Священная Римская империя, куда, помимо Германии, включились Италия, часть Южной Франции и территории Центральной и Восточной Европы.

В XIв. началась длительная борьба за инвеституру с папами, т. е. за право назначать в церковные должности. Борьба империи и папства в итоге завершилась подписанием Вормского конкордата (1122), согласно которому, выборы епископов в империи впредь должны были проводиться различно: в Германии — под надзором императора, в других частях — без участия имперской власти. После избрания император вручал епископу светскую инвеституру (власть), папа — символы духовной. Примирение выводило из-под политической подчиненности королей епископов, которым ранее передали государственные права. Центральная власть стала ослабевать, начинается период феодальной раздробленности.

Государственные органы. В X—XIIвв. центральный аппарат сохранял черты дворцово-вотчинной системы управления. Император избирался феодалами, разъезжал со своим двором по империи. Важнейшие государственные функции исполняли высшие слуги дворца — канцлер, маршал. Эти должности постепенно становятся наследственными и возлагаются на крупнейших духовных и светских князей — герцога Саксонского, архиепископа Майнцского — они управляли землями в отсутствие императора.

В начале XIв. при императоре образуется королевский совет — гофтаг, который рассматривал важнейшие государственные дела.

Феодалы со всей Германии собирались на общие съезды для решения важнейших государственных дел.

С XIIв. происходит процесс постепенного разложения системы королевской администрации на местах. В княжествах графы создают свои органы управления.

Военные силы империи подразделялись на имперские и княжеские. Судебная система строилась следующим образом:

для крестьян — суды феодалов в своих владениях;

для свободных — сословные суды: княжеские, графские;

церковные суды;

городские суды в освободившихся вольных городах;

суды представителя сеньора в зависимых имперских городах.

Тема 7.2 Период территориальной раздробленности (XIII—начало XIXвв.)

В XIII—XIVвв. Германия окончательно распадается на множество княжеств, графств, бароний и рыцарских владений, экономически и политически разобщенных регионов. Одновременно завершается оформление системы сословий и сословного представительства.

Особенности социальной структуры — дробность и отсутствие единства в масштабах всей страны. На уровне Германской империи оформились имперские сословия (чины):

имперские светские и духовные князья;

имперские рыцари;

представители имперских городов.

На уровне княжеств появились земские сословия:

дворяне княжеств;

духовенство княжеств;

горожане княжеских городов.

Сословия на уровне городов:

патрициат — городская верхушка;

бюргерство — средняя часть населения;

городской плебс — низший, неимущий слой.

Крестьянство. В Германии в XIVв. выделились три района с различным положением крестьянского населения:

Саксония — существовала практика отпуска крестьян на волю без земли, наделы предоставлялись им в аренду;

Юг и Юго-Запад — крестьяне находились в положении крепостных, барщина была заменена денежной рентой;

Восток — крестьяне владели значительными земельными наделами, обладали экономической самостоятельностью и личной свободой.

1. Тема 7.3 Сеньоральная монархия

Феодальное дворянство и духовенство было разделено по иерархическому принципу на своеобразные ранги, так называемые «щиты». К XIIIвв. ленная (феодальная) иерархия приобрела политически-правовой вид: «Саксонское зерцало» (20-е гг. XIIIв.) упоминает семь военных «щитов» (рангов): король, духовные князья (епископы, аббаты), светские князья, их вассалы и т. д. В ранги были включены и «неблагородные» свободные, получившие название «шеффенское сословие». Из них подбирались судьи в общинных судах — шеффены. Позднее они превратились в низшую категорию «благородных».

Территориальные князья заняли место племенных герцогов франкского времени, составив особое высшее сословие — имперских князей. Из сословия имперских князей выделились курфюрсты — князья-избиратели короля. Фридрих II Гогенштауфен (1220—1250) в 1220 г. передал духовным князьям часть императорских суверенных прав: назначение епископов в их княжествах, основание таможенных дворов и финансовые регалии, право ставить кого-либо вне закона. Духовные лены были объявлены неприкосновенными, а император обязывался их защищать от любых посягательств. Согласно заключенным в 1231—1232 гг. Вормским привилегиям между королем и сословиями, сходные права получали и светские князья: они могли чеканить свою монету, изымались от юрисдикции земских судов, приобрели законодательные права в своих землях. Император распоряжался напрямую только ленами от имени империи и своим собственным доменом; держания второго, третьего и т. д. уровней находились уже вне его контроля и прав.

Номинально с XIIIв. центральный аппарат находился в руках императора, а практически страной управляли коллегия князей-курфюрстов. В отличие от Франции и Англии Германия не имела столицы, казначейства, профессиональной канцелярии, профессионального центрального суда.

Тема 7.4 Сословно-представительная монархия

К XIVв. принцип избрания императора на престол по воле собрания высшей знати империи стал абсолютным. Это было закреплено в особом документе — Золотой булле 1356 г., дарованной королем Карлом IV. Устанавливались права коллегии курфюрстов — из семи князей и архиепископов (владетельных князей Майнца, Кельна, Рейнского, Саксонского, Бранденбургского, короля Богемии) — на своем съезде избирать императора. Эти права были впредь наследственны.

Император оставался главой государства, выполнял функции военного и внешнеполитического координатора действий немецких феодалов. Внутреннее управление сосредоточивалось в руках коллегии семи курфюрстов под председательством архиепископа Майнцского. Булла закрепляла за князьями финансовые регалии, ранее принадлежавшие императору (рудники, чеканку монеты), максимальный судебный иммунитет, право заключать внешнеполитические союзы. Съезд князей становился практически постоянным политическим институтом империи: он должен был происходить ежегодно и вместе с императором решать дела «к общей пользе и благу».

В XIV—XVвв. в Германии образуются два общеимперских учреждения — рейхстаг и имперский суд. Рейхстаг — общеимперский съезд, состоявший из трех коллегий: курфюрстов, коллегии князей, графов и свободных господ и коллегии представителей имперских городов. Компетенция съезда не была точно определена. Рейхстаг обладал правом законодательной инициативы, император испрашивал его согласие по военным, международным и финансовым вопросам.

Члены имперского суда назначались курфюрстами и князьями, городами, а председатель — императором.

К середине XIIIв. княжества оформились в независимые государственные образования, отдельные из них развивались по образцу централизованных западно-европейских монархий.

В XIVв. некоторые княжества-государства трансформируются в сословно-представительные монархии, в которых формируются три замкнутых курии — духовенство, рыцари и горожане. Представители этих земских сословий назначались в ландтаги (сословно-представительные органы). Уполномоченные получали от своих избирателей инструкции, носившие характер обязательных мандатов.

Компетенция ландтагов была разной в различные периоды. Ландтаг считался верховным судом княжества до образования особых судов, а затем — апелляционной инстанцией в отношении этих судов. Данный орган власти вмешивался в управление государством, оказывая влияние на образование состава княжеских советов или на назначение высших чиновников. В компетенцию ландтагов входили избрание государя в случае пресечения правящей династии, отправление некоторых функций в области внешней политики (например, в ряде германских княжеств на объявление войны требовалось согласие ландтага), некоторые церковные дела, полицейские (наблюдение за доброкачественностью чеканки монеты, охрана лесов и др.), военные дела. Наиболее важным правом ландтагов было право противостояния налогам.

Таким образом, ландтаги в известной мере ограничивали власть князей и были, по своей сути, более сословно-представительными органами, чем рейхстаг. Это дает основание сделать вывод о развитии сословно-представительной монархии в Германии в рамках отдельных княжеств, но не в пределах всей империи.

Большую роль в жизни Германии играли города. Управление городом определялось его правовым статусом. Большой самостоятельностью пользовались имперские города, к ним были близки вольные города, меньше прав имели княжеские. В XIII—XIVвв. большинство городов получили политические вольности и являлись самоуправляемыми единицами. Законодательная власть в городах осуществлялась советом, состоявшим из комиссий по отдельным отраслям городского хозяйства. Исполнительная власть принадлежала магистрату во главе с одним или несколькими бургомистрами. Первоначально все городское управление сосредоточивалось в руках патрициата. В XIVв. в ряде городов произошли так называемые «цеховые революции» — движение ремесленников против патрициев. В тех городах, где ремесленники одержали верх, они вошли в состав советов либо сформировали особую коллегию в составе прежнего совета. Во второй половине XIVв. стали возникать союзы городов, необходимые для борьбы с притеснявшими города мелкими рыцарями и князьями.

2. Тема 7.5 «Княжеский» абсолютизм Германии

Экономическое развитие Германии отличалось большой неравномерностью по ее отдельным районам. В то время как в Англии и во Франции развитие торговли и промышленности привело к централизации, в Германии этот процесс обусловил объединение интересов по отдельным землям вокруг местных центров, что способствовало политической раздробленности.

Реформация в первой половине XVIв. ко всем условиям, разъединявшим Германию, прибавила еще одно — вероисповедание: Германия раскололась на протестантскую (север) и католическую (юг) части. Появились социальные движения, наиболее значительными из которых была Крестьянская война 1524—1526 гг. В результате часть духовенства, дворянства была разорена; княжеские города, население участвовавшее в войне, лишились своих привилегий и попали в полную зависимость от князей. Крестьянская война принесла выгоды лишь для князей, власть которая усилилась за счет ослабления городов, оскудения части дворянства, пострадавшего в ходе войны. Князья подчинили и новое протестантское духовенство.

Тридцатилетняя война (1618—1648) закончилась победой князей, их власть еще более усилилась. Они стали почти независимыми от императорской власти: по Вестфальскому миру получили право заключать союзы не только друг с другом, но и с иностранными государствами. Вестфальский мир привел к полному торжеству партикуляризма в государственном строе Германии. Внутри княжеств власть князей продолжала усиливаться. Сословно-представительные учреждения в большинстве княжеств прекратили свое существование, а в остальных — пришли в упадок.

В XVIIв. в германских княжествах установился абсолютизм, отличавшийся от централизованных абсолютных монархий Запада следующими чертами. Во-первых, как и сословно-представительная монархия, он сложился не в рамках всей империи, которая оставалась децентрализованной, а в пределах отдельных княжеских владений. Во-вторых, княжеский абсолютизм явился выражением полного торжества феодальной реакции, ее победы над буржуазным движением и подчинения слабой немецкой буржуазии князьям, в то время как в других странах утверждение абсолютизма было результатом временного равновесия сил дворянства и буржуазии. Наиболее крупными абсолютистскими государствами были Пруссия и Австрия.

Пруссия развивалась по типу военно-полицейского государства. Австрия являлась многонациональной нецентрализованной монархией.

Тема 7.6 Право средневековой Германии

В средневековой Германии право имело свои особенности:

правовой партикуляризм (обособленность) в течение всего периода средневековья. С XII—XIIIвв. формально отсутствовало «общегерманское право», за исключением императорского законодательства по отдельным вопросам. Существовало право различных территориальных образований, включая право городов. Примеры партикулярных правовых систем: каноническое, городское и рецепиированное римское право;

отчетливое обособление норм ленного права (правовые нормы касались высшего феодального сословия);

деление германского права на ленное и земское (право земли, территории);

регулирование одних и тех же отношений различными правовыми системами (ленным, земским, городским, каноническим правом), в зависимости от сословной принадлежности субъекта права и территории;

наличие в германском праве некоторых общих правовых принципов и институтов, которые в последующем легли в основу «общего права» Германии.

Источниками права в средневековой Германии являлись:

обычное право («Саксонское зерцало», «Швабское зерцало»);

городское право — две основные «семьи» городского права — любекское (Северный и Балтийский регион) и магдебургское (на восточных землях, включая Восточную Саксонию, Бранденбург, отдельные области Польши);

торговое право (выделилось из городского права);

каноническое право;

рецепция римского права (c XIV—XVIвв.);

общеимперское законодательство, содержащее в основном уголовно-правовые нормы — «статуты мира», издаваемые в XII—XIIIвв. императором и рейхстагом;

законодательство княжеских органов власти, которое легло в основу земского права.

Тема 7.7 «Саксонское зерцало» как источник обычного права Германии в средние века

«Саксонское зерцало» было написано в 1220-е гг. Эйке фон Репгауи, содержало нормы обычного права и судебной практики северо-восточной Германии, а также специальные разделы, которые были посвящены земскому праву.

Данный юридический памятник подразделялся на две части:

земское право, которое содержало нормы как обычного права, так и императорского законодательства в отношении «неблагородных» свободных;

ленное право, регулировавшее узкий круг вассально-ленных отношений между «благородными» свободными.

Земское право по «Саксонскому зерцалу» содержало:

«конституционные» принципы — вопросы устройства империи;

правовой статус сословий, родства;

семейные и наследственные отношения;

уголовное право и процесс.

В ленном праве действовал принцип единонаследия, лен (земельное владение) переходил только одному сыну. Основу ленной системы составлял договор о верности между господином и вассалом. Ленник давал присягу, на него возлагались три обязанности — верность, служба и участие в феодальной курии сеньора, имел определенные обязательства по отношению к своему господину, поскольку он был его человеком и от него держал лен.

Тема 7.8 «Каролина» (1532) как источник германского средневекового уголовного права

«Каролина» — судебно-наказательное уложение законов империи, предназначенное для руководства в судах империи, в частности, для судей и шеффенов. Шеффены — представители народа, которые, в отличие от суда присяжных, образовывали с профессиональным судьей единую коллегию. В современной Германии с 1950 г. это заседатели из числа граждан, проживающих на территории соответствующего судебного участка.

«Каролина» была принята в правление Карла V (1500—1558). Название происходит в переводе с латинского слова «уложение» и от имени германского короля.

Сборник законов состоит из 219 статей, примерно треть их них (статьи 104—180) посвящены карательному (уголовно-наказательному) праву, остальные — судебно-процессуальному регулированию.

Структура «Каролины»:

статьи 1—32 — состав суда, присяга судей, шеффенов и писца, понятые, основания для ареста;

статьи 33—47 — доказательства и улики;

статьи 48—103 — судебное заседание;

статьи 104—129 — наказание;

статьи 130—156 — о наказании злостных убийц;

статьи 157—192 — о краже;

статьи 193—219 — вынесение приговора.

Данный сборник законов действовал в течение 300 лет и имел следующие особенности:

являлся практическим руководством для судей и шеффенов, цель которого — установить единообразие судопроизводства и состава преступлений;

закреплял некоторые новые моменты в организации правосудия и в толкованиях составов преступлений, зафиксировал переход от обвинительно-состязательного процесса к розыскному (следственному, инквизиционному). Судопроизводство было тайное, письменное и включало три последовательных стадии: дознание (сбор тайной информации), общее расследование (краткий допрос) и специальное рассмотрение (в суде);

содержал общие принципы законодательства о преступлениях и наказаниях: признание ответственности только при наличии вины (иногда по принципу «объективного вменения»); признание своей виновности после пытки; содержал перечень смягчающих (отсутствие злого умысла) или отягчающих вину обстоятельств либо обстоятельств, исключающих наказание (правомерная оборона);

включал право судьи назначать одно или сразу несколько наказаний, принимать во внимание местные обычаи, а также право обращаться за разъяснениями к законоведам;

предусматривалось широкое применение смертной казни в виде колесования, сожжения, четвертования, утопления, погребения заживо для женщин.

В «Каролине» выделяются следующие виды преступлений:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: