Источники римского права 4 страница

против религии;

против государства;

против порядка отправления правосудия (лжеприсяга);

против собственности;

против порядка торговли (обмер и обвес);

против личности (убийство, членовредительство, изнасилование, клевета, оскорбление);

против нравственности (двоеженство, супружеская неверность, разврат, кровосмесительство, сводничество, совращение несовершеннолетних).

Цель наказания — устрашение.

Данный сборник содержит следующие виды наказаний:

смертная казнь;

членовредительские и телесные наказания (урезание языка, ушей, сечение розгами);

позорящие наказания (клеймение);

изгнание;

тюремное наказание;

штраф, конфискация имущества;

дополнительные наказания: терзание раскаленными щипцами перед казнью и волочение к месту казни.

«Каролина» содержала ряд новшеств, касающихся пыток как средства доказательства. Признание обвиняемого должно быть высказано в момент приостановления пытки и повторено вне камеры пыток. От такой процедуры освобождались больные люди, инвалиды, старики, малолетние, иногда лица из высших сословий. Пытки проводились в присутствии судьи, двух шеффенов и писца

Тема 8.1 Возникновение и развитие государственности в Англии V—XIIIвв.

На терри­тории Британских островов в Vв. возникли кельтские и британские протогосударства. История их становления до сих пор недостаточно изучена. Дальнейшему развитию протогосударств бриттов и кельтов помешали начавшиеся с Vв. вторжения германских племен (англов, саксов и ютов).

В VIIв. на территории Британии, за исключением Уэльса, Корнуэла и Шотландии, возник ряд варварских королевств. С VIIIв. все семь королевств создали единое государство под главен­ством Уэссекса. Первым его королем стал Экберт. Немаловажную роль в объедини­тельном процессе сыграло принятие в VIIв. христианства, а позднее — борьба против нашествия скандинавских племен главным образом датчан в IX—XIвв. Все эти факторы способствовали преобразованию существовавших у англосаксов до их вторжения в Англию протогосу­дарств в государство. Основу общества составляли сво­бодные крестьяне-общинники (керлы) и знатные люди (эрлы). Родовая знать сначала занимала особое положение, но постепенно была оттеснена дружинниками, на которых опирался король. Он утверждал свою власть и раздавал земельные пожалования. По мере роста социального неравенства и разложения общины эрлы превращались в крупных землевладельцев — лэндлордов. К XIв. общинные отношения были заме­нены феодальными.

Государственные органы. Во главе государства стоял избираемый король. Высшим государственным органом являлся витанагемот — совет витанов, «мудрых», основными функциями которого были избрание королей и осуществление высшего суда. Англия была разделена на графства во главе с элдорменом, который назначался королем из представителей местной знати с согласия витанагемота. Постепенно в управлении графством возвышается роль личного представителя короля — герефа (королевский минестериал).

Тема 8.2 Централизованная сеньориальная монархия (XI—XIIвв.)

Во второй половине XIв. Британия была завоевана одним из сильнейших пэров Франции нормандским герцо­гом Вильгельмом. В 1066 г. англосаксонский король Гарольд, возгла­вивший рыцарей и крестьянское ополчение, был убит. Вильгельм провозгласил себя королем и назвал страну Англией. Англосак­сонская знать, противившаяся завоевателям, была полностью истреб­лена, а земли у 4 000 англосаксонских лордов отобрали: четвер­тая часть была передана церкви, пятую — король забрал себе, а остав­шаяся земля поделена между знатными французскими баронами. Ка­ждый барон получил семь частей земли, расположенной среди владений других баронов. Все феодалы (крупные и мелкие) бы­ли объявлены непосредственными вассалами короля.

Социальная структура Англии в данный период состояла изкласса:

феодалов, который включал в себя следующие группы:

вассалы короны (графы, бароны);

подвассалы, вассалы второй ступени (средние и мелкие землевладельцы);

духовенства (несли те же службы, что и светские феодалы).

крестьян, которые делились на:

вилланов — лично несвободных, наследственных держателей земли от лорда (большая часть);

свободных;

сокменов (на них распространялась судебная власть лорда манора);

горожан.

Государственные органы. Во главе государства стоял король, обладавший правом верховной собственности на землю. Король чаще жил в Нормандии.

Королевская курия (двор) — собрание непосредственных вассалов и приближенных короля. Во время отсутствия короля страной правил юстицинарий — духовное лицо, знаток канонического и римского права. Его помощником был канцлер, руководивший секретариатом. На местах центральную власть представляли шерифы.

Реформы Генриха II (начало XIIв.). Цель реформ — укрепление королевской власти, создание централизованной общегосударственной бюрократической системы управления и суда.

Реформы были направлены на систематизацию и структуризацию королевской юстиции.

Утверждается деятельность разъездных судов — выездных сессий королевских судей. Англия была разделена на шесть объездных кругов. В ходе судебного объезда судьи наделялись чрезвычайными полномочиями — собирали все иски, осуществляли аресты преступников, расследовали злоупотребления местных чиновников.

Была установлена специальная процедура для рассмотрения дел по земельным спорам: истец покупал у королевской канцелярии специальное распоряжение — приказ о праве, после чего мог быть возбужден гражданский или уголовный иск в королевских судах (разъездные сессии или шерифы).

Возник суд присяжных. Генрих II установил, что для справедливого суда необходимо приглашать 12 чел. для подтверждения виновности.

В связи с судебными реформами в составе королевской курии выделяются следующие ведомства:

канцелярия во главе с канцлером;

казначейство;

центральный («личный») суд короля, резиденция суда располагалась в Вестминстере.

Из королевского суда выделился суд общих тяжб, сыгравший решающую роль в создании «общего права» Англии. Он заседал без участия короля, который был признан Верховным судьей по церковным делам.

Англия продолжала делиться на графства во главе с шерифами и их помощниками — бейлифами. Шериф обладал высшей военной, финансовой, полицейской властью на территории графства.

Осуществление военной реформы способствовало реформированию армии на основе сочетания принципов ополченческой системы и системы наемничества. Воинская повинность была распространена на все свободное население.

Проведение финансовой реформы привело к установлению новых видов налогообложения населения. Личную воинскую повинность можно было заменить уплатой «щитовых денег». Введен прямой налог с городов — тальи и налог на движимое имущество.

Тема 8.3 Предпосылки к созданию в Англии сословно-представительной монархии. Сословно-представительная монархия (вторая половина XIII—XVвв.)

Социальная структура сохраняется прежняя, но развитие товарно-денежных отношений приводит к расслоению сословий. Среди крестьянства выделяются:

фригольдеры — свободные держатели земли от феодала;

копигольдеры — свободные арендаторы земли от феодала по договору (по копии);

вилланы — крепостные крестьяне.

Государственные органы. Закрепляет сословно-представительную монархию Великая хартия вольностей 1215 г. Это жалованная королевская грамота, ставшая итогом борьбы баронства и примкнувших к ним других социальных слоев против королевского и административного гнета.

Причины принятия этого документа были следующие:

Бароны и рыцари пришли на смену англосаксонской знати. Феодалам была предоставлена, а затем и всем свободным людям возможность замены обязательной воинской повинности уплатой щитовых денег, что подорвало могущество крупных и знатных феодальных семей, а королю позволило содержать наемное рыцарское войско;

Суд вершили шерифы, происходившие из рыцарей, поэтому бароны требовали установления для них суда равных;

Взимание налогов и различных платежей была чрезмерное;

Бароны требовали предоставления именно им политической власти, а не рыцарям.

Великую хартию вольностей приняли при Иоанне Беззмемельном, который утвердил ее неохотно.

Был образован совет из 25 баронов и прелатов под руководством короля. Все налоги могли назначаться только с их согласия и на строго определенных основаниях (выкуп короля из плена, замужество дочери, посвящение в рыцари королевского сына). По сути, совет — это будущая палата лордов.

По статье 39 Великая хартия вольностей «ни один свободный человек нe будет арестован или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен вне закона, или изгнан, не иначе как по законному решению суда равных или по законам земли».

Данный документ положил начало образованию парламента и относился к разряду основных конституционных актов Англии, нe раз в последующем переутверждался со значительными сокращениями.

Во время очередной баронской смуты в 1260 г. созывается парламент — собрание знати из баронов, рыцарей и горожан. Эдуард I в 1293 г. добавляет к этому совету палату общин, так как король мог повысить доходы лишь путем дополнительного налогообложения и по согласию тех, кто был в состоянии их платить. В палату лордов входили наследственные лорды (герцоги, маркизы, эрлы, виконты и бароны), а в палату общин — выборные представители из рыцарей, горожан и всех свободных людей. У английского парламента изначально полномочия были выше, чем у подобных учреждений в других странах. Он обладал правом участвовать в издании законов, правом решать вопросы о дополнительных налогах с населения, осуществлять контроль над высшими должностными лицами, и в некоторых случаях выступал в качестве судебного органа.

В графствах королевская власть была представлена шерифами и бейлифами, коронерами, производившими расследование в случае насильственной смерти, и констеблями, выполнявшими полицейские функции.

Судебная система складывалась из:

мировых судов — судьи назначались из местных землевладельцев в графствах;

высших судов общего права, которые делились на:

суд королевской скамьи — высшая апелляционная и надзорная инстанция по уголовным делам;

суд общих тяжб — основной суд общего права, рассматривавший большинство частных гражданских исков;

суд казначейства, рассматривавший финансовые споры.

3) суда лорда-канцлера, из деятельности которого складывалась вторая ветвь английского прецедентного права — право справедливости;

4) разъездных судов, превращающихся в специальные разъездные комиссии;

5) большого жюри присяжных заседателей (23 члена) — органа предания суду, малого жюри (12 членов), которое участвовало в рассмотрении дела;

6) манориальных судов, постепенно утративших свое значение;

7) церковных судов, которые должны были подчиняться королю.

Тема 8.4 «Незавершенность» английского абсолютизма

Особенности английской абсолютной монархии. Наряду с королевской властью продолжал существовать парламент и местное самоуправление. В Англии отсутствовала сильная централизация, сложился незавершенный абсолютизм, так как существовала бюрократизация государственного аппарата и крупная постоянная армия.

Социальная структура включала:

дворянство, из которого выделялись джентри. «Новые дворяне» участвовали в зарождавшихся буржуазных отношениях. Джентри торговали шерстью. Для этого проводились «огораживания», т. е. сгон крестьян с земли, огораживание ее для пастбищ овец;

духовенство;

буржуазию;

крестьянство, делившееся на фригольдерови копигольдеров;

зарождающийся пролетариат.

Государственные органы. Центральные органы состояли из короля, Тайного совета (из высших должностных лиц — лорда-канцлера, лорда-казначея и т. д.), парламента. Высшим церковным органом являлась Высокая комиссия.

В период абсолютизма возросла зависимость системы местных органов управления от центральных органов власти.

Низовой местной самоуправляемой единицей стал церковный приход. В его компетенцию входили вопросы местного церковного и территориаль­ного управления. Собрание прихожан, плативших налоги, решало воп­росы распределения налогов, ремонта дорог и мостов и т. п., а также избирало должностных лиц прихода. Ведение церковных дел осуществ­лялось настоятелем прихода. Его деятельность контролировалась мировыми судьями, которые в свою очередь подчинялись органам управ­ления графствами и центральным органам.

Судебные органы Англии включали следующие инстанции:

центральные суды:

суд королевской скамьи — высшая апелляционная и надзорная инстанция по уголовным делам;

суд общих тяжб — основной суд общего права, рассматривавший большинство частных гражданских исков;

суд казначейства, рассматривавший финансовые споры;

суд лорда-канцлера;

чрезвычайные суды:

Звездная палата (отделение Тайного совета);

судебные советы в графствах;

мировые суды;

разъездные комиссии;

большое и малое жюри.

Тема 8.5 Право средневековой Англии

Английское право не знало обновления ни на базе римского права, ни в силу кодификации, что характерно для французского права и для других правовых систем романо-германской правовой семьи. Оно развивалось автономным путем, контакты с Европейским континентом оказали на него лишь незначительное влияние.

Источниками права средневековой Англии являлись:

правовой обычай («Правда Этельберта» (601—604 гг. н. э.), «Правда Альфреда» (IXв.), «Правда Инэ» (VIIв.), «Законы Кнута» (XIв.));

общее право, которое оформлялось с XIIв. Судебные дела рассматривались с точки зрения доходов казны. С XIIIв. создавались реестры приказов, где были собраны юридические образцы исков — справочники общего права до XVв. С XIIIв. развивается теория судебного прецедента, публикуются решения королевских судов;

право справедливости, которое формировалось на основании деятельности суда лорда-канцлера и являлось «милостью короля», а не исконным правом потерпевшего. Данная ветвь прецедентного права решала те вопросы общественной жизни, которые не охватывались общим правом. Право справедливости с 1616 г. стало ветвью, главенствующей над общим правом;

правовые трактаты английских юристов по наиболее важным и сложным правовым вопросам;

королевское или статутное право. Законы короля — ассизы, хартии, ордонансы, статуты. Статут — акт, принятый парламентом и подписанный королем, который не мог обсуждаться в судебном порядке;

каноническое право;

торговое право.

В раннефеодальных государствах, возникших на территории Британии, основным источником права считался обычай. В некоторых государствах издавались сборники обычаев с включением норм, законодательно утвержденных государственной властью —«Правда Этельберта», «Правда Инэ», «Законы Кнута».

После нормандского завоевания старые англосаксонские обычаи, носившие местный, территориальный характер, продолжали действовать. Но в дальнейшем развитие английской правовой системы пошло по пути преодоления партикуляризма и создания общего права для всей страны. Особую роль в этом процессе сыграли разъездные королевские судьи.

Правила для своих решений королевские судьи черпали не только в знании правовых обычаев, но и в предыдущих решениях су­дов и указаниях, которые содержались в королевских указах, вы­дававшихся за плату лицам, обращавшимся за судебной защитой. Каждый указ (по конкретному делу) составлялся по определенному образцу в выражениях, однооб­разно формулировавших правоотношения того или иного типа. В начале XIII в. указы были настолько многочисленны, что появился «Реестр указов» — сборник, представлявший собой как бы неофициальный справочник по общему праву и постоянно по­полнявшийся новыми указами. Королевские указы по судебным делам в XII—XIIIвв. сыграли очень большую роль в образовании английского общего права, но основным его источником были ре­шения королевских судов. С XIIIв. в королевских судах стали составлять протоколы судебных заседаний, «свитки тяжб», которые потом заменили сборниками судебных отчетов. Именно в это время зарождается основной принцип общего права: решение вышестоящего суда, записанное в «свитки тяжб», является обязательным при рассмотрении аналогичного дела этим же или нижестоящим судом. Данный принцип стал называться судебным прецедентом.

Таким образом, общее право — это практика королев­ских судов, закрепленная в судебных протоколах.

Спустя некоторое время сложилась достаточно сложная формальная процедура рассмотрения дела в суде общего права, которая проходила определенные стадии.

Истребование в королевской канцелярии «приказа о праве» и применение необходимой для каждого случая формы иска. Таких форм к XIIIв. в Англии сложилось 56. Именно с отыскания нужной формы иска начиналось судопроизводство по делу. Если истец не определял форму иска, процесс не мог состояться. А с учетом консерватизма исковых форм (к концу XIXв. их было 76) правовые лакуны были невосполнимы.

После выбора формы иска начиналось предварительное производство по делу. Сложность, формализованность, поиск прямых улик, опросы свидетелей — этот процесс длился иногда годами. Упростить его было невозможно, так как требовалось соблюдать каноны надлежащей правовой процедуры.

Собственно процесс рассмотрения дела в суде — открытый, состязательный, формализованный, с участием присяжных — последняя стадия. Она завершалась вынесением решения по делу, обжаловать которое по общему правилу было невозможно (допускалось истребовать только приказ об ошибке). Если одна из сторон ошибалась на какой-то стадии процесса, она проигрывала дело. Главными недостатками данной системы стала сложность процедуры, ее длительность, а также загруженность общих судов.

Кроме этого в XIVв. развитие общего права стало останавливаться, так как королевские судьи крайне неохотно шли на создание новых прецедентов. Но потребность в развитии торгового оборота, меняющаяся обстановка, новые общественные отношения явились причинами появления новой системы права — права справедливости, существовавшей одновременно с системой общего права.

«Суд справедливости» возник в результате подававшихся королю прошений и жалоб (петиций). В случае, если кто-либо не находил защиты своих нарушенных прав в судах общего права, он обращался к королю за «милостью» разрешить его дело «по совести». С возрастанием таких дел был учрежден суд канцлера («суд справедливости»). Данный суд не требовал приказа о праве и подбора формы иска. После подачи жалобы потерпевшего канцлер издавал приказ о вызове ответчика, который представлял свои объяснения. Дело могло быть рассмотрено даже в отсутствии сторон, но только при наличии письменных материалов. Формально он не руководствовался никакими нормами права, а лишь внутренним убеждением, вместе с тем при вынесении решений использовал принципы канонического и римского права. При этом свои решения суд канцлера формулировал на латыни, в то время как общие суды использовали французский (нормандский диалект). На первый план в праве справедливости выдвигается не соблюдение традиции, а действительная защита нарушенных прав, при этом сословная принадлежность человека роли не играла. Важное место заняла защита интересов, вытекающих из договоров. Суд канцлера на этом этапе явился в целом защитником интересов нарождающейся буржуазии против феодальной аристократии. Право справедливости дополняло общее право, восполняло его пробелы, базировалось на принципе прецедента.

Источником английского феодального права являлись также статуты, законодательные акты центральной власти.

Законодательная деятельность английских королей (после нормандского завоевания 1066 г.) выражалась в издании нормативных актов, носивших название хартий, статутов, ассиз, провизий.

В середине XIVв. парламент — орган законодательной власти, и его участие в принятии статутов являлось обычной практикой. В XVв. палата общин стала подавать королю петиции, содержавшие готовый текст статутов, что еще более усилило законодательную власть парламента. Совокупность заключительных актов короля и актов, принятых совместно с королем и парламентом, получила название статутного прав а.

Модуль 9. Государство и право в странах средневекового Востока

Описание

Наибольшие трудности у историков возникают при определении нижних и верхних хронологических границ средневековья применительно к восточным обществам.

Выделяя наиболее общие черты сходства социально-экономической эволюции средневековых стран Востока (Китая, Арабского халифата, Японии), следует отметить, что ни одна из этих стран не достигла в эпоху средневековья европейского уровня позднего феодализма, когда в его недрах начинают развиваться капиталистические отношения. Замедленный характер развития определил устойчивую многоукладность средневековых восточных обществ, длительное сосуществование патриархально-родовых, клановых, рабовладельческих, полуфеодальных и прочих укладов.

Специфические черты социально-политического развития стран Востока определялись тем обстоятельством, что здесь не сложились государственные формы, свойственные феодальной Западной Европе, т. е. не было ни сеньориальной монархии, ни сословно-представительной. Они могла сложиться только в обществе, где процесс образования классов носил завершенный характер.

Распространенной формой восточного средневекового государства стала наследственная монархия, в которой отсутствовали институты, ограничивающие власть правителя. Вместе с тем эти государственные формы не являлись идентичны. Различными были уровень централизации в этих государствах, степень применения военно-деспотических средств и методов осуществления государственной власти. Более того, они менялись и на отдельных этапах развития конкретных восточных средневековых государств. Бесспорную специфику социально-политической структуре восточного общества придавала господствующая в том или ином обществе религиозная идеология, само отношение членов общества к религии и власти. Вместе с тем в государственном аппарате всех восточных обществ можно выявить ряд общих черт: его громоздкость, дублирование функций и пр. Административные, налоговые, судебные функции не были с достаточной четкостью распределены между отдельными звеньями государственного аппарата. Не отличались четкостью и сами принципы создания вооруженных сил.

Значительная часть правящего класса была представлена неофициальными звеньями управленческой структуры.

Много общих черт было присуще при всем их разнообразии и нормативным системам, праву средневековых стран Востока. Следует отметить, прежде всего, консерватизм, стабильность, традиционность норм права и морали.

Тема 9.1 Арабский халифат

Арабский халифат сложился в VIIв. в результате объединения арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров, между Ираном и Северо-Восточной Африкой. Характерной чертой стала религиозная окраска этого процесса. Государство складывалось под влиянием новой мировой религии — ислама. Распространение религии и зарождение Арабского государства связано с именем Мухаммеда (около 570—632), который в 40-летнем возрасте уверовал в свою великую миссию, провозгласил необходимость установления единого бога (Аллаха) и нового общественного порядка, способствовавшего объединению арабских племен.

В 622 г. Мухаммед из Мекки перебрался в Медину, где была образована мусульманская община, перестроившаяся в 20—30-е гг. VIIв. в государственное образование. Сам Мухаммед являлся духовным, военным предводителем и верховным судьей. Муджахиры и ансары консолидировались в привилегированную группу, получившую исключительное право на власть. Из этой группы после смерти пророка стали выбирать новых вождей мусульман, четырех первых халифов.

История Арабского халифата складывалась из следующихпериодов:

дамасский (661—750), династия Омейядов;

багдадский (750—1258), династия Аббасидов.

Социальная структура на данных этапах состояла из:

мусульман, которые платили закят, своего рода добровольные выплаты имущих, составляющие сороковую часть доходов от недвижимого имущества (2,5%);

немусульман (зиммий), которые платили поземельный налог — харадж, составляющий от одной трети до двух третей урожая и подушную подать — джизью. Величина налогов и их количество периодически менялись, что приводило к восстаниям среди зиммиев.

Государственный строй дамасского периода. На первом этапе в Арабском халифате существовала относительная централизованная теократическая монархия. В руках халифа была сосредоточена духовная (имамат) и светская (эмират) власть, которая считалась неделимой и неограниченной. С династии Омейядов власть передавалась по завещательному принципу. В дальнейшем главным советником и высшим должностным лицом при халифе стал визирь. Согласно мусульманскому праву визири могут быть двух типов: с широкой властью или с ограниченными полномочиями, т. е. только исполняющие приказы халифа. В раннем халифате практиковалось назначение визиря с ограниченной властью.

Центральные органы государственного управления назывались диванами, это были специальные правительственные канцелярии, которые выполняли функции, связанные с военными, внутренними делами, почтовой службой, тайной полиции.

Местное управление. К VIIIв. территория халифата делилась на провинции во главе с назначаемыми халифами военными наместниками — эмирами и их помощниками — наибами.

Судебная система. Судебные функции были отделены от административных. Местные власти не имели права вмешиваться в решения судей. Отправление правосудия осуществляло духовенство.

Верховным судьей являлся халиф. На практике высшую судебную власть осуществляла коллегия авторитетных богословов, одновременно являвшихся правоведами. От имени халифа они назначали нижестоящих судей из представителей духовенства — кади и специальных уполномоченных, которые контролировали их деятельность на местах. Функции кади были обширны: рассмотрение судебных дел, наблюдение за исполнением решений, надзор за местами заключения, функции нотариусов и т. д.

Колебания налоговой политики и принципов землепользования приводили к недовольству среди мусульман и немусульман. В результате этих волнений к власти приходит династия Аббасидов (750—1258). Они стремились не присоединять новые земли, а удерживать прежние, но безуспешно. К IXв. халифат начинает распадаться.

Причинами распада являются:

фактическое ограничение светской и духовной власти халифа. Большие полномочия сосредотачивались в руках у визиря, который превращается в фактического руководителя государства. Духовную власть халиф делит с верховным кади, руководившим судьями и системой образования;

возросшая роль армии, ее влияние на политическую жизнь. В конце VII — середине VIIIвв. проводятся военные реформы. До реформирования армия состояла из двух частей под командованием особых полководцев. Это было постоянное войско, состоявшее из воинов-мусульман (занимали привилегированное положение) и добровольцев (ополчения). Пополнялась армия за счет ополченцев. При Аббасидах на смену ополчению приходит профессиональная наемная армия, главное место в которой занимала гвардия халифа, составленная из мамлюков. Мамлюки — рабы тюркского, кавказского, славянского происхождения, захваченные, купленные либо взятые в форме налога «кровью» с покоренных народов. Они воспитывались в Багдаде, были лишены родственных связей, зависели от милостей халифа. Но вскоре мамлюки начали диктовать свою волю халифам и свергли их;

усиление сепаратистских тенденций в провинциях и власти эмиров, которая начинает передаваться по наследству. В конце IXв. халифат распался на эмираты и султанаты — независимые государства в Испании Марокко, Египте, Средней Азии и Закавказье. Багдадский халиф оставался духовным главой суннитов и к Хв. контролировал лишь часть Персии и столичную территорию. В XIII—XVIв. восточный халифат был завоеван монголами и упразднен. Резиденция халифа перенесена в Каир, в западную часть халифата, который был захвачен в XVIв. турецкими султанами.

Средневековое мусульманское право (шариат) возникло и оформилось в рамках Арабского халифата. В первые два века (в начале VIIв.) шариат сложился и развивался как строго конфессиональное право, органически слитое с исламом. Шариат в переводе означает «путь следования», «то, что открыто Богом» — свод мусульманских правовых и теологических нормативов, закрепленных в Коране и Сунне; универсальная нормативная система, отождествляемая с мусульманским правом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: