Завершающим этапом работы дирижера и руководимого им хора, конечным результатом, по которому оценивается эффективность и целесообразность всех предшествующих усилий, является концерт. На концерте дирижер, как всякий исполнитель, выступает посредником между композитором и слушателем, беря на себя полную ответственность за качество интерпретации музыки не только перед ними, но и перед вверенным ему коллективом. Слушатели, пришедшие на концерт, ждут от дирижера не просто воспроизведения созданной композитором музыки, но и ее творческого переосмысления, ее новой трактовки.
Публичное выступление требует от дирижера и участников хора целостного воплощения замысла как бы набело, для чего необходимы предельная концентрация духовных и физических возможностей, собранность, воля, точность и ясность выражения.
Обычно во время концерта между хором и слушателем возникает та невидимая, но угадываемая взаимосвязь, по которой исполнители получают сигнал о степени восприятия произведения слушателями. Общее настроение, возникающее в, зале, заражает и публику, и хор, создает определенную атмосферу концерта. Если такой контакт установлен, если исполнители ощущают доброжелательность и интерес слушателей, это вызывает у них воодушевление, усиливающее, в свою оче-
|
|
Специфика концертного исполнения
редь, эмоциональное воздействие на аудиторию. Если же слушатели относятся к исполнителям с некоторым предубеждением или равнодушием, это непременно негативно скажется на творческом и эмоциональном тонусе дирижера и участников хора, следовательно, и на качестве исполнения.
Дирижер приходит на концерт во всеоружии своего мастерства. Но его исполнение будет маловпечатляющим, если оно не окрашено подлинным артистическим вдохновением. «Во время концерта, — писал Ш. Мюнш, — надо довести до предельного напряжения все чувства. В этом и состоит основная миссия дирижера. Иначе он окажется просто регулировщиком, который распределяет движение потока музыки по многим путям, направляя его через сложный перекресток, или же он будет походить на офицера, который отвечает за то, чтобы скрупулезно выполнялись отданные им приказы1». В то же время вдохновение — не стихийное проявление эмоций, захлестывающее артиста. Это состояние сознательно контролируемое и направляемое его волей, это умение максимально сосредоточиться на исполняемом произведении.
Конечно, торжественность обстановки концертного зала, реакция слушателей способствуют творческому подъему. Однако и выступление в маленьком клубе перед аудиторией всего в несколько человек может быть не менее вдохновенным. Выступая на любой площадке, дирижер обязан полностью отдаваться исполнению и требовать максимальной самоотдачи от хора.
|
|
Во время подготовки к концерту оказывают большое влияние на исполнителей и внешний облик, и настроение, и поведение дирижера. Здесь имеет значение все: взгляд, осанка, интонации голоса, манера общения с окружающими. Дирижер должен быть воодушевлен, но при этом подтянут, собран и обязательно спокоен. Как увязать это с творческим волнением перед концертом, естественным для каждого исполнителя?
Конечно, мы погрешим против истины, если скажем, что дирижер не волнуется или не должен волноваться. Да, волнуется, и иногда очень. Причем помимо творческого, артистического волнения дирижер не застрахован от волнений бытового характера. Бывает, что перед концертом он излишне раздражен из-за организационных неувязок, недостаточной
1 Мюнш Ш. Я — дирижер. — М., 1965. — G. 64.