Специфика концертного исполнения

Завершающим этапом работы дирижера и руководимого им хора, конечным результатом, по которому оценивается эффек­тивность и целесообразность всех предшествующих усилий, является концерт. На концерте дирижер, как всякий испол­нитель, выступает посредником между композитором и слу­шателем, беря на себя полную ответственность за качество интерпретации музыки не только перед ними, но и перед вве­ренным ему коллективом. Слушатели, пришедшие на кон­церт, ждут от дирижера не просто воспроизведения созданной композитором музыки, но и ее творческого переосмысления, ее новой трактовки.

Публичное выступление требует от дирижера и участников хора целостного воплощения замысла как бы набело, для чего необходимы предельная концентрация духовных и физичес­ких возможностей, собранность, воля, точность и ясность выражения.

Обычно во время концерта между хором и слушателем воз­никает та невидимая, но угадываемая взаимосвязь, по кото­рой исполнители получают сигнал о степени восприятия про­изведения слушателями. Общее настроение, возникающее в, зале, заражает и публику, и хор, создает определенную атмос­феру концерта. Если такой контакт установлен, если испол­нители ощущают доброжелательность и интерес слушателей, это вызывает у них воодушевление, усиливающее, в свою оче-


Специфика концертного исполнения



редь, эмоциональное воздействие на аудиторию. Если же слу­шатели относятся к исполнителям с некоторым предубежде­нием или равнодушием, это непременно негативно скажется на творческом и эмоциональном тонусе дирижера и участни­ков хора, следовательно, и на качестве исполнения.

Дирижер приходит на концерт во всеоружии своего мастер­ства. Но его исполнение будет маловпечатляющим, если оно не окрашено подлинным артистическим вдохновением. «Во время концерта, — писал Ш. Мюнш, — надо довести до пре­дельного напряжения все чувства. В этом и состоит основная миссия дирижера. Иначе он окажется просто регулировщи­ком, который распределяет движение потока музыки по мно­гим путям, направляя его через сложный перекресток, или же он будет походить на офицера, который отвечает за то, чтобы скрупулезно выполнялись отданные им приказы1». В то же время вдохновение — не стихийное проявление эмоций, захлестывающее артиста. Это состояние сознательно конт­ролируемое и направляемое его волей, это умение максималь­но сосредоточиться на исполняемом произведении.

Конечно, торжественность обстановки концертного зала, реакция слушателей способствуют творческому подъему. Од­нако и выступление в маленьком клубе перед аудиторией все­го в несколько человек может быть не менее вдохновенным. Выступая на любой площадке, дирижер обязан полностью от­даваться исполнению и требовать максимальной самоотдачи от хора.

Во время подготовки к концерту оказывают большое влия­ние на исполнителей и внешний облик, и настроение, и пове­дение дирижера. Здесь имеет значение все: взгляд, осанка, ин­тонации голоса, манера общения с окружающими. Дирижер должен быть воодушевлен, но при этом подтянут, собран и обя­зательно спокоен. Как увязать это с творческим волнением перед концертом, естественным для каждого исполнителя?

Конечно, мы погрешим против истины, если скажем, что дирижер не волнуется или не должен волноваться. Да, волну­ется, и иногда очень. Причем помимо творческого, артисти­ческого волнения дирижер не застрахован от волнений быто­вого характера. Бывает, что перед концертом он излишне раздражен из-за организационных неувязок, недостаточной

1 Мюнш Ш. Я — дирижер. — М., 1965. — G. 64.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: