Основные исторические формы позитивистской философии

Одним из ведущих направлений философии XX века является философия науки - совокупность различных философских течений и школ, для которых основным и единственным предметом анализа выступает научное знание.

Начальной версией философии науки стал позитивизм, сложившийся на протяжении первой половины XIX в. во Франции (Огюст Конт, 1798-1857) и Англии (Джон Миллъ, 1806-1873 и Герберт Спенсер, 1820-1903). Главный тезис позитивизма заключался в том, что подлинно научное, положительное ("позитивное") знание о мире может быть получено лишь специальными, т.е. естественными науками, которые владеют такими важными методами познания, как наблюдение и эксперимент, и опираются на бесспорные факты. "Уступить место" такому позитивному знанию должны все прежние умозрительные, туманные и бесплодные рассуждения дисциплин, которые до этого пытались привести в систему богатый эмпирический материал естествознания и обнаружить в нем всеобщие начала, принципы и законы бытия. Лишь позитивное знание, которое может быть непосредственно дано в опыте и результатах его логической обработки, удобно для практического применения и в первую очередь необходимо человеку.

Огюст Конт обосновывает свою концепцию науки тремя основными законами.

1.Закон трех стадий, отражающий этапы человеческого познания мира. На первой теологической стадии, человек объясняет мир с помощью сверхъестественных или божественных сил. На второй, метафизической стадии, характерно объяснение мира с помощью неких первоначал, и первосущностей
(субстанций, идей и т. д.), которые лежат в основе всех вещей и явлений, но не даны нам в непосредственном опыте. На третьей, позитивной стадии развития познания наука фиксирует то, что открывается в опыте, формулирует законы как выражение связей между явлениями и старается дать ответ на вопрос "как?"

2. Закон постоянного подчинения воображения наблюдению. Его смысл и назначение заключаются в том, чтобы "обуздать" неуемную творческую фантазию ученого, отвлечь его от умозрительных, не опирающихся на опыт размышлений.

3.Энциклопедический закон, проявляющийся в классификации
основных наук. Конт выделяет наиболее совершенные науки: математику, астрономию, физику, химию, физиологию. В этой классификации просматривается ориентация на естественнонаучное знание.

Основное содержание эмпириокритицизма (философии "критического опыта") составили идеи, высказанные немецким философом Эрнстом Лаосом (1837-1885), швейцарским философом Рихардом Авенариусом (1843-1896), австрийским физиком Эрнстом Махом (1838-1916).

Они разработали главные принципы, которые должны быть положены в основание научного исследования:

1.Принцип «корреляции» или "координации" то есть соотносительной связи субъекта и объекта в процессе познания. Согласно ему, научное знание зависит в своем содержании, от субъекта познания, ибо он реально имеет дело в опыте только со своими ощущениями.

2.Принцип критики опыта с целью очищения его содержания от ненужных иллюзий, выдумок, теоретических фантазий.

3. Принцип экономии мышления, выступающий логическим продолжением принципа критики опыта, требует от ученого "экономии сообщения и понимания".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: