Мы влезли в воду, не зная броду: парламентарии о рисках, связанных с УЭК

Агентство "Русская планета" опубликовало статью Как потерять и вернуть суверенитет, в которой заявляет, что новые информационные технологии ставят Россию под внешнее управление. В статье, в частности, говорится:

"2 апреля состоялось заседание Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества, на котором рассматривались проблемы и риски, связанные с переходом документооборота в электронный формат...

12 декабря 1993 года была принята Конституция РФ. В четвертой части статьи 15 она утверждает верховенство международного права над российским... С момента принятия "прозападной" Конституции Россией был подписан ряд международных соглашений, обязывающих ее стать частью глобального информационного общества и стоящих выше нашего Основного закона... Правительство страны подписывало всевозможные международные хартии, договоры, программы, суть которых по существу сводится к одному - в любой момент любые данные о российском гражданине могут быть раскрыты по требованию той или иной международной организации, радеющей за развитие "открытого информационного сообщества". Причем для того, чтобы открыть эти данные, в большинстве случаев не требуется ни согласия самого гражданина, ни даже согласия государства - документы уже подписаны и согласие дано...

Принятый в 2010 году Госдумой федеральный закон № 210 предусматривает выдачу универсальной электронной карты (УЭК) - мультидокумента, который будет выполнять функции одновременно паспорта, водительских прав, пенсионного, страхового и медицинского полисов и т.д. Информация хранится на RFID-чипе карты, для доступа к данным достаточно нехитрого считывающего устройства. "УЭК концентрирует в единой базе все информацию о человеке, при этом безопасность данных ни законом, ни техническими средствами не гарантирована, - говорит депутат Мосгордумы от КПРФ Андрей Клычков. - В этом плане интересен международный опыт. Многие страны, развивая электронные технологии, столкнулись с проблемой хищения данных. Поэтому в Германии единая карта законодательно запрещена из соображений безопасности граждан. В Великобритании в 2010 году по этой же причине был запрещен единый регистр, уничтожены базы данных. Южная Корея создала электронное правительство, но из-за высокого уровня электронного мошенничества население фактически отказалось пользоваться этими услугами". Нужно ли все это России?

Особой проблемой видится получение военнослужащими универсальной электронной карты, от которой сейчас призывники фактически не могут отказаться, даже несмотря на разъяснение Генпрокуратуры - ведомство указало, в каких частях могут служить граждане, не желающие получать УЭК. Любая информация о военнослужащем, имеющем карту, включая его местонахождение, дисклокацию войск, в которых он служит, перестанет быть гарантированно закрытой. А значит, и обороноспособность страны будет под ударом.

На рассмотрении в Госдуме находится законопроект "О государственной биометрической регистрации в Российской Федерации". Он предусматривает создание биокарты для каждого россиянина. В ней будут регистрироваться персональные данные и биометрическая информация. В биокарте будут записаны имя человека, возраст, место и дата рождения, документы, удостоверяющие личность, отпечатки всех ногтевых фаланг пальцев рук, контрольные оттиски пальцев рук, оттиски ладоней рук, результаты геномной регистрации. Законопроект предусматривает необходимость биокарты для всех госслужащих, военных, разведчиков.

Характерно, что в Израиле действует приказ, который строго запрещает сотрудникам служб государственной безопасности участвовать в программе, подразумевающей выдачу биометрических паспортов. Кроме того, запрещено получать биометрические паспорта сотрудникам разведки МОССАД и службы внутренней безопасности ШАБАК, запрет на получение биометрических документов распространяется и на всех военнослужащих, имеющих доступ к государственной тайне.

Позиция противников введения УЭК, изложенная, в частности, 30 марта в резолюции круглого стола об электронном обществе в Госдуме, состоит в том, что права граждан России не должны ущемляться из-за начала использования новых технологий, а суверенитет страны не должен подвергаться опасности из-за желания некоторых прозападно настроенных российских политиков "быть открытыми миру". Именно поэтому вместо введения технологии, угрожающей интересам России, предлагается вернуться к традиционной системе взаимодействия между государством и гражданином, отменив все относящиеся к ней международные документы, российские стратегии и концепции, а также закон № 210 об УЭК. Вместо них целесообразно принять закон о паспорте РФ, в котором будет прописано, что в основном документе гражданина страны должна отсутствовать биометрическая информация.

Эти решения вряд ли будут приняты Госдумой в полном объеме. Однако у граждан должен быть выбор: их нельзя выбрасывать из социума из-за отказа от передачи для обработки персональных данных либо электронного носителя с личными данными".

"Видите ли вы опасность в переходе на электронные документы и в создании баз данных, фиксирующих разнообразную информацию о жизни человека? Как, на ваш взгляд, здесь должно действовать государство и что делать обычному человеку?" - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к представителям верхней и нижней палат парламента.

Вадим Тюльпанов

Председатель Комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности (Ненецкий автономный округ). Член ЕР

07.04.2015 17:28

У меня переход на электронные документы не вызывает никаких опасений. В декабре прошлого года я для получения нового загранпаспорта сдал отпечатки пальцев - ничего страшного в этом не было. Думаю, что в ситуации, когда мир идет по пути глобализации, когда над всеми нами висит серьезная террористическая угроза, любые меры безопасности лишними быть не могут.

Получение карт нужно начинать, конечно, с добровольцев - принуждения быть не должно. Понятно, все новое пугает, люди ко всяким нововведениям относятся настороженно. Помню, когда я был председателем питерского заксобрания, мы пытались ввести карточки для получения зарплаты. Вначале желающих было процентов 30, зато сейчас и в заксобрании, и в Совете Федерации все перешли на такие зарплатные карты.

Сомневаюсь, что по УЭК можно определить местонахождение человека. Вычислить его можно по мобильному телефону, еще проще - по айфону: вот, чего надо бояться.

Сергей Батин

Член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (Республика Татарстан)

07.04.2015 17:03

Изначально эта инициатива принадлежала министру связи и массовых коммуникаций Николаю Никифорову. Считаю, пора начать широкое внедрение такой программы. УЭК не только удобна: с ее помощью можно будет снизить уровень коррупции, поскольку вся документационная база по всем гражданам будет храниться в одном месте.

А военнослужащих можно вычислить и по зарплатной карте, и иными способами, - впрочем, как и других граждан тоже. И сейчас об абсолютной безопасности личных данных нельзя говорить. Разве информация о здоровье в поликлинической медкарте надежно защищена, разве банковские карты, банковские электронные системы не дают сбоев?! Уверен, если задастся целью обеспечить безопасность данных на УЭК, этот вопрос можно будет подтянуть.

По моему мнению, УЭК - это первый шаг. Далее последует полный отказ от наличных денег - массовый переход на электронные платежи, как в Норвегии. У нас как: зарплата на банковскую карту пришла - люди идут, всю ее снимают и везде расплачиваются наличными. В Норвегии же хождение наличных минимально - 98% всех операций идет в электронном виде. Почему так? Потому что мы только учимся культуре потребления, да и считывающих устройств у нас в стране не хватает, особенно в небольших городах, - что, пожалуй, главное.

Электронные деньги - это, как УЭК, не только удобно, но и отличный способ борьбы с коррупцией. Электронные деньги, в отличие от наличных, всегда оставляют след: откуда они получены, на что потрачены, куда переведены.

Первоначально универсальные электронные карты можно раздавать только желающим: люди поймут, что это удобно, и своим примером переубедят противников УЭК.

Вячеслав Шверикаc

Член Комитета Совета Федерации по экономической политике (Республика Адыгея)

07.04.2015 16:57

Сразу оговорюсь: я рассуждаю не как специалист, а как потребитель. С житейской точки зрения, как мне кажется, одна карта, хранящая в себе все документы, - это очень удобно. Сколько раз было в моей практике - вроде бы все документы принес, а все-таки какого-то одного обязательно недостает. С УЭК же они всегда под рукой.

Вот биокарта с отпечатками пальцев, ладоней (генокода еще недостает) как-то действительно пугает - здесь бы не перемудрить. С другой стороны, если подумать, мы все и так "под колпаком", так что хуже уже не будет.

Сомневающиеся граждане, думающие, что УЭК - зло, как только начнут пользоваться такой картой, увидят, что это удобно, и, полагаю, все их страхи и опасения пройдут. А чтобы личные данные людей были хорошо защищены, необходимо привлечь серьезных специалистов, которые выработают надежную систему защиты. Тех же, кто связан с безопасностью страны, в этот проект, наверное, включать не стоит.

Правда, эта вещь дорогая, вряд ли сегодня для ее запуска подходящее время. По-видимому, к ней разумней будет вернуться года через два и начать с пилотного режима, опробовав на нескольких регионах.

Владимир Федоткин

член Комитета ГД по бюджету и налогам, фракция КПРФ

07.04.2015 16:54

Сразу хочу отметить, что опасения относительно введения Универсальной электронной карты высказывают у нас многие крупные эксперты, академики, а не только бабушки и дедушки. Звучали они и 30 марта на организованных нашей фракцией больших депутатских слушаниях "Электронное общество: перевод России под внешнее управление".

Большинство войн в истории человечества всегда упреждались сбором информации о том или ином государстве, о состоянии народа, экономическом потенциале. Так вот, при переходе на УЭК вся подобная информация о нашей стране будет собираться на какой-то одной машине. Фактически мы сами будем давать кому нужно и кому не нужно эту информацию.

Между тем, по данным многих специалистов уже сейчас Россия занимает второе место в мире по краже конфиденциальных материалов, - государственного характера или информации в области предпринимательства, - с электронных носителей. По сути, все данные, которые вы занесете в электронную сеть, уже через минуту будут известны за пределами страны. Компьютеры, программы обеспечения, серверы у нас везде американские - другого просто нет.

Более того, информация, которую в электронном виде соберут о каждом человеке или предприятии может использоваться не только нашими западными геополитическими противниками. Ею могут воспользоваться просто жулики, чтобы отследить движение чьих-то средств, украсть их, снять со счетов. С ее помощью можно будет давить на определенных чиновников, заставляя их пойти на какие-то нечестные шаги, шантажировать бизнесменов.

Да, у нас приняли закон о переходе на УЭК, но при этом не просчитали, как защитить отдельного человека и государство от возможных рисков. Фактически мы полезли в воду, не зная броду. А ведь на Западе существуют уже целые фирмы по сбору и обработке информации! Если даже министерство обороны США не может защитить своей сервер от хакерских атак, то что тогда говорить о нашей стране, у которой собственных компьютерных разработок и программ так и не создано?!

Считаю, что на данный момент наше общество, и прежде всего власть, не способны защитить страну от хищений электронной информации, даже если она составляет гостайну. Уверен, что без развития своей электронной промышленности, а также без высокого уровня культуры и нравственности в обществе, электронная обработка персональной информации о наших гражданах принесет нам очень много бед. Вначале нужно все просчитать и взвесить со специалистами, найти риски и противоядия им, а потом уже внедрять.

Какие бы ни были у нас международные соглашения, предусматривающие переход на УЭК, сегодня нужно остановиться и сказать: ребята, нам это не подходит, это нарушает нашу безопасность.

Нам удалось добиться переноса начала процесса внедрения УЭК с 2015 на 2017 год. Это была небольшая, но победа. Теперь мы будем настаивать на принятии закона о добровольном характере получения этой карты. Если люди не согласны на УЭК, они должны иметь право жить с обычным паспортом и получить твердые гарантии, что не будут при этом ущемляться ни в одном из своих гражданских и социальных прав.

Валерий Зубов

Член комитета ГД по транспорту. Фракция "СР",

губернатор Красноярского края (1993 - 1998)

07.04.2015 16:50

В последнее время даже в США происходят систематические утечки информации. Хотя бы тот же Сноуден: самую секретную информацию взял и опубликовал.

Абсолютной защиты данных в современном мире нет. Поэтому нам нужно сделать выбор. Если государство способно обеспечить приемлемый уровень защиты данных, и в первую очередь государственных органов, если соответствующие российские службы в состоянии это сделать, то не надо отставать от века. Сейчас многое вокруг становится все более электронным.

Если же мы расписываемся здесь в полном бессилии, тогда коллега из Мосгордумы прав: придется еще какое-то время пользоваться авторучками, носить с собой целый бумажник документов.

Я сторонник первого варианта, тем более, что принятый закон о переходе на УЭК составлен грамотно и ответственно. Просто с самого начала нужно будет разбираться в случаях каких-то утечек данных, совершенствовать систему защиты информации. Но надо идти все-таки по пути введения единого электронного документа.

Попробуйте сейчас одновременно поменять и водительские права, и паспорт, и пенсионную карточку, если вдруг у вас сразу увели весь бумажник. Вы же "запаритесь" бегать оформлять новые документы!

Честно скажу: лично для себя я не вижу проблем в появлении УЭК, никакой угрозы не чувствую. А вот хлопоты в случае утраты документов, как и необходимость носить с собой весь их набор - это действительно проблема. Поэтому я - за единый электронный документ.

Вадим Деньгин

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, член фракции ЛДПР

07.04.2015 16:47

Волков бояться - в лес не ходить. Конечно, определенные опасности при переходе на УЭК исключать нельзя.

Но здесь нужно прежде всего думать вот о чем. Когда мы говорим об электронном документообороте, мы говорим о дополнительном инструменте борьбы с коррупцией, на что не раз указывал лидер нашей партии Владимир Жириновский. Ведь в этом случае в любой момент можно посмотреть, на каком этапе "завис" тот или иной документ, выявить любого чиновника, тормозящего прохождение бумаг и сразу же жестко отреагировать, проверив чиновника на коррупционность.

Конечно, необходимо обращаться к серьезным российским специалистам, которые смогут создать хорошую систему безопасности. Это и Касперский, и многие другие профессионалы, способные разработать надежный механизм защиты информации. И здесь как раз назрел вопрос об импортозамещении, т.е. о переходе в программном обеспечении на российский формат. Пускай они разрабатывают новые варианты, находят новые форматы защиты - я не вижу для этого никаких преград.

Сама же идея перехода на УЭК не только правильная, но и обязательная к исполнению. Во-первых, это сэкономит очень много денег для государства, а во-вторых, снизит уровень коррупции, являющейся для нашей страны очень большой проблемой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: