1. Что мешает родителям выслушать подростка и понять его?
2. Что мешает некоторым родителям доверять своим детям-подросткам?
3. Что мешает некоторым родителям по мере взросления их детей представлять им соответствующую возрасту самостоятельность и независимость?
4. Какая дисциплина существовала в вашей семье, когда вы были подростком? Была ли эта дисциплина эффективной? Если была, то почему?
5. Выполнение каких обязанностей и хозяйственных работ по дому можно требовать от подростков?
Задания для самостоятельной работы
1. Выпишите понятия: автономия, индивидуализация, индукция, поведенческая автономия, сопереживание (эмпатия), отрицательный аффект, положительный аффект, пренебрежение, сплоченность, эмоциональная автономия.
2. Сделайте краткие выписки из источников 9 (см. основная литература).
3. Проведите на занятии презентацию психодиагностических методик, направленных на изучение семейных отношений.
Основная литература
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков.- СПб., 1998.
2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. Пер. с англ. Ю Брянцевой и Б. Красовского. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 512 с. (Серия «Психология. ХХ век»).
3. Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитание.- М., 1986.
4. Выготский Л.С. Педология подростка // Психология подростка / Под ред. Ю.И.Фролова.- М., 1997. - С. 232-286.
5. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. - М., 1991.
6. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. — М., 1984.
7. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап в жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельштейна.- М., 1996. - С. 239-248.
8. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. - М., 1997.
9. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб., 2000. – С. 423-436.
10. Раттер М. Помощь трудным детям.- М: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 432 с. (Серия «Мир психологии»).
11. Ремшмидт Х. Подростково-юношеский возраст: проблемы становления личности.- М., 1994.
12. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности.- М., 1989.
13. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С.Ю. Циркина. – СПб.: изд-во «Питер», 1999. – 752 с.
Дополнительная литература
1. Драгунова Т.В. Кризис объясняли по-разному // Хрестоматия по возрастной психологии. - М., 1996. - С.238-239.
2. Крэйг Г. Психология развития. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 992 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
3. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. - М., 1998.
4. Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. - М., 1995.
5. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М., 2000.
ЗАНЯТИЕ 7.
Тема: Конфликты подростков с родителями и другими членами семьи.
План
1. Личностные различия между родителями и подростками.
2. Конфликты между родителями и подростками, их причины.
3. Факторы, влияющие на конфликт.
4. Последствия конфликтов в семье.
5. Взаимоотношения подростков с другими членами семьи.