Санкт-петербург

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА (РОСАВИАЦИЯ)

ФГОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«СЕМИОТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ РЕКЛАМЫ»

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

1Цели и задачи дисциплины.

1.1. Цель дисциплины – дать студентам представление о теоретических основах семиотики и моделирования как методологии изучения окружающего мира, использующую различные знаковые системы с целью выявления его характеристических свойств для дальнейшего использования, например, в рекламной деятельности.

1.2. Задачи дисциплины: усвоение основных понятий и определений теоретической семиотики и рекламы как предметной области; описание роли семиотических систем (или разновидностей знаковых систем) в жизни человеческого общества и рекламе, как инструмента воздействия на индивида с определенной целью; овладение языком современной семиотики на уровне ее понятийного и терминологического аппарата, используемого в рекламной деятельности; использование разработанных в семиотике различных исследовательских методов и моделей для создания итогового рекламного продукта.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

Курс «Семиотические модели рекламы» является одной из специальных учебных дисциплин, определяющих профессиональную подготовку специалиста по связям с общественностью. Основные требования данного курса определены Государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности «связи с общественностью».

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

– основные понятия теоретической семиотики (знак и знаковая система, их типологии и т.п.);

– основные принципы и семиотические закономерности, используемые для описания изучаемого объекта с целью построения семиотической модели, используемой в рекламной деятельности;

– язык современной семиотики и рекламной деятельности.

Студент должен уметь: формулировать основные понятия семиотики рекламы; разъяснять символические концепции рекламы и мифологические элементы рекламного сообщения; уметь производить семиотический анализ изучаемого объекта для построения его модели.

Студент должен приобрести навыки владения основными понятиями семиотики рекламы и способами декодирования скрытой рекламной информации.

3. Объемы дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы Всего часов Семестр
Общая трудоемкость дисциплины    
Аудиторные занятия    
Лекции    
Семинары    
Самостоятельная работа    
Вид итогового контроля Зачет  

4. Содержание дисциплины

4.1. Тематический план

№ п/п Название темы Лекции Семинары
1. Предмет семиотики.    
2. Основные понятия семиотики.    
3. Знаки в жизни, культуре и языке.    
4. Виды семиотических систем    
5. Язык как знаковая система.    
6. Текст. Знаки в тексте.    
7. Семиотические модели рекламы.    
8. Семиотическая визуализация рекламы.    
9. Мифотехнологии в рекламе    
  ИТОГО:    

4.2. Содержание разделов дисциплины.

4.2.1. Предмет семиотики. Семиотика как междисциплинарная наука. Предмет и задачи семиотики. Место семиотики в кругу других наук. Вклад в развитие семиотики Ч.С.Пирса, Ч.У.Морриса, Ф. де Соссюра, американских структуралистов, французских структуралистов.

4.2.2. Основные понятия семиотики. Взаимоотношение семиотики и теории коммуникации. Понятия коммуникации, информации, функции, структуры, системы, семиотического поля, кода, типов кодов. Коммуникация как процесс целенаправленной, намеренной передачи информации её отправителем предполагаемому получателю. Знак в семиотической системе и в акте коммуникации. Значение знака. Типы знаков (индексы, символы, иконические знаки). Разделы общей семиотики: синтактика, семантика, прагматика. Понятие кода, типов кодов.

4.2.3. Знаки в жизни, культуре и языке. Понятие знакового процесса (семиозиса). Объединение знаков в системы. Примеры культурного означивания вещей (символика цвета, чисел, язык жестов, язык цветов, танца, камни и знаки и др.).Знаки в языке.Внутреннее строение знаковой системы. Семиотические оппозиции. Различные типы знаков в рекламе. Специфика цвета в рекламных изображениях.

4.2.4. Виды семиотических систем. Характеристика сигнальных систем, функционирущих в животном мире. Биосемиотика. Этносемиотика. Семиотический характер русской традиционной культуры. Народный костюм, цветовая символика костюма. Лингвосемиотика. Основные уровни в языке – конкретный и абстрактный. Абстрактная семиотика. Использование символов в рекламном сообщении. Типы символических рекламных объявлений.

4.2.5. Язык как знаковая система. Языковые знаки, их строение и функционирование. Функции языка. Уровни языка. Звуковой и письменный язык. Язык в отношении к жестам и телодвижениям, позам, мимике, взглядам, прикосновениям, модуляциям голоса и т.п. Естественные и искусственные языки.

4.2.6. Текст. Знаки в тексте. Текст. Знаки в тексте. Употребление знаков в тексте. Синтагматические отношения (отношения между знаками в тексте). Правила комбинирования знаков. Семиотика текста. Художественная коммуникация. Фольклорная коммуникация. Специфика текста рекламных сообщений. Влияние художественных и фольклорных элементов коммуникаций на создание рекламы. Семантический анализ рекламного текста. Вербальная выразительность в рекламе. Цитатность и Интертекстуальность рекламного сообщения. Двойное кодирование.

4.2.7. Семиотические модели рекламы. Моделирование объектов окружающего мира семиотическими системами как методологический аспект познания объектов. Использование различных семиотических систем как моделей рекламы. Рекламный продукт как совокупность нескольких семиотических (и/или знаковых) систем. Синтаксический, семантический и прагматический аспекты рекламной деятельности и рекламного продукта. Ассоциативный ряд в рекламе как совокупность знаковых систем, влияющий на успех рекламы.

4.2.8. Семиотическая визуализация рекламы. Стили рекламы. Элементы визуализации. Шрифтовая коннотация. Модель цветового разграничения. Модель «индивидуализации». Модель метафоризации букв. Морфемы. Метафора, гипербола, литота в рекламных изображениях.

4.2.9. Мифотехнологии в рекламе. Архетипы. Геометрическая символика. Эротические образы. Мифология и социальное конструирование реальности в рекламе. Мифология потребления. Мифотворчество в концепции Дж.Кэмпбелла и современная реклама. Политические мифы.

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: