Введение. Семиотические модели рекламы

Семиотические модели рекламы

Программа и методические указания

По изучению курса

Для студентов гуманитарного факультета

Санкт-Петербург

Одобрено и рекомендовано к изданию

Учебно - методическим советом Университета

Ш87(03)

Семиотические модели рекламы. Программа и методические указания по изучению курса / Университет ГА. С.– Петербург, 2008.

Издаются в соответствии с программой курса «Семиотические модели рекламы».

Содержат тематический план, программу, планы семинаров, литературу и вопросы к зачету.

Предназначены для студентов гуманитарного факультета.

.

С Университет гражданской авиации

Введение

Усвоениетеоретических знаний по вопросам основ семиотики и моделирования рекламного пространства с использованием различных знаковых систем является в настоящее время актуальной проблемой как исследовательского, так и практического значения. Овладение понятийным аппаратом современной семиотики представляется серьезной и актуальной задачей для современных специалистов в области рекламы и PR.

1. Цели и задачи дисциплины.

1.1. Цель дисциплины: дать студентам представление о теоретических основах семиотики и моделирования как о методологии изучения окружающего мира, использующей различные знаковые системы с целью выявления его характеристических свойств, для дальнейшего использования, например, в рекламной деятельности.

1.2. Задачи дисциплины:

- усвоение основных понятий и определений теоретической семиотики как предметной области;

- описание роли семиотических систем (или разновидностей знаковых систем) как инструмента воздействия на индивида с определенной целью в рекламной коммуникации;

- овладение языком современной семиотики на уровне ее понятийного и терминологического аппарата, используемого в рекламной деятельности;

- использование разработанных в семиотике различных исследовательских методов и моделей для создания итогового рекламного продукта.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

Курс «Семиотические модели рекламы» является одной из специальных учебных дисциплин, определяющих профессиональную подготовку специалиста по связям с общественностью. Основные требования данного курса определены Государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности «связи с общественностью».

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

– основные понятия теоретической семиотики (знак и знаковая система, их типологии и т.п.);

– основные принципы и семиотические закономерности, используемые для описания изучаемого объекта с целью построения семиотической модели, используемой в рекламной деятельности;

– язык современной семиотики и рекламной деятельности.

Студент должен уметь: формулировать основные понятия семиотики рекламы; разъяснять символические концепции рекламы и мифологические элементы рекламного сообщения; уметь производить семиотический анализ изучаемого объекта для построения его модели.

Студент должен приобрести навыки владения основными понятиями семиотики рекламы и способами декодирования скрытой рекламной информации.

3. Объемы дисциплины и виды учебной работы:

Вид учебной работы Всего часов Семестр
Общая трудоемкость дисциплины    
Аудиторные занятия    
Лекции    
Семинары    
Самостоятельная работа    
Вид итогового контроля Зачет  

4. Содержание дисциплины

4.1. Тематический план:

№ п/п Разделы, темы дисциплины Лекции Семинары
1. Предмет семиотики.    
2. Язык как знаковая система.    
3. Основные понятия семиотики.    
4. Модели рекламной коммуникации.    
5. Модели аргументирующей рекламной коммуникации.    
6. Текст. Знаки в тексте.    
7. Семиотические модели рекламы.    
8. Семиотическая визуализация рекламы.    
9. Мифотехнологии в рекламе    
  ИТОГО:    

4.2. Содержание разделов дисциплины:

4.2.1. Предмет семиотики. Семиотика как междисциплинарная наука. Предмет и задачи семиотики. Место семиотики в кругу других наук. Вклад в развитие семиотики Ч.С.Пирса, Ч.У.Морриса, Ф. де Соссюра, американских структуралистов, французских структуралистов.

4.2.2. Язык как знаковая система. Языковые знаки, их строение и функционирование. Функции языка. Уровни языка. Звуковой и письменный язык. Язык в отношении к жестам и телодвижениям, позам, мимике, взглядам, прикосновениям, модуляциям голоса и т.п. Естественные и искусственные языки.

4.2.3. Основные понятия семиотики. Взаимоотношение семиотики и теории коммуникации. Понятия коммуникации, информации, функции, структуры, системы, семиотического поля, кода, типов кодов. Знак в семиотической системе и в акте коммуникации. Значение знака. Типы знаков (индексы, символы, иконические знаки). Разделы общей семиотики: синтактика, семантика, прагматика. Понятие кода, типов кодов. Понятие знакового процесса (семиозиса). Объединение знаков в системы. Примеры культурного означивания вещей (символика цвета, чисел, язык жестов, язык цветов, танца, камни и знаки и др.). Знаки в языке. Внутреннее строение знаковой системы. Семиотические оппозиции. Различные типы знаков в рекламе.

4.2.4. Модели рекламной коммуникации. Модель «Спираль молчания», модель оркестрового вагона. Диффузная модель. Модель привратника. Прагматическая модель коммуникации П.Грайса в контексте рекламы. Проблема метатекста и полисемантические факторы. Говорящий и слушающий: проблемы коммуникации в рекламе. Максимы идеальной коммуникации и импликатура в рекламе.

4.2.5. Модели аргументирующей рекламной коммуникации. Особенности аргументации в рекламной коммуникации. Дуальные виды аргументации. Виды аргументации в рекламном сообщении.

4.2.6. Текст. Знаки в тексте. Текст. Знаки в тексте. Употребление знаков в тексте. Синтагматические отношения (отношения между знаками в тексте). Правила комбинирования знаков. Семиотика текста. Художественная коммуникация. Фольклорная коммуникация. Специфика текста рекламных сообщений. Влияние художественных и фольклорных элементов коммуникаций на создание рекламы. Семантический анализ рекламного текста. Вербальная выразительность в рекламе. Цитатность и интертекстуальность рекламного сообщения. Двойное кодирование.

4.2.7. Семиотические модели рекламы. Моделирование объектов окружающего мира семиотическими системами как методологический аспект познания объектов. Использование различных семиотических систем как моделей рекламы. Рекламный продукт как совокупность нескольких семиотических (и/или знаковых) систем. Синтаксический, семантический и прагматический аспекты рекламной деятельности и создания рекламного продукта. Ассоциативный ряд в рекламе как совокупность знаковых систем, влияющих на успех рекламы. Семиотическая модель Ю.М.Лотмана и теория деавтоматизации. Семиотическая модель У.Эко и неязыковая семиотика. Ж.Бодрийяр «Система вещей». Логика Пер-Ноэля в построении рекламного пространства. Логика дурака и механизмы ее действия.

4.2.8. Семиотическая визуализация рекламы. Стили рекламы. Элементы визуализации рекламы. Шрифтовая коннотация. Модель цветового разграничения. Модель «индивидуализации». Модель метафоризации букв. Морфемы. Метафора, гипербола, литота в рекламных изображениях.

4.2.9. Мифотехнологии в рекламе. Мифологические модели в рекламной коммуникации. Особенности мифа. Модель Б.Малиновского. Модель К.Юнга. Модель К.Леви-Стросса. Модель Р.Барта. Архетипы. Геометрическая символика. Эротические образы в рекламе. Мифология и социальное конструирование реальности в рекламе. Мифология потребления. Мифотворчество в концепции Дж.Кэмпбелла и современная реклама. Политические мифы.

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: