Испытуемые

Качественная информация об испытуемых отражена в Таблице 1.

Таблица 1

Критерии отбора испытуемых, их качественные характеристики

Параметры Молодые жители Взрослые жители
Возраст Преобладание возрастной категории 15-29 Преобладание возрастной категории 30-70
Пол 50 мужчин 150 женщин 25 мужчин 53 женщины
Место проживания Березники, Соликамск, Усолье, Орёл, Яйва Березники, Москва, Ярославль, Челябинск, Пермь
Образование 165 человек имеют общее образование, 23 человека имеют неоконченное высшее образование, 10 человек имеют среднее специальное 13 человека имеют среднее специальное образование 2 человека – среднее образование 63 человека - высшее образование

Таким образом, выборку составили мужчины и женщины в соотношении 1 к 4 у молодёжи и 1 к 3 у взрослых, проживающие в городе Березники и других городах. В других городах опрос проходил по сетям итернета. Больше половины выборки составили испытуемые с общим образованием - 59%, 2% - со средним, 8% - со средним специальным,8% - с неполным высшим, 23% – с высшим образованием

Результаты исследования и их интерпретация

1.4.1. Результаты по методу контент–анализа

В соответствии со стандартными процедурами контент–анализа (Семенов В.Е., 1983) выделялись ключевые определения и близкие по смыслу слова объединялись. После статистической обработки каждый раздел получил описание, основанное на возрастной категории.

Для структурирования информации и дальнейшего сравнения образа города Березники у молодых и взрослых жителей был применен метод экспертных оценок (В.П. Шошин, 1987, с.17). Проверялась правомерность использования выделенных категорий для анализа. Экспертам были представлены таблицы, содержащие ранжирование по частотности прилагательных (Приложение №1,2)

В результате исследования были получены экспертные заключения:

Экспертный анализ лексики (прилагательные со значением признака предмета) по результатам опроса молодёжи города (16-30 лет) на тему «Прилагательные, характеризующие наш престижный город»

Данные результаты показывают отношение к городу людей возрастной категории 16-30 лет.

Первым в рейтинговом списке (как, кстати, и у респондентов 30-50 лет) стоит прилагательное «красивый» (см. Приложение №1), что означает, полное совпадение оценки облика города у людей разных возрастных категорий. Следовательно, можно утверждать, что горожане поддерживают работу по формированию имиджа города, отмечают появление новых площадок и скверов, внешнее оформление территорий и многое другое. Об интересе к облику города говорят также и такие факты, как публикации фотографий уголков родного города на открытых сайтах пользователей различного возраста и социального положения.

Близко к прилагательному «красивый» стоят такие определения, как «интересный» и «процветающий», которые формируют позитивный облик города, они и занимают следующее по рейтингу место.

Отрадно, что близко к началу стоит прилагательное «промышленный», которое говорит о том, что молодые люди понимают необходимость современнойиндустриализации и, возможно, связывают своё будущее с промышленным производством, столь важным для развития города и страны.

Далее рядом расположились такие определения, как «доброжелательный», «дружелюбный», «добрый». Видно, что эти важные ценности становятся весьма значимыми для молодёжи, ведь, к сожалению, в сегодняшней жизни весьма много агрессивности, жестокости, и им должны быть противопоставлены по-настоящему человеческие отношения.

Следующее «гнездо», включающее слова «развитый», «красочный», «перспективный», сообщает о желании молодых жителей города продолжать строить по-настоящему современный город, поддерживать его традиции, создавать новое позитивное пространство.

Несколько встревожило, что такие характеристики, как «интеллектуальный», «интеллигентный», а также «здоровый», оказались в конце списка. Вероятно, это вызвано тем, что в настоящее время (в связи с провалами на рудниках) увеличился отток образованной части населения города, и, хотя в городе много участников олимпиад, конкурсов, соревнований и других мероприятий разного уровня (краевого, российского), качество образования традиционно высокое, развита система среднего, специального и высшего образования, молодёжь отмечает некоторое падение культурного уровня. Наверное, в этом содержится положительное начало: есть надежда на то, что именно эти респонденты будут обращать больше внимания на культурное пространство города и сделают многое для развития в городе интеллектуальной среды.

Подводя итог, можно отметить неравнодушное, заинтересованное отношение молодёжи к своему родному городу, готовность развивать его, тем самым создавая положительный имидж промышленного центра.

Экспертный анализ лексики (прилагательные со значением признак предмета) по результатам опроса мужчин и женщин 30 - 50 лет на тему «Прилагательные, характеризующие наш престижный город»

Результаты рейтинга прилагательных соответствуют реальности и отражают отношение к городу людей возрастной категории 30 – 50 лет.

Первым в рейтинговом списке стоит прилагательное «красивый» (Смотри Приложение №2), и это значит, что работа городских властей, СМИ по формированию имиджа города идёт успешно: люди видят, что город благоустраивается, хорошеет. Горожане открывают для себя заново уголки города в многообразности красок, цветов, образцы архитектуры, площади, скверы, фотографируют уходящую натуру, создают группы в интернете.

На втором месте стоит слово «зелёный». Действительно, в пейзаже города преобладают цвета «белый» и «зелёный». Березники – город-сад. Горожане выросли с этим слоганом. Но от частого употребления истинный смысл этого выражения стёрся. Не случайно появился «город – авангард». Это выражение больше привлекает жителей, особенно молодых. Зрелых горожан оно настораживает, поэтому слова «авангардный», «современный» идут в рейтинге ниже.

Обратимся к слову «маленький». Вернее всего подразумевается, что город уютный, компактный, комфортный для проживания, что ценят люди указанной выше возрастной категории.

Удивляет и радует, что в первую десятку рейтинга вошло слово «спокойный», и это – результат успешной работы властей города и СМИ: люди чувствуют себя защищёнными, когда-то появившееся на слуху слово «депрессивный город» вообще отсутствует в списке.

Если бы опрос проводился лет 10-20 назад, то первым в ряду прилагательных было бы слово «берёзовый». Но это слово, как и «город-сад» потеряло за многие годы свой глубокий смысл, стёрлось. Сегодня оно звучит по-новому: за старыми спиленными тополями горожане увидели берёзы, а также с городом ассоциируется эмблема березниковских новостей на телеканале СТС – берёзовый лист. Так старое слово понятийно наполняется новым содержанием и входит в жизнь горожан.

Обратимся к слову «промышленный». Почему оно стоит в самом конце списка? Березники – республика химии, промышленный гигант, градообразующие предприятия – эти слова с детства вошли в сознание зрелых жителей города, то есть они заложены на уровне «гена города», и сопровождают их всю жизнь. Это их родное. То есть слово «промышленный», как и «растущий», «развивающийся» и ряд других, вплоть до слова «родной», - ёмкое, наполненное многими смыслами.

Таким образом, из прилагательных – определений, стоящих в списке первыми, складывается новый взгляд на родной город его взрослыми жителями – патриотами своего города.

К сожалению, далеко от начала списка ушло слово «поэтичный». Возможно, это показатель того, что горожане данного возраста далеки от культурной, а точнее, литературной, поэтической жизни города. Полагаю, что это слово станет определяющим при опросе школьников, изучающих поэзию А.Решетова, которые принимают активное участие в культурной жизни города.

Все слова, указанные в списке, выражают внешний облик города, его жизнь, характеризуют жителей, но самое главное – это эстетическая и нравственная сторона понятий – красивый, зелёный, родной.

Экспертный анализ лексики (прилагательные со значением признак предмета) по результатам опроса мужчин и женщин 30 - 50 лет на тему «Прилагательные, характеризующие наш престижный город»

Из анализа полученного контента можно сделать вывод, что мужчины и женщины в возрасте от 50 лет в некоторых аспектах по-разному видят позитивный образ города:

мужчины значительно меньше находят определений, которые характеризуют город: для них он ограничивается лексемами, описывающими внешний облик (красивый, компактный, чистый) и лексемой «культурный», имеющей очень широкое значение.

Женщины в образе города прежде всего выделяют лексемы:

- связанные с эмоциональной, образной оценкой (берёзовый, поэтичный, пёстрый, авангардный, добрый, позитивный);

- отражающие «человеческую» составляющую, - «добрый», «образованный», «молодой», «модный»;

- отражающие внешний облик: «красивый», «зелёный», «компактный», причём их семантическая составляющая самая широкая и размытая.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: