Качественная информация об испытуемых отражена в Таблице 1.
Таблица 1
Критерии отбора испытуемых, их качественные характеристики
Параметры | Молодые жители | Взрослые жители |
Возраст | Преобладание возрастной категории 15-29 | Преобладание возрастной категории 30-70 |
Пол | 50 мужчин 150 женщин | 25 мужчин 53 женщины |
Место проживания | Березники, Соликамск, Усолье, Орёл, Яйва | Березники, Москва, Ярославль, Челябинск, Пермь |
Образование | 165 человек имеют общее образование, 23 человека имеют неоконченное высшее образование, 10 человек имеют среднее специальное | 13 человека имеют среднее специальное образование 2 человека – среднее образование 63 человека - высшее образование |
Таким образом, выборку составили мужчины и женщины в соотношении 1 к 4 у молодёжи и 1 к 3 у взрослых, проживающие в городе Березники и других городах. В других городах опрос проходил по сетям итернета. Больше половины выборки составили испытуемые с общим образованием - 59%, 2% - со средним, 8% - со средним специальным,8% - с неполным высшим, 23% – с высшим образованием
Результаты исследования и их интерпретация
1.4.1. Результаты по методу контент–анализа
В соответствии со стандартными процедурами контент–анализа (Семенов В.Е., 1983) выделялись ключевые определения и близкие по смыслу слова объединялись. После статистической обработки каждый раздел получил описание, основанное на возрастной категории.
Для структурирования информации и дальнейшего сравнения образа города Березники у молодых и взрослых жителей был применен метод экспертных оценок (В.П. Шошин, 1987, с.17). Проверялась правомерность использования выделенных категорий для анализа. Экспертам были представлены таблицы, содержащие ранжирование по частотности прилагательных (Приложение №1,2)
В результате исследования были получены экспертные заключения:
Экспертный анализ лексики (прилагательные со значением признака предмета) по результатам опроса молодёжи города (16-30 лет) на тему «Прилагательные, характеризующие наш престижный город»
Данные результаты показывают отношение к городу людей возрастной категории 16-30 лет.
Первым в рейтинговом списке (как, кстати, и у респондентов 30-50 лет) стоит прилагательное «красивый» (см. Приложение №1), что означает, полное совпадение оценки облика города у людей разных возрастных категорий. Следовательно, можно утверждать, что горожане поддерживают работу по формированию имиджа города, отмечают появление новых площадок и скверов, внешнее оформление территорий и многое другое. Об интересе к облику города говорят также и такие факты, как публикации фотографий уголков родного города на открытых сайтах пользователей различного возраста и социального положения.
Близко к прилагательному «красивый» стоят такие определения, как «интересный» и «процветающий», которые формируют позитивный облик города, они и занимают следующее по рейтингу место.
Отрадно, что близко к началу стоит прилагательное «промышленный», которое говорит о том, что молодые люди понимают необходимость современнойиндустриализации и, возможно, связывают своё будущее с промышленным производством, столь важным для развития города и страны.
Далее рядом расположились такие определения, как «доброжелательный», «дружелюбный», «добрый». Видно, что эти важные ценности становятся весьма значимыми для молодёжи, ведь, к сожалению, в сегодняшней жизни весьма много агрессивности, жестокости, и им должны быть противопоставлены по-настоящему человеческие отношения.
Следующее «гнездо», включающее слова «развитый», «красочный», «перспективный», сообщает о желании молодых жителей города продолжать строить по-настоящему современный город, поддерживать его традиции, создавать новое позитивное пространство.
Несколько встревожило, что такие характеристики, как «интеллектуальный», «интеллигентный», а также «здоровый», оказались в конце списка. Вероятно, это вызвано тем, что в настоящее время (в связи с провалами на рудниках) увеличился отток образованной части населения города, и, хотя в городе много участников олимпиад, конкурсов, соревнований и других мероприятий разного уровня (краевого, российского), качество образования традиционно высокое, развита система среднего, специального и высшего образования, молодёжь отмечает некоторое падение культурного уровня. Наверное, в этом содержится положительное начало: есть надежда на то, что именно эти респонденты будут обращать больше внимания на культурное пространство города и сделают многое для развития в городе интеллектуальной среды.
Подводя итог, можно отметить неравнодушное, заинтересованное отношение молодёжи к своему родному городу, готовность развивать его, тем самым создавая положительный имидж промышленного центра.
Экспертный анализ лексики (прилагательные со значением признак предмета) по результатам опроса мужчин и женщин 30 - 50 лет на тему «Прилагательные, характеризующие наш престижный город»
Результаты рейтинга прилагательных соответствуют реальности и отражают отношение к городу людей возрастной категории 30 – 50 лет.
Первым в рейтинговом списке стоит прилагательное «красивый» (Смотри Приложение №2), и это значит, что работа городских властей, СМИ по формированию имиджа города идёт успешно: люди видят, что город благоустраивается, хорошеет. Горожане открывают для себя заново уголки города в многообразности красок, цветов, образцы архитектуры, площади, скверы, фотографируют уходящую натуру, создают группы в интернете.
На втором месте стоит слово «зелёный». Действительно, в пейзаже города преобладают цвета «белый» и «зелёный». Березники – город-сад. Горожане выросли с этим слоганом. Но от частого употребления истинный смысл этого выражения стёрся. Не случайно появился «город – авангард». Это выражение больше привлекает жителей, особенно молодых. Зрелых горожан оно настораживает, поэтому слова «авангардный», «современный» идут в рейтинге ниже.
Обратимся к слову «маленький». Вернее всего подразумевается, что город уютный, компактный, комфортный для проживания, что ценят люди указанной выше возрастной категории.
Удивляет и радует, что в первую десятку рейтинга вошло слово «спокойный», и это – результат успешной работы властей города и СМИ: люди чувствуют себя защищёнными, когда-то появившееся на слуху слово «депрессивный город» вообще отсутствует в списке.
Если бы опрос проводился лет 10-20 назад, то первым в ряду прилагательных было бы слово «берёзовый». Но это слово, как и «город-сад» потеряло за многие годы свой глубокий смысл, стёрлось. Сегодня оно звучит по-новому: за старыми спиленными тополями горожане увидели берёзы, а также с городом ассоциируется эмблема березниковских новостей на телеканале СТС – берёзовый лист. Так старое слово понятийно наполняется новым содержанием и входит в жизнь горожан.
Обратимся к слову «промышленный». Почему оно стоит в самом конце списка? Березники – республика химии, промышленный гигант, градообразующие предприятия – эти слова с детства вошли в сознание зрелых жителей города, то есть они заложены на уровне «гена города», и сопровождают их всю жизнь. Это их родное. То есть слово «промышленный», как и «растущий», «развивающийся» и ряд других, вплоть до слова «родной», - ёмкое, наполненное многими смыслами.
Таким образом, из прилагательных – определений, стоящих в списке первыми, складывается новый взгляд на родной город его взрослыми жителями – патриотами своего города.
К сожалению, далеко от начала списка ушло слово «поэтичный». Возможно, это показатель того, что горожане данного возраста далеки от культурной, а точнее, литературной, поэтической жизни города. Полагаю, что это слово станет определяющим при опросе школьников, изучающих поэзию А.Решетова, которые принимают активное участие в культурной жизни города.
Все слова, указанные в списке, выражают внешний облик города, его жизнь, характеризуют жителей, но самое главное – это эстетическая и нравственная сторона понятий – красивый, зелёный, родной.
Экспертный анализ лексики (прилагательные со значением признак предмета) по результатам опроса мужчин и женщин 30 - 50 лет на тему «Прилагательные, характеризующие наш престижный город»
Из анализа полученного контента можно сделать вывод, что мужчины и женщины в возрасте от 50 лет в некоторых аспектах по-разному видят позитивный образ города:
мужчины значительно меньше находят определений, которые характеризуют город: для них он ограничивается лексемами, описывающими внешний облик (красивый, компактный, чистый) и лексемой «культурный», имеющей очень широкое значение.
Женщины в образе города прежде всего выделяют лексемы:
- связанные с эмоциональной, образной оценкой (берёзовый, поэтичный, пёстрый, авангардный, добрый, позитивный);
- отражающие «человеческую» составляющую, - «добрый», «образованный», «молодой», «модный»;
- отражающие внешний облик: «красивый», «зелёный», «компактный», причём их семантическая составляющая самая широкая и размытая.