1. Философия и история педагогики как отрасль научного знания и учебный предмет. Основные категории и понятия истории педагогики.
2. Научные подходы к изучению всемирного историко-педагогического процесса. Источники знаний по философии и истории образования. Методы научного исследования проблем философии и истории образования.
3. Воспитание в первобытном обществе и его становление как целенаправленного процесса.
4. Воспитание и школа в государствах Древневосточной цивилизации. Философско-педагогические взгляды Конфуция.
5. Системы воспитания в античном мире. Зарождение педагогических знаний и их философские предпосылки в наследии античных мыслителей Греции и Рима.
6. Образование, просвещение и педагогическая мысль в Византии.
7. Религиозное и светское направления в воспитании и образовании в средневековой Западной Европе. Философско-педагогическая мысль эпохи средневековья.
8. Гуманистическая педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения.
9. Предпосылки зарождения педагогики как науки. Философско-педагогические взгляды и деятельность Я.А. Коменского.
|
|
10. Дидактическое учение Я.А. Коменского. Работа Коменского «Великая дидактика».
11. Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания нового человека Дж. Локка. Работа Локка «Мысли о воспитании».
12. Концепция Ж.-Ж. Руссо о естественном и свободном воспитании человека. Роман Руссо «Эмиль, или О воспитании».
13. Теория «элементарного образования» и практическая педагогическая деятельность И.Г. Песталоцци.
14. Разработка научных основ педагогики И.Ф. Гербартом.
15. Теория народной школы и концепция развивающего обучения Ф.А.В. Дистервега. Труд Дистервега «Руководство к образованию немецких учителей».
16. Вопросы воспитания и образования в европейских социальных учениях XIX века (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн).
17. Школа и педагогическая мысль США XIX века (до 90-х годов).
18. Идеи и концепции трудового воспитания в педагогическом наследии зарубежных педагогов XVII-XIX веков.
19. Революционно-демократическое направление в истории западноевропейской и русской педагогической мысли.
20. Сущность реформаторской педагогики и её основные представители в странах Западной Европы и США (конец XIX – середина XX вв.).
21. Опыт организации школ в странах Западной Европы и США на основе идей экспериментальной педагогики (конец XIX – середина XX вв.).
22. Инновационные процессы в современной зарубежной школе.
23. Воспитание и обучение у древних славян и в Русском государстве (до XVI в.).
24. Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Русском государстве XVII в.
25. Просвещение в России в первой четверти XVIII века. Деятельность Петра I по развитию школы.
|
|
26. Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова.
27. Просвещение в России в эпоху Екатерины Великой (вторая половина XVIII в.). Просветительская деятельность И.И. Бецкого, Н.И. Новикова, Ф.И. Янковича.
28. Становление школьной системы и общественно-педагогическая мысль в России первой половины XIX в.
29. К.Д. Ушинский о единстве общечеловеческого и национального в воспитании. Статья Ушинского «О народности в общественном воспитании».
30. К.Д. Ушинский – основоположник русской школы научной педагогики. Статья Ушинского «О пользе педагогической литературы».
31. К.Д. Ушинский о роли труда в развитии личности. Статья Ушинского «Труд в его психическом и воспитательном значении».
32. Концепция свободного воспитания и педагогическая деятельность Л.Н. Толстого.
33. Дидактические взгляды Л.Н. Толстого. Яснополянская школа Толстого и её современные традиции.
34. Проблемы воспитания и образования в трудах русских религиозных философов (В.С. Соловьёв, В.В. Розанов, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев).
35. Основные направления в общественно-педагогической мысли России XIX в.
36. П.Ф. Каптерев и его вклад в развитие русской педагогики.
37. Образование и школа в России во второй половине XIX – начале XX вв.
38. Проблемы трудового воспитания и обучения в истории русской педагогической мысли и школьной практике.
39. Политико-идеологическая направленность реформ образования в России после 1917 года. Концепция единой трудовой политехнической школы.
40. Философско-педагогическая мысль русской эмиграции (В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, С.И. Гессен).
41. Особенности содержания, организации и методов обучения в советской школе 20-х – 30-х годов. Педагогические дискуссии.
42. Педагогическая деятельность и взгляды П.П. Блонского.
43. С.Т. Шацкий и его концепция школы как центра воспитания в социальной среде.
44. Педагогическая деятельность и воспитательная система А.С. Макаренко.
45. Школа и педагогика в годы Великой отечественной войны.
46. Основные направления педагогических исследований в странах Запада и России второй половины XX в.
47. Развитие школьного образования в России во второй половине XX века.
48. Российская система образования и школа в 90-е годы XX столетия. Модернизационные процессы в образовании начала XX века.
49. Требования к учителю, его подготовке в истории педагогической мысли.
50. Современные проблемы философии образования. Международная интеграция в сфере образования.