Вступление

Это знание пред­на­зна­че­но для тех лю­дей, ко­то­рые ви­дят, что жизнь ок­ру­жаю­щая их соз­да­ет су­ще­ст­вен­но боль­ше за­га­док, чем раз­га­док. Тем, для ко­го ни день­ги, ни сла­ва, ни удо­воль­ст­вия те­ла не яв­ля­ют­ся смыс­лом жиз­ни, а так­же для тех искателей истины которые тео­ре­ти­че­ски уже зна­ко­мы с чет­вер­тым пу­тем развития сознания, благодаря кни­гам П.Д. Ус­пен­ско­го: “В по­ис­ках чу­дес­но­го” и “Чет­вер­тый путь”. Данное руководство яв­ля­ет­ся подготовительным по­со­би­ем для лю­дей, намеревающимся вступить на чет­вер­тый путь или путь са­мо­раз­ви­тия го­ро­жа­ни­на. Метафорически это наставление только тропа, ведущая к четвёртому пути. Реально по 4-му пути может идти лишь человек бесповоротно, на уровне своей сущности, принявший решение о направлении своего духовного развития, т.е. человек № 4.

Однако, несмотря на это уж очень серьезное вступление, идеи четвертого пути будут полезны каждому думающему человеку, особенно людям творческих профессий. Хотя, как показывает жизнь, творческой может быть любая профессия. В данной книге впервые развернуто и открыто даются некоторые объективные законы, о которых академическая наука только догадывается. Эти законы могут быть применены в любой области деятельности людей.

Вместе с тем хотелось бы предостеречь некоторых людей от легкомысленного подхода к работе по системе четвёртого пути.

· Под руководством опытных наставников, если вам повезёт их найти, вы подойдёте к моменту переоценки своей жизни. Тогда вы поймёте, что четвёртый путь это не игра и не сказка. Это будет болезненно и потребует значительной мобилизации ваших сил. Готовы ли вы к этому?!

· Если ваш супруг или супруга не разделяют вашей работы над собой, то через некоторое время между вами может образоваться духовная пропасть, что приведёт к разрыву ваших отношений. Подумали ли вы об этом?

· Реальная практика четвёртого пути не соответствует воображению большинства людей жаждущих духовного развития, и вы, возможно, один из них. Может быть вам надо найти путь совпадающий с вашим воображением о пути?!

Суть чет­вер­то­го пу­ти вы­ра­жа­ет­ся ци­та­той:

«В ус­ло­ви­ях по­все­днев­ной жиз­ни куль­тур­но­го об­ще­ст­ва по­ло­же­ние да­же ин­тел­ли­гент­но­го че­ло­ве­ка, ко­то­рый ищет зна­ние, без­на­деж­но, ибо в ок­ру­жаю­щих его ус­ло­ви­ях нет ни­че­го по­доб­но­го шко­лам фа­ки­ров или йо­ги­нов; вме­сте с тем, ре­ли­гии За­па­да вы­ро­ди­лись до та­кой сте­пе­ни, что в них дав­но уже не ос­та­лось ни­че­го жи­во­го. Не мо­гут дать ни­ка­ких ре­зуль­та­тов и раз­ные ок­культ­ные или мис­ти­че­ские об­ще­ст­ва, на­ив­ные экс­пе­ри­мен­ты в об­лас­ти спи­ри­тиз­ма и т.п.

И это по­ло­же­ние бы­ло бы дей­ст­ви­тель­но без­на­деж­ным, ес­ли бы не су­ще­ст­во­вал еще чет­вер­тый путь.

Чет­вер­тый путь не тре­бу­ет уе­ди­не­ния в пус­ты­не, не тре­бу­ет от че­ло­ве­ка, что­бы тот ос­та­вил все, чем жил рань­ше, от­ка­зал­ся от все­го. Чет­вер­тый путь на­чи­на­ет­ся го­раз­до даль­ше, чем путь йо­ги; это зна­чит, что че­ло­ве­ка нуж­но под­го­то­вить для чет­вер­то­го пу­ти, и та­кая под­го­тов­ка при­об­ре­та­ет­ся в обы­ден­ной жиз­ни; она долж­на быть серь­ез­ной и ох­ва­ты­вать са­мые раз­ные сто­ро­ны. Да­лее, че­ло­ве­ку не­об­хо­ди­мо жить в ус­ло­ви­ях, бла­го­при­ят­ных для ра­бо­ты на чет­вер­том пу­ти, во вся­ком слу­чае, в та­ких ус­ло­ви­ях, ко­то­рые не де­ла­ют эту ра­бо­ту не­воз­мож­ной. На­до по­нять, что как в его внут­рен­ней, так и во внеш­ней жиз­ни мо­гут су­ще­ст­во­вать ус­ло­вия, ко­то­рые соз­да­ют на чет­вер­том пу­ти не­пре­одо­ли­мые пре­гра­ды. Кро­ме то­го, чет­вер­тый путь, в от­ли­чие от пу­тей фа­ки­ра, мо­на­ха и йо­ги­на, не име­ет оп­ре­де­лен­ных форм. И, пре­ж­де все­го, его не­об­хо­ди­мо най­ти. Это — пер­вая про­вер­ка. Он не так хо­ро­шо из­вес­тен, как три тра­ди­ци­он­ные пу­ти. Мно­гие лю­ди ни­ко­гда не слы­ха­ли о чет­вер­том пу­ти; есть и та­кие, кто от­ри­ца­ет са­мую воз­мож­ность его су­ще­ст­во­ва­ния.

В то же са­мое вре­мя, на­ча­ло чет­вер­то­го пу­ти лег­че, чем на­ча­ло пу­тей фа­ки­ра, мо­на­ха или йо­ги­на. Мож­но ра­бо­тать на чет­вер­том пу­ти и сле­до­вать ему, пре­бы­вая в обыч­ных ус­ло­ви­ях жиз­ни, вы­пол­няя преж­нюю ра­бо­ту, со­хра­няя преж­ние от­но­ше­ния с людь­ми, ни от че­го не от­ка­зы­ва­ясь, ни­ко­го не по­ки­дая. На­про­тив, ус­ло­вия жиз­ни, в ко­то­рых на­хо­дит­ся че­ло­век в на­ча­ле сво­ей ра­бо­ты, в ко­то­рых его, так ска­зать, за­ста­ет ра­бо­та, ока­зы­ва­ют­ся для не­го наи­луч­ши­ми из всех воз­мож­ных, во вся­ком слу­чае, в на­ча­ле ра­бо­ты. Эти ус­ло­вия для не­го ес­те­ст­вен­ны, они — сам этот че­ло­век. По­то­му что жизнь че­ло­ве­ка и ее об­стоя­тель­ст­ва со­от­вет­ст­ву­ют то­му, что он из се­бя пред­став­ля­ет. Лю­бые ус­ло­вия, от­лич­ные от тех, ко­то­рые соз­да­ны жиз­нью, бу­дут для че­ло­ве­ка ис­кус­ст­вен­ны­ми, и в та­ких ис­кус­ст­вен­ных его ра­бо­та не смо­жет за­тро­нуть сра­зу все сто­ро­ны его бы­тия...

Чет­вер­тый путь от­ли­ча­ет­ся от дру­гих пу­тей и тем, что глав­ное тре­бо­ва­ние к че­ло­ве­ку — это тре­бо­ва­ние по­ни­ма­ния. Че­ло­век не дол­жен де­лать ни­че­го та­ко­го, че­го он не по­ни­ма­ет, за ис­клю­че­ни­ем ка­ко­го-ни­будь опы­та под ру­ко­во­дством и под на­став­ле­ни­ем учи­те­ля. Чем яс­нее че­ло­век по­ни­ма­ет то, что де­ла­ет, тем зна­чи­тель­нее бу­дут ре­зуль­та­ты его уси­лий. Это фун­да­мен­таль­ный прин­цип чет­вер­то­го пу­ти. Ре­зуль­та­ты ра­бо­ты про­пор­цио­наль­ны соз­на­тель­но­сти в ней. На чет­вер­том пу­ти не тре­бу­ет­ся ни­ка­кой «ве­ры»; на­обо­рот, лю­бая ве­ра про­ти­во­по­лож­на чет­вер­то­му пу­ти. На чет­вер­том пу­ти че­ло­век дол­жен удов­ле­тво­рять­ся ис­ти­ной то­го, о чем ему го­во­рят; и по­ка он не удов­ле­тво­рен, он не дол­жен ни­че­го де­лать”.*

Здесь мы при­ве­ли эту длин­ную ци­та­ту с тем, что­бы по­ка­зать од­ну из сущ­но­стей чет­вер­то­го пу­ти. Обозначение себя как «МЫ» яв­ля­ет­ся соз­на­тель­ным и на­ме­рен­ным, так как со­глас­но уче­нию чет­вер­то­го пу­ти, че­ло­ве­че­ский «био­ком­пь­ю­тер» со­дер­жит ги­гант­ское ко­ли­че­ст­во про­грамм, ка­ж­дая из ко­то­рых кри­чит «я». И мы хо­тим, что­бы чи­та­те­ли ка­ж­дый раз, стал­ки­ва­ясь с вы­ра­же­ни­ем «мы», чув­ст­во­ва­ли дух чет­вер­то­го пу­ти. Четвёртый путь утверждает, что человек не имеет внутренней цельности. Психика человека множественна и мозаична. Тысячи программ человеческого биокомпьютера в той или иной деятельности выступают как представители всего человека. Индивидуум такого хаоса в себе даже не подозревает. Одни «Я» принимают решения, другие их не выполняют, т.к. они о решениях ничего не знают. Человек всегда выступает против обвинения в своей множественности. Только в процессе самонаблюдения студент четвёртого пути убеждается в справедливости положения о своём внутреннем хаосе. Самонаблюдение за своей хаотичностью невозможно без самовоспоминания.

В свою позднюю бытность на Западе, Гурджиев очень мало давал Знания, но много занимался психологическими экспериментами, разучиванием и постановкой восточных танцев, подготовкой и переправкой в восточный монастырь, готовых для дальнейшего развития людей.Ä Эти перемены можно объяснить изменением отношения Мастера к Деланию. Если в России до 1917 года была возможность создания школы четвёртого пути, то во Франции Гурджиев, по его же словам, только проводил психологические исследования и тестирование. Он проверял возможность реализации системы четвёртого пути в обществе того времени. Успенский подчёркивал, что учение ЧП значительно обгоняет своё время. Тогда в общественном сознании не были сформированы научные дисциплины и, соответственно, понятия, позволяющие точно объяснить смысл большинства идей ЧП. Сейчас положение дел изменилось в связи с появлением большого количества знаний относительно особого качества материи – информации.

Ещё одно замечание. Не следует путать учение четвёртого пути с другими путями развития сознания.

Некоторые модные учения, а «имя их легион», претендуют на роль духовных путей. Однако их основатели следовали заповеди одного «Остапа Бендера» американского образца. Этот бизнесмен призывал обогащаться создавая новые религии. Нам не раз приходилось встречаться и консультировать людей, получивших психические травмы в результате использования упражнений, предлагаемых в таких «школах». Порой руководители этих «содружеств, школ, институтов, академий» объявляют себя чуть ли не мессиями, однако за красивыми словами часто скрывается та же бессознательность и любого рода алчность. За четвёртый путь не следует принимать и учение Карлоса Кастанеды. О таких путях и школах Гурджиев говорил:Å «Есть школы применяющие наркотики для достижения определенных результатов хотя бы на короткое время. Благодаря умелому примене­нию таких веществ, человека можно на некоторое время сделать очень умным или невероятно сильным. Впрочем, потом он умирает или теряет рассудок; но это во внима­ние не принимают. Существуют и такие школы. Так что, как видите, о школах мы должны говорить весьма осто­рожно». Кстати пейот, содержащий наркотик мескалин, и который в больших количествах потребляют на «пейотных сессиях» в общинах мексиканских индейцев повышает продуктивность интеллекта и одновременно разрушает организм. Печальная судьба Карлоса Кастанеды и его предшественника тому грустный пример.

Ос­нов­ны­ми ис­точ­ни­ка­ми зна­ния от­но­си­тель­но чет­вер­то­го пу­ти яв­ля­ют­ся кни­ги Пет­ра Демь­я­но­ви­ча Ус­пен­ско­го «В по­ис­ках чу­дес­но­го» и «Чет­вер­тый путь». Но, как ска­зал сам Ус­пен­ский, — “Здесь мы да­ли фраг­мен­ты не­из­вест­но­го уче­ния; вам же в про­цес­се ра­бо­ты пред­сто­ит осоз­нать их как не­что це­лое”. Это тя­же­лая ра­бо­та, ко­то­рую мы про­де­ла­ли в те­че­ние оп­ре­де­лен­но­го вре­ме­ни, за­ни­ма­ясь в груп­пах и ин­ди­ви­ду­аль­но. При этом мы старались обращать внимание на важные и малопонятные аспекты четвёртого пути. Теперь ре­зуль­та­ты этой деятельности мы мо­жем пред­ло­жить в помощь людям серьёзно интересующимся теорией и практикой четвёртого пути, т.к. не легко, не только осознать общий смысл работы над собой, но и даже отдельные элементы её, исходя из классических работ Г.И. Гурджиева, П.Д. Успенского, и более поздних произведений М. Николла, Дж. Беннетта, Р. Коллина, Ч. Тарта и других авторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: