Это знание предназначено для тех людей, которые видят, что жизнь окружающая их создает существенно больше загадок, чем разгадок. Тем, для кого ни деньги, ни слава, ни удовольствия тела не являются смыслом жизни, а также для тех искателей истины которые теоретически уже знакомы с четвертым путем развития сознания, благодаря книгам П.Д. Успенского: “В поисках чудесного” и “Четвертый путь”. Данное руководство является подготовительным пособием для людей, намеревающимся вступить на четвертый путь или путь саморазвития горожанина. Метафорически это наставление только тропа, ведущая к четвёртому пути. Реально по 4-му пути может идти лишь человек бесповоротно, на уровне своей сущности, принявший решение о направлении своего духовного развития, т.е. человек № 4.
Однако, несмотря на это уж очень серьезное вступление, идеи четвертого пути будут полезны каждому думающему человеку, особенно людям творческих профессий. Хотя, как показывает жизнь, творческой может быть любая профессия. В данной книге впервые развернуто и открыто даются некоторые объективные законы, о которых академическая наука только догадывается. Эти законы могут быть применены в любой области деятельности людей.
Вместе с тем хотелось бы предостеречь некоторых людей от легкомысленного подхода к работе по системе четвёртого пути.
· Под руководством опытных наставников, если вам повезёт их найти, вы подойдёте к моменту переоценки своей жизни. Тогда вы поймёте, что четвёртый путь это не игра и не сказка. Это будет болезненно и потребует значительной мобилизации ваших сил. Готовы ли вы к этому?!
· Если ваш супруг или супруга не разделяют вашей работы над собой, то через некоторое время между вами может образоваться духовная пропасть, что приведёт к разрыву ваших отношений. Подумали ли вы об этом?
· Реальная практика четвёртого пути не соответствует воображению большинства людей жаждущих духовного развития, и вы, возможно, один из них. Может быть вам надо найти путь совпадающий с вашим воображением о пути?!
Суть четвертого пути выражается цитатой:
«В условиях повседневной жизни культурного общества положение даже интеллигентного человека, который ищет знание, безнадежно, ибо в окружающих его условиях нет ничего подобного школам факиров или йогинов; вместе с тем, религии Запада выродились до такой степени, что в них давно уже не осталось ничего живого. Не могут дать никаких результатов и разные оккультные или мистические общества, наивные эксперименты в области спиритизма и т.п.
И это положение было бы действительно безнадежным, если бы не существовал еще четвертый путь.
Четвертый путь не требует уединения в пустыне, не требует от человека, чтобы тот оставил все, чем жил раньше, отказался от всего. Четвертый путь начинается гораздо дальше, чем путь йоги; это значит, что человека нужно подготовить для четвертого пути, и такая подготовка приобретается в обыденной жизни; она должна быть серьезной и охватывать самые разные стороны. Далее, человеку необходимо жить в условиях, благоприятных для работы на четвертом пути, во всяком случае, в таких условиях, которые не делают эту работу невозможной. Надо понять, что как в его внутренней, так и во внешней жизни могут существовать условия, которые создают на четвертом пути непреодолимые преграды. Кроме того, четвертый путь, в отличие от путей факира, монаха и йогина, не имеет определенных форм. И, прежде всего, его необходимо найти. Это — первая проверка. Он не так хорошо известен, как три традиционные пути. Многие люди никогда не слыхали о четвертом пути; есть и такие, кто отрицает самую возможность его существования.
В то же самое время, начало четвертого пути легче, чем начало путей факира, монаха или йогина. Можно работать на четвертом пути и следовать ему, пребывая в обычных условиях жизни, выполняя прежнюю работу, сохраняя прежние отношения с людьми, ни от чего не отказываясь, никого не покидая. Напротив, условия жизни, в которых находится человек в начале своей работы, в которых его, так сказать, застает работа, оказываются для него наилучшими из всех возможных, во всяком случае, в начале работы. Эти условия для него естественны, они — сам этот человек. Потому что жизнь человека и ее обстоятельства соответствуют тому, что он из себя представляет. Любые условия, отличные от тех, которые созданы жизнью, будут для человека искусственными, и в таких искусственных его работа не сможет затронуть сразу все стороны его бытия...
Четвертый путь отличается от других путей и тем, что главное требование к человеку — это требование понимания. Человек не должен делать ничего такого, чего он не понимает, за исключением какого-нибудь опыта под руководством и под наставлением учителя. Чем яснее человек понимает то, что делает, тем значительнее будут результаты его усилий. Это фундаментальный принцип четвертого пути. Результаты работы пропорциональны сознательности в ней. На четвертом пути не требуется никакой «веры»; наоборот, любая вера противоположна четвертому пути. На четвертом пути человек должен удовлетворяться истиной того, о чем ему говорят; и пока он не удовлетворен, он не должен ничего делать”.*
Здесь мы привели эту длинную цитату с тем, чтобы показать одну из сущностей четвертого пути. Обозначение себя как «МЫ» является сознательным и намеренным, так как согласно учению четвертого пути, человеческий «биокомпьютер» содержит гигантское количество программ, каждая из которых кричит «я». И мы хотим, чтобы читатели каждый раз, сталкиваясь с выражением «мы», чувствовали дух четвертого пути. Четвёртый путь утверждает, что человек не имеет внутренней цельности. Психика человека множественна и мозаична. Тысячи программ человеческого биокомпьютера в той или иной деятельности выступают как представители всего человека. Индивидуум такого хаоса в себе даже не подозревает. Одни «Я» принимают решения, другие их не выполняют, т.к. они о решениях ничего не знают. Человек всегда выступает против обвинения в своей множественности. Только в процессе самонаблюдения студент четвёртого пути убеждается в справедливости положения о своём внутреннем хаосе. Самонаблюдение за своей хаотичностью невозможно без самовоспоминания.
В свою позднюю бытность на Западе, Гурджиев очень мало давал Знания, но много занимался психологическими экспериментами, разучиванием и постановкой восточных танцев, подготовкой и переправкой в восточный монастырь, готовых для дальнейшего развития людей.Ä Эти перемены можно объяснить изменением отношения Мастера к Деланию. Если в России до 1917 года была возможность создания школы четвёртого пути, то во Франции Гурджиев, по его же словам, только проводил психологические исследования и тестирование. Он проверял возможность реализации системы четвёртого пути в обществе того времени. Успенский подчёркивал, что учение ЧП значительно обгоняет своё время. Тогда в общественном сознании не были сформированы научные дисциплины и, соответственно, понятия, позволяющие точно объяснить смысл большинства идей ЧП. Сейчас положение дел изменилось в связи с появлением большого количества знаний относительно особого качества материи – информации.
Ещё одно замечание. Не следует путать учение четвёртого пути с другими путями развития сознания.
Некоторые модные учения, а «имя их легион», претендуют на роль духовных путей. Однако их основатели следовали заповеди одного «Остапа Бендера» американского образца. Этот бизнесмен призывал обогащаться создавая новые религии. Нам не раз приходилось встречаться и консультировать людей, получивших психические травмы в результате использования упражнений, предлагаемых в таких «школах». Порой руководители этих «содружеств, школ, институтов, академий» объявляют себя чуть ли не мессиями, однако за красивыми словами часто скрывается та же бессознательность и любого рода алчность. За четвёртый путь не следует принимать и учение Карлоса Кастанеды. О таких путях и школах Гурджиев говорил:Å «Есть школы применяющие наркотики для достижения определенных результатов хотя бы на короткое время. Благодаря умелому применению таких веществ, человека можно на некоторое время сделать очень умным или невероятно сильным. Впрочем, потом он умирает или теряет рассудок; но это во внимание не принимают. Существуют и такие школы. Так что, как видите, о школах мы должны говорить весьма осторожно». Кстати пейот, содержащий наркотик мескалин, и который в больших количествах потребляют на «пейотных сессиях» в общинах мексиканских индейцев повышает продуктивность интеллекта и одновременно разрушает организм. Печальная судьба Карлоса Кастанеды и его предшественника тому грустный пример.
Основными источниками знания относительно четвертого пути являются книги Петра Демьяновича Успенского «В поисках чудесного» и «Четвертый путь». Но, как сказал сам Успенский, — “Здесь мы дали фрагменты неизвестного учения; вам же в процессе работы предстоит осознать их как нечто целое”. Это тяжелая работа, которую мы проделали в течение определенного времени, занимаясь в группах и индивидуально. При этом мы старались обращать внимание на важные и малопонятные аспекты четвёртого пути. Теперь результаты этой деятельности мы можем предложить в помощь людям серьёзно интересующимся теорией и практикой четвёртого пути, т.к. не легко, не только осознать общий смысл работы над собой, но и даже отдельные элементы её, исходя из классических работ Г.И. Гурджиева, П.Д. Успенского, и более поздних произведений М. Николла, Дж. Беннетта, Р. Коллина, Ч. Тарта и других авторов.