Конечно, не все так гладко, как описывается здесь. В определенный момент вы увидите свою множественность. Понятно, что это не произойдет само по себе, а будет результатом самонаблюдения, центральным элементом которого является самовоспоминание. Это будет мучительный момент, когда вы будете видеть со всей несомненностью, что принимают решение одни «я», а реализацией их занимаются совсем другие, совершенно не разделяющие мнение первых, и поэтому делающие все по-своему. Все ваши попытки и усилия будут встречать постоянное сопротивление от разных групп «я», и вы дойдете до момента отчаяния, понимая, что вы не господин в этом теле. Обычно такое происходит, когда сталкиваются эгоистический интерес ложной личности и стремление к саморазвитию сущности. Это предельно болезненный момент. Когда же наступит предел терпению, вы в бешенстве закричите: «Хватит! Теперь командовать буду Я, который заинтересован в работе и саморазвитии!» — и все остальные «я» стихнут, сломленные такой неистовой вспышкой эмоций. Это будет начало вашей внутренней кристаллизации в одно цельное Я. Тогда, наконец, появится Господин в этом хаосе многих «я». Такой момент сверхусилия является экзаменом. С него начинается кристаллизация астрального тела и продолжение роста сущности. Сверхусилие это крайнее напряжение всех психических сил для достижения внутренней консолидации всех «Я» с каким-то одним намерением. Правильная кристаллизация направлена на саморазвитие. Все остальные устремления ведут к ложной кристаллизации. Гурджиев всегда подчёркивал важность сверхусилий. «В работе над собой учитываются только сверхусилия», – говорил он. На четвёртом пути учитель должен создавать разного рода «препятствия» для того, чтобы ученик, совершая сверхусилия, мог расти. Студент должен сознательно относится к преградам разного рода, используя их для совершенствования себя. Аналогичная практика существует и в других школах. Христианские подвижники, преодолевая многочисленные страдания, становились святыми. Ученики Дона Хуана и других людей Знания выковывали свою целостность в борьбе с мелюзговыми тиранами. Главное отличие четвёртого пути от других путей развития заключается в постоянном неотождествлении и самовоспоминании в этой борьбе.
|
|
Забегая вперед, можно сказать, что самовоспоминание изменяет структуру усвоения энергии человеческим организмом. Впечатления, являясь пищей нашего биокомпьютера, создают отсутствующую сейчас, но такую прекрасную в детстве, энергию в эмоциональном центре. Именно она и воспринимается как радость жизни. С другой стороны, момент самовоспоминания дает сильнейший толчок дальнейшему усвоению энергий воздуха, который трансформируется в энергию высшего эмоционального центра. Он заведует такими функциями, как ясновидение, телепатия, интуиция. Этот центр в определенном смысле «вперед смотрящий» в человеческом организме. Он предостерегает от опасностей и направляет человека по пути достижения его целей. Действия этого центра мы можем отслеживать в так называемых «пророческих снах». Количество и качество таких снов в процессе самовоспоминания возрастает.
|
|
Глубину самовоспоминания можно развить при помощи остановки в момент самовоспоминания внутреннего диалога. Конечно, в остановке внутреннего диалога надо долго и упорно тренироваться. Можно предполагать, что в момент самовоспоминания происходит гармоничное выравнивание активности правого и левого полушарий мозга. При этом активность правого и левого полушарий смещается в область лобных долей и хиазмы, которая в древней Индии символизировалась двух лепестковым лотосом Аджна-чакры. Качество самовоспоминания обычно падает пропорционально возрасту человека, если только он не работает над собой. Детей очень легко научить самовоспоминанию. Труднее сделать это с людьми пожилого возраста. В четвертом пути есть специальные приемы, увеличивающие выработку энергии и помогающие самовоспоминанию людей разных возрастов. Эти приемы не могут быть описаны в книге, так как обучение им происходит сугубо индивидуально.
О связи самовоспоминания с профилактикой психического здоровья написано в главе посвящённой неправильной работе психических центров.