Сверхусилие

Ко­неч­но, не все так глад­ко, как опи­сы­ва­ет­ся здесь. В оп­ре­де­лен­ный мо­мент вы уви­ди­те свою мно­же­ст­вен­ность. Понятно, что это не про­изой­дет са­мо по се­бе, а бу­дет ре­зуль­та­том са­мо­на­блю­де­ния, цен­траль­ным эле­мен­том ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся са­мо­вос­по­ми­на­ние. Это бу­дет му­чи­тель­ный мо­мент, ко­гда вы бу­де­те ви­деть со всей не­со­мнен­но­стью, что при­ни­ма­ют ре­ше­ние од­ни «я», а реа­ли­за­ци­ей их за­ни­ма­ют­ся со­всем дру­гие, со­вер­шен­но не раз­де­ляю­щие мне­ние пер­вых, и по­это­му де­лаю­щие все по-сво­ему. Все ва­ши по­пыт­ки и уси­лия бу­дут встре­чать по­сто­ян­ное со­про­тив­ле­ние от раз­ных групп «я», и вы дой­де­те до мо­мен­та от­чая­ния, по­ни­мая, что вы не гос­по­дин в этом те­ле. Обычно такое происходит, когда сталкиваются эгоистический интерес ложной личности и стремление к саморазвитию сущности. Это предельно бо­лез­нен­ный мо­мент. Ко­гда же на­сту­пит пре­дел терпению, вы в бе­шен­ст­ве за­кри­чи­те: «Хва­тит! Те­перь ко­ман­до­вать бу­ду Я, ко­то­рый за­ин­те­ре­со­ван в ра­бо­те и са­мо­раз­ви­тии!» — и все ос­таль­ные «я» стих­нут, слом­лен­ные такой не­ис­то­вой вспыш­кой эмо­ций. Это бу­дет на­ча­ло ва­шей внут­рен­ней кри­стал­ли­за­ции в од­но цель­ное Я. Тогда, наконец, поя­вит­ся Гос­по­дин в этом хао­се мно­гих «я». Та­кой мо­мент сверхусилия яв­ля­ет­ся эк­за­ме­ном. С не­го на­чи­на­ет­ся кри­стал­ли­за­ция ас­т­раль­но­го те­ла и продолжение роста сущности. Сверхусилие это крайнее напряжение всех психических сил для достижения внутренней консолидации всех «Я» с каким-то одним намерением. Правильная кристаллизация направлена на саморазвитие. Все остальные устремления ведут к ложной кристаллизации. Гурджиев всегда подчёркивал важность сверхусилий. «В работе над собой учитываются только сверхусилия», – говорил он. На четвёртом пути учитель должен создавать разного рода «препятствия» для того, чтобы ученик, совершая сверхусилия, мог расти. Студент должен сознательно относится к преградам разного рода, используя их для совершенствования себя. Аналогичная практика существует и в других школах. Христианские подвижники, преодолевая многочисленные страдания, становились святыми. Ученики Дона Хуана и других людей Знания выковывали свою целостность в борьбе с мелюзговыми тиранами. Главное отличие четвёртого пути от других путей развития заключается в постоянном неотождествлении и самовоспоминании в этой борьбе.

За­бе­гая впе­ред, мож­но ска­зать, что са­мо­вос­по­ми­на­ние из­ме­ня­ет струк­ту­ру ус­вое­ния энер­гии че­ло­ве­че­ским ор­га­низ­мом. Впе­чат­ле­ния, яв­ля­ясь пи­щей на­ше­го био­ком­пь­ю­те­ра, соз­да­ют от­сут­ст­вующую сей­час, но та­кую пре­крас­ную в дет­ст­ве, энер­гию в эмо­цио­наль­ном цен­тре. Имен­но она и вос­при­ни­ма­ет­ся как ра­дость жиз­ни. С дру­гой сто­ро­ны, мо­мент са­мо­вос­по­ми­на­ния да­ет силь­ней­ший тол­чок даль­ней­ше­му ус­вое­нию энер­гий воз­ду­ха, ко­то­рый транс­фор­ми­ру­ет­ся в энер­гию высшего эмоционального центра. Он за­ве­дует та­ки­ми функ­ция­ми, как яс­но­ви­де­ние, те­ле­па­тия, ин­туи­ция. Этот центр в оп­ре­де­лен­ном смыс­ле «впе­ред смот­ря­щий» в че­ло­ве­че­ском ор­га­низ­ме. Он пре­дос­те­ре­га­ет от опас­но­стей и на­прав­ля­ет че­ло­ве­ка по пу­ти дос­ти­же­ния его це­лей. Дей­ст­вия это­го цен­тра мы мо­жем от­сле­жи­вать в так на­зы­вае­мых «про­ро­че­ских снах». Ко­ли­че­ст­во и ка­че­ст­во та­ких снов в про­цес­се са­мо­вос­по­ми­на­ния воз­рас­та­ет.

Глу­би­ну са­мо­вос­по­ми­на­ния мож­но раз­вить при по­мо­щи ос­та­нов­ки в мо­мент са­мо­вос­по­ми­на­ния внут­рен­не­го диа­ло­га. Ко­неч­но, в ос­та­нов­ке внут­рен­не­го диа­ло­га на­до дол­го и упор­но тре­ни­ро­вать­ся. Мож­но пред­по­ла­гать, что в мо­мент са­мо­вос­по­ми­на­ния про­ис­хо­дит гар­мо­нич­ное вы­рав­ни­ва­ние активности пра­во­го и ле­во­го по­лу­ша­рий моз­га. При этом активность пра­во­го и ле­во­го по­лу­ша­рий сме­ща­ет­ся в об­ласть лоб­ных до­лей и хи­аз­мы, ко­то­рая в древ­ней Ин­дии сим­во­ли­зи­ро­ва­лась двух лепестковым ло­то­сом Адж­на-ча­кры. Ка­че­ст­во са­мо­вос­по­ми­на­ния обыч­но па­да­ет про­пор­цио­наль­но воз­рас­ту че­ло­ве­ка, ес­ли только он не ра­бо­та­ет над со­бой. Де­тей очень лег­ко нау­чить са­мо­вос­по­ми­на­нию. Труд­нее сде­лать это с людь­ми по­жи­ло­го воз­рас­та. В чет­вер­том пу­ти есть спе­ци­аль­ные прие­мы, уве­ли­чи­ваю­щие вы­ра­бот­ку энер­гии и по­мо­гаю­щие са­мо­вос­по­ми­на­нию лю­дей раз­ных воз­рас­тов. Эти прие­мы не мо­гут быть опи­са­ны в кни­ге, так как обу­че­ние им про­ис­хо­дит су­гу­бо ин­ди­ви­ду­аль­но.

О связи самовоспоминания с профилактикой психического здоровья написано в главе посвящённой неправильной работе психических центров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: