Сознание

Сознание есть изначальное свойство материи. Сознание можно определить также как способ существования материи знания, отличающий себя от других форм материи. Так как согласно учению Гурджиева знание материально, можно сказать, что и сознание материально. Однако весьма важным, в смысле взаимодействия форм материи сознания, является степень материальности.

Уровень развития сознания определяется диапазоном восприятия, скоростью и объёмом перерабатываемой информации.

Осознано взаимодействовать друг с другом могут лишь близкие по уровню развития формы сознания.

Соответственно, каждый уровень сознания знает некоторое ограниченное число видов или форм сознания.

Если человеку встречаются новые формы сознания, то возникает один из четырёх вариантов его реагирования:

1. бессознательное игнорирование непонятных явлений,

2. объяснение нового явления чем-нибудь понятным или псевдопонятным, а также словами за которыми нет никакой реальности,

3. потеря устойчивости сознания: возникновение истерики или психоза,

4. возникновение шока и потеря сознания.

Согласно учению четвёртого пути в человеческом сообществе нет понимания и оценки уровней и качества сознания людей. Большинство оценок построено на мифах и «мнениях».

Гурджиев по этому поводу указывал, что человеческое сознание недоразвито и мозаично, т.е. не имеет целостности. Однако оно может быть развито.

Согласно учению ЧП существует четыре состояния сознания:

1. Сон.

2. Бодрствование.

3. Самосознание.

4. Объективное сознание.

Сон и бодрствование отличаются друг от друга лишь уровнем коммуникации психических центров, при взаимодействии которых формируется сознание. Самосознание характеризуется цельностью сознания. Объективное сознание кроме цельности имеет качество независимости от организма человека.

Сознание можно рассматривать как программы самоидентификации в различных психических центрах человека. Существует большая множественность таких программ. Генеральная программа самоидентификации «Я есть» находится в полностью пассивном состоянии. Человек обычно не осознаёт своей множественности, но эта мозаичность сознания может быть легко экспериментально доказана.

2. Са­мо­вос­по­ми­на­ние.

Цен­траль­ным эле­мен­том прак­ти­ки чет­вер­то­го пу­ти яв­ля­ет­ся ра­бо­та над са­мо­вос­по­ми­на­ни­ем. Это во­все не па­мять о се­бе или сво­их про­шлых со­стоя­ни­ях, это по­сто­ян­ная по­пыт­ка быть здесь и сейчас. Труд­но­сти по­ни­ма­ния это­го мо­мен­та про­ис­хо­дят из то­го, что у лю­дей в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни ут­ра­чен глав­ный эле­мент их соз­на­ния — осоз­на­ва­ние сво­его при­сут­ст­вия в жиз­ни. Этот ка­жу­щий­ся аб­сурд­ным те­зис лег­ко до­ка­зы­ва­ет­ся в про­цес­се прак­ти­ки са­мо­вос­по­ми­на­ния. Че­ло­ве­ку толь­ко ка­жет­ся, что он пом­нит се­бя по­сто­ян­но, что он при­сут­ст­ву­ет в сво­ей жиз­ни по­сто­ян­но. Че­ло­век при­сут­ст­во­вал по­сто­ян­но в сво­ей жиз­ни толь­ко оп­ре­де­лен­ный пе­ри­од сво­его дет­ст­ва. В этом нет ни­че­го до­ка­за­тель­нее, чем дет­ст­во. Ни­кто не мо­жет спо­рить с тем фак­том, что жизнь в дет­ст­ве и осоз­на­ва­ние се­бя в этот пе­ри­од бы­ли го­раз­до яр­че и на­сы­щен­нее, чем в бо­лее взрос­лом со­стоя­нии. Вре­мя тек­ло мед­лен­но, день был очень длин­ным; про­хо­дя мимо, ка­за­лось бы, не­зна­чи­тель­ных ве­щей, мы от­ме­ча­ли в них мас­су осо­бен­но­стей, наш ум был рас­крыт, на­ше вос­при­ятие улав­ли­ва­ло всё и вся. Те­перь же, бу­ду­чи взрос­лы­ми людь­ми, мы сколь­зим ми­мо той ре­аль­но­сти, в ко­то­рой жи­вем. На­ше при­сут­ст­вие в жиз­ни от­ме­ча­ет­ся толь­ко те­ми эмо­цио­наль­ны­ми мо­мен­та­ми, ко­гда мы стра­да­ем, пе­ре­жи­ва­ем, вы­би­ты из при­выч­ной ко­леи. В этом смыс­ле жизнь в на­ше «смут­ное вре­мя» яв­ля­ет­ся пре­крас­ным мо­мен­том, бу­дя­щим соз­на­ние. По­сто­ян­ная не­уве­рен­ность в сво­ей жиз­ни, сво­ей ра­бо­те, труд­но­сти и про­бле­мы, ко­то­ры­ми на­пол­не­но это вре­мя, яв­ля­ют­ся ис­точ­ни­ком про­бу­ж­де­ния соз­на­ния. Накал ра­бо­ты в груп­пах чет­вер­то­го пу­ти в на­ши дни су­ще­ст­вен­но от­ли­ча­ет­ся от то­го, что про­ис­хо­ди­ло в ана­ло­гич­ных груп­пах 10, 20 или 30 лет на­зад. Со­ци­аль­ные толч­ки будят соз­на­ние лю­дей. Лю­ди проявляют относительно больше инициативы и от­вет­ст­вен­ности за свою жизнь.

Са­мо­вос­по­ми­на­ние — это ме­тод, ко­то­рый по­мо­га­ет че­ло­ве­ку стать существенно бо­лее соз­на­тель­ным и ини­циа­тив­ным, чем обыч­но.

По­про­бу­ем опи­сать, как воз­ни­ка­ет и раз­ви­ва­ет­ся мо­мент са­мо­вос­по­ми­на­ния. Са­мое пер­вое и про­стое, что мож­но сде­лать вна­ча­ле, — это осоз­на­вать свое при­сут­ст­вие в этом про­стран­ст­ве и вре­ме­ни, не те­ряя се­бя, не ото­жде­ст­в­ля­ясь ни с эмо­ция­ми, ни с делами, ни с об­ста­нов­кой. Это мож­но срав­нить с тем са­мо­ощу­ще­ни­ем, ко­то­рое воз­ни­ка­ет у че­ло­ве­ка, ко­гда он по­яв­ля­ет­ся в со­вер­шен­но не­зна­ко­мом ему мес­те. Ко­гда он с удив­ле­ни­ем за­да­ет се­бе во­прос: «Как, я здесь, я здесь?» — он с удив­ле­ни­ем ос­мат­ри­ва­ет­ся и ис­пы­ты­ва­ет дав­но за­бы­тое чув­ст­во от­дель­но­го при­сут­ст­вия. Не­ко­то­рым лю­дям это не­при­ят­но, они чув­ст­ву­ют се­бя ото­рван­ны­ми от че­го-то при­выч­но­го; это очень по­хо­же на чув­ст­во удив­ле­ния. Итак, сле­ду­ет уди­вить­ся и осоз­нать, что вы при­сут­ст­вуе­те здесь и сейчас. Еще один при­ем, по­зво­ляю­щий улуч­шить самовоспоминание - это уси­ле­ние про­стран­ст­вен­но­го вос­при­ятия. Дос­та­точ­но взгля­да вверх с по­сле­дую­щим опус­ка­ни­ем вниз, что­бы на­чать вос­при­ни­мать ок­ру­жаю­щее про­стран­ст­во бо­лее объ­ем­но. Ко­неч­но, без оп­ре­де­лен­ной тре­ни­ров­ки не обой­тись. По­лез­но так­же при этом ос­та­но­вить внут­рен­ний диа­лог. Ос­та­нов­ка внут­рен­ней ре­чи про­ис­хо­дит луч­ше, ес­ли од­но­вре­мен­но рас­сла­бить фи­зи­че­ски язык во рту. При­ве­дем при­мер са­мо­вос­по­ми­на­ния у од­но­го из сту­ден­тов груп­пы чет­вер­то­го пу­ти: “Я сто­ял в торце за­ла мет­ро и смот­рел вдоль за­ла. Я ожи­дал дру­зей. На­строе­ние и са­мо­чув­ст­вие бы­ли по­вы­шен­ны­ми. Ною­щее ощу­ще­ние в пред­пле­чье, это был браслет—будильник, на­пом­ни­ло мне о не­об­хо­ди­мо­сти са­мо­вос­по­ми­на­ния. Я по­смот­рел в по­то­лок за­ла, он был ук­ра­шен по­зо­ло­чен­ны­ми леп­ны­ми узо­ра­ми. Я мед­лен­но опус­тил взгляд вниз. Объ­ем за­ла как бы уве­ли­чил­ся. Воз­дух в за­ле вдруг стал зо­ло­ти­стым. Вос­торг Жиз­ни за­хле­ст­нул ме­ня. Я сто­ял и упи­вал­ся вол­шеб­ст­вом про­ис­хо­див­ше­го. Пе­ре­до мной был зал вол­шеб­но­го двор­ца из дет­ской сказ­ки. Мой экс­таз пе­ре­жи­ва­ния жиз­ни был так пре­кра­сен, что я го­тов был кри­чать: “Вспо­ми­най­те се­бя, это так пре­крас­но!”.

Вообще-то мет­ро яв­ля­ет­ся удобным ме­стом для са­мо­вос­по­ми­на­ния. Вот еще при­мер са­мо­вос­по­ми­на­ния в мет­ро. “Я си­дел на си­де­нье в ва­го­не по­ез­да. Хо­тел уз­нать, сколь­ко вре­ме­ни и по­смот­рел на за­пя­стье ле­вой ру­ки. Ча­сов там не ока­за­лось. Они ока­за­лись на пра­вой ру­ке. Тут же на­чал пы­тать­ся «быть здесь и сейчас», т.е. вспо­ми­нать се­бя. Ос­ве­ще­ние в ва­го­не как буд­то бы ста­ло яр­че. Поя­ви­лось ощу­ще­ние объ­е­ма. Взгля­нул на ли­ца лю­дей си­дев­ших на­про­тив ме­ня. Я уви­дел, что эти лю­ди спа­ли, не­смот­ря на то, что их гла­за бы­ли от­кры­ты. На их ли­цах, ка­за­лось, мож­но да­же про­чи­тать ка­кие-то сно­ви­де­ния. Что же ме­ня боль­ше все­го по­ра­зи­ло, так это на­блю­де­ние го­во­рив­ших ме­ж­ду со­бой лю­дей; к мо­ему изум­ле­нию, они так­же спа­ли. Я на­блю­дал лю­дей, раз­го­ва­ри­вав­ших во сне ме­ж­ду со­бой!” При ещё более глубоком самовоспоминании можно увидеть некую постоянную составляющую характера людей, которых вы наблюдаете. Например: "Я с удивлением заметил, что сидевшие в вагоне напротив меня пожилые мужчина с женщиной, по-видимому, его женой были похожи на двух собак. Большого старого пса и маленькую комнатную собачку, что, как мне показалось, отражало их отношения друг с другом». Что­бы про­дол­жить экс­пе­ри­мен­ты с самоосоз­на­ва­ни­ем, по­обе­щай­те се­бе, что вы бу­де­те по­сто­ян­но при­сут­ст­во­вать здесь и сейчас, на­чи­ная с это­го мо­мен­та. Ско­рее все­го, вы вспом­ни­те о сво­ем обе­ща­нии че­рез дос­та­точ­но дол­гое вре­мя, и ни­ка­ко­го не­пре­рыв­но­го са­мо­вос­по­ми­на­ния у вас не бу­дет. Это­му не сто­ит удив­лять­ся, так как вся на­ша жизнь на­прав­ле­на на при­ят­ное су­ще­ст­во­ва­ние во сне. Здесь име­ет­ся в ви­ду не ноч­ной сон, а жизнь без са­мо­вос­по­ми­на­ния. Не зря су­фий­ский по­эт Омар Хай­ям за­кан­чи­ва­ет од­ну из сво­их ру­бай­ят сло­ва­ми: «и гор­сточ­кой зем­ли окон­чу жиз­ни сон».

На­ша жизнь — это соз­на­ние. Соз­на­ние име­ет раз­ные сте­пе­ни сво­его про­яв­ле­ния. В со­вре­мен­ной пси­хо­ло­гии не раз­гра­ни­че­ны раз­лич­ные уров­ни бодр­ст­во­ва­ния че­ло­ве­ка, и это не слу­чай­но, по­сколь­ку эта пси­хо­ло­гия де­ла­лась людь­ми с низ­ким уров­нем осоз­на­ва­ния се­бя, не умею­щи­ми от­сле­жи­вать ни свои, ни чу­жие со­стоя­ния соз­на­ния. По­это­му ис­поль­зо­ва­ние обыч­ной пси­хо­ло­гии в прак­ти­ке чет­вер­то­го пу­ти поч­ти бес­по­лез­но. Однако этого нельзя сказать о новом направлении в психологии – трансперсональной психологии.* Функ­ци­ей про­ти­во­по­лож­ной са­мо­вос­по­ми­на­нию в че­ло­ве­че­ской пси­хи­ке яв­ля­ет­ся ото­жде­ст­в­ле­ние. Че­ло­век по­сто­ян­но во­вле­ка­ет­ся в то или иное вос­при­ятие, дея­тель­ность или эмо­цию, за­бы­вая от­сле­жи­вать се­бя при этом. Са­мо­вос­по­ми­на­ние яв­ля­ет­ся тем са­мым ме­ха­низ­мом, ко­то­рый вы­во­дит че­ло­ве­ка из вся­ко­го ро­да ото­жде­ст­в­ле­ний, во­об­ра­же­ния, от­ри­ца­тель­ных эмо­ций и зомбирования, ко­то­рый по­зво­ля­ет че­ло­ве­ку ос­та­но­вить­ся, ог­ля­нуть­ся и спро­сить се­бя: «Что я здесь де­лаю и по­че­му?»

Для то­го что­бы пре­одо­леть, свою ка­та­ст­ро­фи­че­скую не­спо­соб­ность пом­нить се­бя здесь и сейчас, нуж­на дли­тель­ная и серь­ез­ная ра­бо­та. Как и в лю­бом де­ле, здесь име­ют­ся свои тон­ко­сти. На­до знать, от че­го за­ви­сит на­ша спо­соб­ность к про­бу­ж­де­нию. В ко­неч­ном ито­ге, на­ше со­стоя­ние соз­на­ния оп­ре­де­ля­ет­ся тем ко­ли­че­ст­вом нуж­ной энер­гии, ко­то­рую вы­ра­ба­ты­ва­ет наш ор­га­низм, и боль­шая часть ра­бо­ты в чет­вер­том пу­ти на­прав­ле­на на то, что­бы уст­ра­нить утеч­ки энер­гии, ко­то­рые у нас име­ют­ся по­сто­ян­но. Энер­гия уте­ка­ет в пер­вую оче­редь че­рез от­ри­ца­тель­ные эмо­ции, че­рез ос­но­ван­ное на них во­об­ра­же­ние, бес­по­лез­ные раз­го­во­ры, бес­по­лез­ное фи­зи­че­ское на­пря­же­ние. Еще од­на «ды­ра», че­рез ко­то­рую ухо­дит энер­гия в пси­хи­ке че­ло­ве­ка это мечтания и грезы, являющиеся про­ти­во­по­лож­ностью твор­че­ско­му во­об­ра­же­нию. В них нет ни­ка­кой це­ли, и они ни к че­му не ве­дут, кро­ме при­ят­но­го «ще­ко­та­ния». Еще од­на утеч­ка — при­выч­ки. Мы при­выч­но ка­ча­ем сво­ей но­гой, де­ла­ем мил­ли­он дру­гих не­нуж­ных дви­же­ний, при­выч­но раз­дра­жа­ем­ся, при­выч­но смот­рим те­ле­ви­зор, тра­тя на это бес­по­лез­ное за­ня­тие мас­су вре­ме­ни, при­выч­но чи­та­ем га­зе­ты, при­выч­но го­во­рим о ве­щах, ко­то­рые от нас так же да­ле­ки, как звез­ды. В ре­зуль­та­те всей этой столь же бур­ной, сколь и бес­по­лез­ной дея­тель­но­сти мы те­ря­ем боль­шую часть сво­ей пси­хи­че­ской энер­гии и не спо­соб­ны к бо­лее вы­со­ким про­яв­ле­ни­ям сво­его соз­на­ния. Твор­че­ст­во в этом ми­ре яв­ля­ет­ся ско­рее ис­клю­че­ни­ем, чем пра­ви­лом. По­сред­ст­вен­ность — ос­нов­ной за­кон на­шей жиз­ни. Все­об­щая ме­ха­нич­ность и «ро­бо­ти­за­ция» на­пол­ни­ли на­шу жизнь. Гурд­жи­ев го­во­рил: «Че­ло­век все­гда мо­жет обой­тись без не­об­хо­ди­мых ве­щей, но ни­ко­гда — без не­нуж­ных». Об­ще­ст­вен­ное соз­на­ние, ин­тег­ри­рую­щее ин­ди­ви­ду­аль­ные уров­ни соз­на­ния ка­ж­до­го из нас, име­ет свои ме­ха­низ­мы под­дер­жа­ния по­сред­ст­вен­но­сти, та­кие как ал­ко­голь, та­бак, нар­ко­ти­ки, те­ле­ви­де­ние и чти­во, вклю­чаю­щее га­зе­ты, жур­на­лы и кни­ги. Про­цесс фор­ми­ро­ва­ния из нас идио­тов за­вер­ша­ет гро­мад­ное ко­ли­че­ст­во ви­део­филь­мов — ска­зок на­ше­го вре­ме­ни. Что­бы вы­рвать­ся из это­го хао­са, се­ро­сти и идио­тиз­ма, нуж­на по­сто­ян­ная борь­ба за свои бо­лее вы­со­кие уров­ни соз­на­ния. Все это нуж­но хо­ро­шо и яс­но по­ни­мать, де­лая по­пыт­ки в вос­пи­та­нии сво­его но­во­го са­мо­осоз­нова­ния. Впе­чат­ле­ние яв­ля­ет­ся пи­щей для «био­ком­пь­ю­те­ра» че­ло­ве­ка, и, соз­на­тель­но вы­би­рая те или иные впе­чат­ле­ния, мы спо­соб­ст­ву­ем рос­ту на­ше­го соз­на­ния. Впе­чат­ле­ния — это, пре­ж­де все­го лю­ди, с ко­то­ры­ми мы об­ща­ем­ся. Есть эм­пи­ри­че­ское пра­ви­ло - «правило15-ти ми­нут»: ес­ли вы смот­ри­те фильм в те­че­ние 15 ми­нут, и он вам не понравился, — мо­же­те сме­ло ухо­дить, даль­ше бу­дет то же са­мое. Так же де­ло об­сто­ит и с людь­ми. Вы взаи­мо­дей­ст­вуе­те с че­ло­ве­ком, и у вас воз­ник­нет та или иная си­туа­ция: или вы за­ра­бо­тае­те ку­чу де­нег, или это бу­дут раз­го­во­ры ни о чем, или вы «рас­крое­те кры­лья» и взле­ти­те, или вам за­хо­чет­ся вы­бро­сить­ся из ок­на от бе­зыс­ход­но­сти. В лю­бом из этих слу­ча­ев мож­но от­ме­тить сле­дую­щее пра­ви­ло: об­ще­ние при­ве­дет ли­бо к уве­ли­че­нию уров­ня осоз­на­ния, ли­бо к его па­де­нию. И так бу­дет про­дол­жать­ся и в даль­ней­шем с этим че­ло­ве­ком. Вы по­сто­ян­но долж­ны вы­би­рать, и ес­ли ваш вы­бор бу­дет в поль­зу впе­чат­ле­ний, ве­ду­щих к по­вы­ше­нию ва­ше­го уров­ня осоз­на­ния — вы на вер­ном пу­ти. Необходимо быть хорошим наблюдателем себя, чтобы видеть, к чему привёл тот или иной момент общения. Если вы никогда не курили, и вас вдруг потянуло к куреву, а табак понижает уровень сознания, то, хотите вы того или нет, это уже результат взаимодействия с другим человеком. Если после какого-то разговора с каким-либо субъектом выясняется, что вы стали делать что-то не так, не впопад это также признак понижения уровня сознания. Всякого рода биоинформационное подсознательное программирование как например: порча, сглаз, приворот и т.п. также отчётливо снижают уровень сознания человека. Можно сказать, что это даже диагностический признак. К сожалению, новый низкий уровень сознания, как правило, не позволяет увидеть собственные проявления. Только благодаря группе человек может увидеть, в какую историю он попал.

Чет­вер­тый путь учит: вы­би­рай­те все­гда все бо­лее соз­на­тель­ное. Ес­ли чте­ние этой кни­ги вы­зва­ло у вас внут­рен­ний от­клик, ре­зо­нанс, у вас жив еще тот ме­ха­низм, ко­то­рый яв­ля­ет­ся ва­шим спа­се­ни­ем от се­ро­сти и ог­ра­ни­чен­но­сти мира, в котором мы живём.

Труд­но и почти не­воз­мож­но раз­ви­вать соз­на­ние в оди­ноч­ку, т.к. обучение самовоспоминанию в группе происходит несравнимо эффективнее. Ра­бо­та по раз­ви­тию соз­на­ния долж­на про­ис­хо­дить в груп­пе лю­дей, за­ин­те­ре­со­ван­ных так же, как и вы, в раз­ви­тии соз­на­ния. В за­ви­си­мо­сти от ин­ди­ви­ду­аль­но­сти ка­ж­до­го че­ло­ве­ка, ре­зуль­та­ты при­хо­дят бы­ст­рее или мед­лен­нее, но обязательно при­хо­дят. Как правило, успешнее развиваются скромные и постоянные в своих усилиях ученики. Помнится в одной из групп появился студент, который с необыкновенным энтузиазмом практиковал самовоспоминание. Он ходил с выпученными глазами. В ушах у него были наушники через которые плеер через каждые пять минут сообщал о необходимости вспоминать себя. Его жена с грустью заметила: «Он всегда такой. Его интерес быстро вспыхивает и быстро угасает». Она оказалась права. Через месяц этот студент забыл о самовоспоминании.

Обычно какой-то член группы, хорошо владеющий самовоспоминанием, обучает новичка методом индукции. Т.е. состояние самовоспоминания передаётся от адепта к ученику, который пытается в этот момент вспомнить себя. Такое явление хорошо известно в монастырях Тибета и называется «прямая передача».

Са­мо­вос­по­ми­на­ние это интересная ра­бо­та. По­сле дол­го­го вре­ме­ни попыток пробуждения, вдруг, поч­ти вне­зап­но, в ка­кой-то миг, вы про­сы­пае­тесь, и имен­но в этот миг вы по-на­стоя­ще­му чув­ст­вуе­те, что жи­ве­те, что до этого вся жизнь бы­ла сплош­ной сон, и вы чув­ст­вуе­те не­вы­ра­зи­мое бла­жен­ст­во Жиз­ни. Од­но­вре­мен­но вы осоз­нае­те, что про­сну­лись, и ско­ро сно­ва за­сне­те. Имен­но этот миг по­зво­ля­ет че­ло­ве­ку по­нять, что та­кое са­мо­вос­по­ми­на­ние, и он на­чи­на­ет ис­кать но­вой встре­чи с этим ми­гом. Долж­но, од­на­ко, прой­ти дос­та­точ­но вре­ме­ни, что­бы вспышка «бо­же­ст­вен­но­го вос­при­ятия жиз­ни» сно­ва по­вто­рила­сь. Да­лее та­кие просветления бу­дут про­ис­хо­дить все ча­ще и ча­ще, и бу­дут иметь боль­шую глу­би­ну и про­дол­жи­тель­ность, от­кры­вая вам но­вые по­ра­зи­тель­ные го­ри­зон­ты ва­ше­го соз­на­ния. Ва­ше вос­при­ятие жиз­ни, ва­ше ощу­ще­ние жиз­ни ста­нет бо­лее пол­ным и ра­до­ст­ным, и уже вряд ли за­хо­чет­ся воз­вра­щать­ся к той се­ро­сти про­жи­га­ния жиз­ни, ко­то­рая у вас бы­ла. Ес­ли вы про­дол­жи­те свою ра­бо­ту да­лее, не­пре­рыв­ность ва­ше­го осоз­на­ва­ния себя рас­про­стра­нит­ся и на ноч­ной сон. Вот как, например, один студент описывает такой сон. “Мне приснилось что, я написал на доске что-то очень важное и зачем-то отошел. В это время подошел мой товарищ и стер написанное. Я чуть было не воспламенился яростью, но тут вспомнил, что это будет проявлением отрицательной эмоции. В это мгновение я перевел возникающий гнев в смех. Я рассмеялся и сказал: «Какой же ты быстрый парень!» Конечно такой сон проявление развитого сознания. Наступит время, когда вы бу­де­те спать, и осоз­на­вать сон, ко­то­рый ви­ди­те, вме­ши­ва­ясь или нет в не­го при не­об­хо­ди­мо­сти. При этом вы мо­же­те ду­мать об ин­те­ре­сую­щих вас ве­щах, и все это — без вся­ко­го ущер­ба для от­ды­ха те­ла и ума. Та­ким образом, вы при­бли­зи­тесь к важному этапу в чет­вер­том пу­ти — са­мо­соз­на­нию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: