США и Канада


В 2007 году продолжалась работа, направленная на расширение и укрепление российско-американского сотрудничества в различных областях.
В основу наших действий в отношении США был положен прагматический и комплексный подход, предусматривающий развитие взаимодействия с американцами в сферах совпадающих интересов и одновременно большую твердость в продвижении наших позиций, не впадая в ненужную конфронтационность. Видели свою задачу в том, чтобы активно работать с США по максимально широкой повестке дня двустороннего сотрудничества, не в последнюю очередь на экономическом направлении, с тем чтобы нарабатывать ткань взаимопроникающих связей, которая позволила бы придать российско-американским отношениям должную устойчивость.
Продолжался активный диалог на высшем уровне. Состоялось три встречи президентов: в Хайлигендамме на полях саммита «восьмерки» (июнь), в Кеннебанкпорте, штат Мэн (июль), и в Сиднее в ходе саммита АТЭС (сентябрь). На полномасштабной встрече в Кеннебанкпорте была согласована новая редакция «Президентского контрольного списка задач», в котором зафиксированы дальнейшие меры по наращиванию взаимодействия в сферах атомной энергетики, безопасности, оборонных технологий, борьбы с терроризмом, торговли и инвестиций, космоса, социальных и гуманитарных вопросов.
Поддерживалась практика консультаций по линии внешнеполитических ведомств, которые охватывали весь спектр двусторонних отношений и актуальных международных проблем.
Уплотнился диалог по военно-политическим вопросам. В октябре состоялась первая встреча в формате «2+2» (министры иностранных дел и обороны), который, по взаимному согласию сторон, должен стать постоянно действующим механизмом. Несмотря на «вязкий» разговор по проблемам новых договоренностей в сфере контроля над вооружениями (взамен ДСНВ, срок действия которого истекает в 2009 году) и планов размещения ТПР НПРО США в Восточной Европе, продолжали плотно работать с США с целью продвижения нашего видения открытых систем коллективной безопасности в Евроатлантике и в глобальном масштабе. Принципиальная позиция России по ДОВСЕ, включая введенный в декабре мораторий на выполнение условий договора, также подталкивала партнеров к поиску компромиссов.
Перспективным направлением взаимодействия оставалось нераспространение. В отчетный период успешно продвигалась запущенная Россией и США в июле 2006 года в Санкт-Петербурге Глобальная инициатива по борьбе с актами ядерного терроризма (состоялось две встречи государств-участников инициативы). В Кеннебанкпорте объявлено о начале реализации совместной инициативы по укреплению режима ДНЯО и развитию международного сотрудничества в области ядерной энергетики (соответствующее заявление на высшем уровне принято 2 июля) путем создания глобальной инфраструктуры ядерной энергетики, которая позволит государствам развивать эту отрасль без размещения на своей территории чувствительных элементов ядерного топливного цикла.
Наши усилия в контексте иранской ядерной программы служили фактором, удерживавшим США на дипломатическом треке решения этой проблемы.
Развитие связей в торгово-экономической сфере шло поступательно.
Постепенно набирало обороты инвестиционное сотрудничество. Совокупные американские инвестиции в российскую экономику по итогам 2007 года составили 8,6 млрд.долл. Повышалась активность российских нефтегазовых и металлургических компаний на американском рынке. Осуществлялся ряд совместных проектов в области авиа- и автопромышленности. Компании «Волга-Днепр» и «Боинг» заключили соглашение о доставке из Европы и Азии крупногабаритных узлов для сборки «Боингов-787» в Сиэтле. Одним из наиболее перспективных направлений двустороннего сотрудничества является топливно-энергетический сектор. Положительная динамика отмечена также в сфере информационных технологий.
Объем взаимной торговли по итогам 2007 года составил 27,6 млрд.долл. (в 2006 году – 24,5 млрд.долл.).
Достигнуто продвижение в вопросах присоединения России к ВТО, но по-прежнему не удалось добиться отмены поправки Джексона-Вэника, которую американцы, похоже, задумали сохранить «про запас» в качестве дополнительного рычага давления на Россию. Сохраняющиеся торговые барьеры в отношении российских экспортеров (соглашения о добровольных экспортных ограничениях, ограничения по номенклатуре, антидемпинговые пошлины) также препятствовали дальнейшему развитию торговых отношений.
В целом, торгово-экономическая сфера пока не стала фактором, стабилизирующим весь комплекс российско-американских отношений.
В области сотрудничества в борьбе с новыми вызовами и угрозами 26 июня в Москве был подписан Протокол к Меморандуму о понимании между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве в области предупреждения техногенных чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и ликвидации их последствий от 16 июня 1996 года. Данный протокол продлевает срок действия Меморандума до 18 июля 2017 года, предусматривает ликвидацию последствий террористических актов и вводит в текст Меморандума ряд изменений технического характера.
В июле в Вашингтоне был подписан Двусторонний протокол о модернизации линий прямой связи.
В ноябре в ходе московской конференции «Роль и место ветеранских организаций России и США в развитии и укреплении международного сотрудничества» была принята Декларация о сотрудничестве между Комитетом по делам воинов-интернационалистов при совете глав правительств СНГ и организацией «Ветераны зарубежных войн в США».
В социальной и гуманитарной сфере открыты новые каналы взаимодействия. Начала работу группа общественного диалога «Россия – США: взгляд в будущее» (сопредседатели – Е.М.Примаков и Г.Киссинджер), задача которой видится в выработке совместных рекомендаций относительно дальнейшего развития отношений между Россией и США. Начат разговор по линии группы по вопросам гражданского общества и прав человека под совместным председательством Уполномоченного по правам человека Российской Федерации В.П.Лукина и президента Фонда Карнеги Дж.Мэтьюз с целью конструктивного обсуждения правозащитных проблем в обеих странах в свете новых вызовов и угроз. Развивалось сотрудничество в библиотечной сфере, в первую очередь в рамках создания Президентской библиотеки в Санкт-Петербурге.
Продолжали развиваться связи и контакты по парламентской линии. В сентябре состоялась встреча Председателя Государственной Думы Б.В.Грызлова со спикером Палаты представителей США Н.Пелози в рамках «парламентской восьмерки» в Берлине. В июне в Вашингтоне проведено третье совместное заседание комитетов по международным делам Госдумы и Палаты представителей. В августе российская парламентская делегация на уровне заместителя председателя Совета Федерации приняла участие в ежегодной встрече Национальной конференции законодательных собраний штатов в Бостоне. Успешно функционировала рабочая группа «Совет Федерации – Сенат», которую с российской стороны возглавляет председатель комитета по международным делам М.В.Маргелов.
В 2007 году отмечалось 200-летие установления дипломатических отношений между Россией и США. В рамках празднования этого юбилея была проведена серия мероприятий общественно-политического, научного и культурного характера. В их числе – организованная Институтом всеобщей истории РАН в Москве научная конференция по проблемам российско-американских отношений, презентация в Вашингтоне совместно МИД России и Госдепартаментом США сборника документов по двусторонним отношениям, прошедшая в Москве выставка «Американское искусство – 300 лет», гастроли Большого театра в США.
Очевидно, что в предстоящий период наши отношения с США будут продолжать испытывать на себе воздействие переосмысления внешнеполитической роли Америки, связанного с переформатированием роли «американского фактора» в международных делах, включая глобальную финансово-экономическую архитектуру. При этом не следует недооценивать болезненности этого процесса, затрагивающего ключевые постулаты и мировоззренческие основы внешней политики США, такие как «исключительность» их международной миссии и опора на военную мощь.
Отношения с Канадой носили стабильный характер, были важным элементом российской внешней политики на североамериканском направлении.
Поддерживался активный двусторонний политический диалог. 7 июня в рамках саммита «Группы восьми» в Хайлигендамме Президент В.В.Путин провел встречу с премьер-министром Канады С.Харпером. 28-29 ноября – впервые за последние шесть лет – состоялся визит в Канаду Председателя Правительства Российской Федерации В.А.Зубкова, который придал новый импульс развитию многоплановых российско-канадских связей. В ходе визита приняты четыре меморандума о взаимопонимании, три совместных заявления, два соглашения по конкретным направлениям двустороннего взаимодействия.
В 2007 году товарооборот вырос на 22,5% по сравнению с 2006 годом и превысил 2,3 млрд. долл. (экспорт – 1,27 млрд. долл., импорт – 1,05 млрд. долл.).
Расширялось инвестиционное сотрудничество.ОАО «Норильский никель» приобрел компанию «Лайон Ор Интернешнл» (6,3 млрд.долл.), компания «Русские машины» приобрела 42% акций «Магна Интернешнл» (1,54 млрд.долл.), достигнута договоренность о приобретении ОАО «Ростсельмаш» 80% канадской компании «Бюлер». Российские инвестиции в Канаду в семь раз превысили канадские инвестиции в Россию, составляющие 1,2 млрд.долл.
Развивались межпарламентские и межведомственные контакты, расширялись связи между российскими регионами и провинциями Канады.
Особое место в отношениях с Канадой традиционно занимало сотрудничество в освоении природных богатств Арктики, развитии региональной транспортной инфраструктуры, охране окружающей среды, сохранении культуры и образа жизни коренных народов Севера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: