Латинская Америка и Карибский бассейн


Внешнеполитическая деятельность на латиноамериканском направлении осуществлялась в соответствии с утвержденным Президентом России на 2006-2008 гг. Планом мероприятий по развитию отношений со странами региона и была направлена на продвижение российских политических, экономических и гуманитарных приоритетов. Особое внимание уделялось взаимодействию с Бразилией и Мексикой как латиноамериканскими участниками Хайлигендаммского процесса, а также с Бразилией в формате БРИК.
Активно развивался политический диалог. В июле состоялся первый в истории рабочий визит Президента России в Республику Гватемала для участия в работе 119-ой сессии Международного олимпийского комитета (МОК). В сентябре в рамках саммита АТЭС в Сиднее прошли встречи В.В.Путина с руководителями Чили М.Бачелет и Перу А.Гарсия, в январе в Москве состоялась встреча президентов России и Гайаны, в июне Россию с рабочим визитом посетил Президент Венесуэлы У.Чавес.
В мае в России побывал первый вице-президент Панамы С.Льюис, в сентябре – вице-президент Венесуэлы Х.Родригес и вице-президент Перу Л.Джиампьетри. Министр иностранных дел России нанес первый в истории рабочий визит в Перу, а также посетил Уругвай и Парагвай (сентябрь), провел встречи с министрами иностранных дел Бразилии С.Аморимом, Кубы Ф.Пересом Роке и «политдесятки» Южноамериканского общего рынка (МЕРКОСУР) в ходе 62-й сессии ГА ООН в Нью-Йорке (сентябрь). В России с визитом побывал мининдел Никарагуа С.Сантос Лопес. Была продолжена практика межмидовских консультаций с отдельными странами и региональными интеграционными группировками.
Активно развивались межпарламентские связи. Делегации Совета Федерации и Госдумы различного уровня посетили в феврале-марте Перу и Бразилию, в апреле – Мексику, Колумбию, Никарагуа, Гондурас и Сальвадор, в июне и ноябре – Бразилию. Группы парламентариев из Аргентины (сентябрь), Мексики (январь), Чили (октябрь), Парагвая (февраль) и Уругвая (сентябрь) провели переговоры со своими российскими коллегами в Москве. Предпринимались усилия по расширению связей с многосторонними парламентскими объединениями: Федеральное Собрание Российской Федерации получило статус постоянного наблюдателя на Межамериканском парламентском форуме.
В итоге удалось закрепить близкие нам взгляды стран Латинской Америки на многие наиболее важные для России международные проблемы. В ООН, где региону принадлежат 33 голоса, латиноамериканцы поддерживали многосторонние подходы к острым международным вопросам, принцип невмешательства во внутренние дела других государств, верховенство права, необходимость прогресса в области разоружения, высказывались против применения силы в международных отношениях. Объективно эти страны выступали как наши партнеры в формировании многополярного демократического миропорядка. Усилилась их восприимчивость к нашим озабоченностям в отношении налаживания сотрудничества в борьбе с терроризмом, наркотрафиком, отмыванием денег.
Укреплялось дипломатическое присутствие России в латиноамериканском регионе: открыты два новых посольства – в Гватемале (в декабре первый Посол России выехал на работу в эту страну) и Парагвае (Посол будет назначен в 2008 году). В Москве в отчетный период открылось посольство Доминиканской Республики.
Российско-латиноамериканское сотрудничество опиралось на постоянно обновляющуюся и расширяющуюся договорно-правовую базу. За 2007 год российской стороной был ратифицирован Договор о партнерских отношениях с Перу, вступили в силу межправительственные соглашения о торговле и экономическом сотрудничестве с Гватемалой, о сотрудничестве в сфере ВТС с Аргентиной, о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ с Уругваем. Подписано порядка десятка соглашений и меморандумов о взаимопонимании в различных областях с Аргентиной, Боливией, Кубой, Никарагуа, Панамой, Парагваем, Уругваем, Чили.
Значительно укрепились связи России с действующими в регионе интеграционными объединениями. Наиболее активно развивались отношения с Южноамериканским общим рынком (МЕРКОСУР), Андским сообществом и Центральноамериканской интеграционной системой (ЦАИС), реализовывались меморандумы о создании механизмов политического диалога и сотрудничества, велись переговоры о заключении соглашений о сотрудничестве в сфере экономики и развития. Россия использовала свой статус наблюдателя в Организации американских государств, Латиноамериканской ассоциации интеграции и Ассоциации карибских государств для продвижения российских приоритетов в регионе, в частности, на антитеррористическом треке и в сфере противодействия наркобизнесу.
Объем торговли со странами Латинской Америки составил порядка 11 млрд.долл. (рост по сравнению с 2006 годом на 10%), в том числе экспорт – свыше 3 млрд.долл. В отчетный период успешно прошли заседания комиссии высокого уровня по сотрудничеству с Венесуэлой (октябрь), межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству с Аргентино й (март), Кубой (май), Чили (май). Россия сделала добровольный взнос в трастовый фонд программы по сокращению задолженности Международной ассоциации развития в сумме 5 млн. долл. на цели выкупа никарагуанской коммерческой задолженности иностранным кредиторам (июнь). Велась работа по запуску российской кредитной линии Кубе в размере 350 млн. долл.
Завершены двусторонние переговоры со всеми странами региона о присоединении России к ВТО. Соответствующие документы подписаны с Коста-Рикой и Гватемалой.
С Венесуэлой, Колумбией, Кубой, Мексикой, Уругваем развивалось военно-техническое взаимодействие. Переговоры о заключении контрактов в этой области велись также с Аргентиной, Бразилией, Никарагуа, Перу, Чили, Эквадором.
Среди перспективных сфер взаимодействия – электроэнергетика, строительство газопроводов и линий электропередач, модернизация железных дорог. Многообещающее направление – развитие научно-технических связей России с Бразилией, Аргентиной, Мексикой, Чили и другими странами, в том числе в сфере космических исследований, мирного использования атомной энергии. Возрос интерес к латиноамериканскому рынку у ведущих российских компаний, в том числе ОАО «РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром», ООО «Русский алюминий», ОАО «Российские железные дороги». В частности, ООО «РУСАЛ» приобрел контрольные пакеты акций основных компаний по добыче бокситов в Гайане и на Ямайке.
Заметное развитие получили культурные обмены и связи в гуманитарной сфере. Создана латиноамериканская Конфедерация выпускников российских (советских) учебных заведений, в Бразилии прошла первая региональная Конференция соотечественников, проживающих в странах Западного полушария (в Латинской Америке – около 350 тысяч).


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ


Главным приоритетом российской внешней политики в сфере международных экономических отношений оставалось содействие развитию национальной экономики путем включения России в систему мирохозяйственных связей. Дипломатические усилия на этом направлении фокусировались на обеспечении экономической безопасности страны, формировании справедливой международной торговой системы, полноправном участии Российской Федерации в международных экономических организациях, диверсификации российского присутствия на мировых рынках путем расширения географии внешнеэкономических связей и номенклатуры экспорта. Принимались меры по противодействию торгово-политическим мерам иностранных государств, нарушающим права Российской Федерации и российских предприятий, дискриминации отечественных инвесторов и экспортеров на зарубежных рынках.
Россия вошла в шестерку стран, наиболее привлекательных для прямых иностранных инвестиций. Три ведущих международных рейтинговых агентства повысили суверенный инвестиционный рейтинг России.
По данным Росстата, на 1 июля 2007 года накопленный объем иностранных инвестиций в российскую экономику составил 178,5 млрд. долл., в том числе прямых инвестиций – 45,2% или 80,6 млрд. долл. В 2007 году в российскую экономику из-за рубежа в виде инвестиций поступило 82,3 млрд. долл.
Углублялось взаимодействие МИД России с отечественным бизнесом. Подписаны соглашения о сотрудничестве с Общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» и компанией «Лукойл». Основной задачей Делового совета при Министре иностранных дел являлось развитие тесных отношений с отечественным бизнес-сообществом в интересах защиты политических и экономических интересов России за рубежом.
В целях обеспечения интересов России в энергетической сфере совместно с профильными ведомствами осуществлялись меры по выполнению одобренного на саммите «Группы восьми» в Санкт-Петербурге в июле 2006 года Плана действий по глобальной энергетической безопасности. Важная роль отводилась развитию энергодиалога Россия-ЕС, поддержке контактов с крупными странами-потребителями энергоресурсов. МИД России координировал подходы к проблематике Договора к Энергетической Хартии, а также к взаимодействию с ОПЕК, МЭА, Форумом стран-экспортеров газа (ФСЭГ) и МЭФ.
Осуществлялось сопровождение крупномасштабных инвестиционных проектов в энергетической сфере (газопровод «Северный поток», Трансбалканский нефтепровод, нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан, Балтийская трубопроводная система и Каспийский трубопроводный консорциум). Начата работа по проектам «Южный поток» и Прикаспийскому газопроводу. Одним из приоритетных направлений на центральноазиатском направлении было обеспечение транзита энергоресурсов, в том числе из Каспийского региона, через территорию России.
Приоритетное внимание уделялось реализации транзитного потенциала России в качестве транспортного «моста» между Европой и Азией. Оказывалось дипломатическое сопровождение проработке вопроса о стыковке российской транспортной инфраструктуры с общеевропейской.
Продолжалась реализация стратегического курса на обретение полноправного членства в ВТО с целью повышения роли России в формировании правил международной торговли, создания стабильных и предсказуемых рамок для деятельности отечественного и зарубежного бизнеса. Почти со всеми заинтересованными странами-членами ВТО завершены двусторонние переговоры в области товаров и услуг (соответствующие протоколы не подписаны с недавно присоединившейся к ВТО Саудовской Аравией и с Грузией). Существенный прогресс достигнут на многостороннем треке переговоров.
В результате наших целенаправленных усилий Совет Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) на уровне министров в мае принял решение пригласить Россию к переговорам о вступлении в эту организацию в рамках «первой волны» расширения. В настоящее время завершается подготовка «дорожной карты» нашего присоединения, которая определит график и субстанцию переговорного процесса.
Новое качество приобретают наши отношения с Бреттон-Вудскими институтами: из получателя помощи Россия превратилась в донора и кредитора. Рассматриваем Всемирный банк уже не столько в качестве источника финансовых средств, а как инструмент передачи опыта и управленческих технологий.
Углубляются связи с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), являющимся одним из крупнейших инвесторов в реальный сектор российской экономики. Ведется проработка вопроса о подключения России к деятельности региональных банков развития (МАБР, АзБР).
Россия продолжила линию на укрепление роли экономического измерения в деятельности ОБСЕ, активное привлечение экспертов российских ведомств к участию в экономических мероприятиях, проводимых под ее эгидой, что призвано способствовать выправлению функциональных диспропорций в работе Организации и выработке практически значимых предложений и рекомендаций по таким актуальным темам, как водопользование, надлежащее управление водными ресурсами, охрана Балтийского и Черного морей, соблюдение правил безопасного судоходства.
Россия использовала трибуну Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) для обсуждения вопросов совершенствования многосторонней торговой системы, формирования межнациональных механизмов управления процессом глобализации и отстаивания собственных интересов в этой сфере.

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Одним из приоритетов российской внешней политики оставалась защита общепризнанных принципов и норм международного права как основы современного миропорядка. Россия последовательно отводила попытки действовать в обход закрепленной в Уставе ООН системы поддержания международного мира и безопасности, отстаивала сохранение центральной роли ООН в универсальной системе международно-правового регулирования. Наиболее выпукло эта позиция России проявилась в работе по урегулированию косовской проблемы.
В истекшем году по-прежнему давала о себе знать линия на размывание и ограничение уставных прерогатив СБ ООН. Это проявилось, в частности, в ходе согласования определения преступления агрессии в рамках специальной рабочей группы Ассамблеи государств-участников Международного уголовного суда. Ряд государств добивались выработки такого определения, которое позволило бы Суду устанавливать свою юрисдикцию над преступлением агрессии без соответствующего решения на этот счет со стороны СБ ООН. Вместе с другими постоянными членами Совета Безопасности твердо противодействовали таким подходам.
Россия неукоснительно добивалась строгого соблюдения сроков, установленных СБ ООН для завершения деятельности международных уголовных трибуналов для Югославии (МТБЮ) и Руанды (МТР) - вне зависимости от поимки нескольких остающихся на свободе обвиняемых. Мы подключились к начатой в рамках СБ ООН работе по решению организационных и правовых вопросов, связанных с осуществлением остаточных функций МТБЮ и МТР после 2010 года.
Благодаря существенному вкладу российских экспертов в разработку учредительных документов Специального трибунала для Ливана, основной задачей которого является уголовное преследование лиц, ответственных за убийство премьер-министра Ливана Р.Харири, обеспечено их соответствие международным стандартам в области уголовного правосудия (хотя сама резолюция 1757 СБ ООН, учредившая Трибунал, вызвала серьезные вопросы на предмет соответствия международному праву, вследствие чего Россия воздержалась при ее принятии).
В рамках ведущейся в ООН борьбы с безнаказанностью инициировано обсуждение правовых аспектов уголовной ответственности персонала Организации. Российская делегация приняла активное участие в первой сессии созданного для рассмотрения данной проблематики Специального комитета.
Российская Федерация последовательно продолжала линию на более широкое использование механизма Международного Суда ООН для мирного разрешения международных споров. 3 марта Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон «О снятии оговорок к некоторым международным договорам», в соответствии с которым Российская Федерация сняла оговорки об обязательной юрисдикции Международного Суда ООН в отношении споров относительно толкования и применения шести универсальных антитеррористических конвенций. Это значимый шаг в поддержку Международного суда ООН, его авторитета как основного международного органа по разрешению межгосударственных споров в соответствии с международным правом. Он полностью отвечает решениям Всемирного саммита 2005 года.
Продолжало уделяться пристальное внимание международно-правовому обеспечению морской деятельности Российской Федерации. Россия активно участвовала в деятельности ООН, ее специализированных учреждений и иных международных организаций, занимающихся проблемами Мирового океана, а также в работе соответствующих международных конференций и форумов. В июне на новый срок был переизбран член Комиссии по границам континентального шельфа от Российской Федерации Ю.Б.Казмин, который в настоящее время является заместителем председателя Комиссии.
Российские интересы были обеспечены в ходе согласования резолюций 62-й сессии Генеральной ассамблеи ООН по морской тематике («Мировой океан и морское право» и «Обеспечение устойчивого рыболовства, в том числе за счет реализации Соглашения об осуществлении положений Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 года, которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими, и связанных с ним документов»).
Демонстрацией лидирующих позиций России как одной из морских держав стало ее присоединение к Соглашению о привилегиях и иммунитетах Международного трибунала по морскому праву 1997 года. Этот шаг соответствует стратегической линии России на укрепление в международных отношениях принципов мирного разрешения межгосударственных споров, что явилось весомым вкладом в создание условий для независимого и эффективного выполнения Трибуналом его функций.
Обеспечено надлежащее представительство интересов Российской Федерации и при проведении в Трибунале в июле-августе разбирательств по двум делам о незамедлительном освобождении под разумный залог японских судов «Хосин-мару» и «Томи-мару 53». Основанием для их рассмотрения стали жалобы о якобы имевшем место нарушении Россией пункта 2 статьи 73 Конвенции ООН по морскому праву, переданные Японией в упомянутый Трибунал. Его решения по данным делам отвечают интересам Российской Федерации, в том числе в контексте борьбы с иностранным браконьерским промыслом морских биоресурсов в ее исключительной экономической зоне и развития международного сотрудничества в области рыболовства.
МИД России принял деятельное участие в работе над проектом федерального закона «О регулировании деятельности российских граждан и юридических лиц в Антарктике», целью которого является создание механизма реализации на национальном уровне правил, установленных международно-правовыми актами системы Договора об Антарктике, в частности, в сфере ответственности за нарушение требований, предъявляемых к деятельности в регионе.
Важной сферой отстаивания российских интересов оставалось международно-правовое оформление государственной границы Российской Федерации. Из более чем 23 тыс. км государственной границы, подлежащей международно-правовому регулированию, в договорном порядке оформлено лишь около 70% ее протяженности. МИД России совместно с другими компетентными ведомствами работал над всеобъемлющим оформлением границ, что включает не только их делимитацию и демаркацию, но и установление соответствующего режима, прямо затрагивающего чувствительные аспекты гуманитарного и социального характера.
Крупным событием для завершения международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации стали подписание, ратификация и вступление в силу Договора между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о российско-латвийской государственной границе. Вступление Договора в силу является юридическим препятствием для предъявления в дальнейшем латвийской стороной каких бы то ни было территориальных претензий к Российской Федерации и создает объективные предпосылки для активизации процесса оформления общей границы Российской Федерации с Европейским союзом.
Продолжены усилия по установлению внешних границ исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, делимитации морских пространств с сопредельными государствами (что, помимо прочего, имеет важное значение в плане создания надлежащих условий для разведки, разработки и использования ресурсов Мирового океана). При участии МИД России велась целенаправленная работа по подготовке дополнительного обоснования поданной в 2001 году российской заявки в Комиссию по границам континентального шельфа, созданную в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву.
Эта работа дополнялась усилиями по достижению с сопредельными государствами отвечающих российским интересам соглашений по делимитации морских пространств. В данном контексте важное значение имело подписание Россией и Норвегией 11 июля соглашения о разграничении морских пространств в районе Варангер-фьорда.
На основании поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации с финляндской стороной на протяжении всего года велись интенсивные переговоры по согласованию проекта Договора между Российской Федерацией и Финляндской Республикой об аренде Финляндской Республикой российской части Сайменского канала и прилегающей к нему территории и об осуществлении судоходства через Сайменский канал. Новый Договор призван заменить собой Договор между СССР и Финляндской Республикой о передаче в аренду Финляндской Республике советской части Сайменского канала и острова Малый Высоцкий 1962 года, срок действия которого истекает в 2013 году. Договор, уникальный в своем роде, регулирует широкий спектр вопросов, связанных с передачей части территории Российской Федерации в аренду иностранному государству.
Приоритетным направлением наших действий на международной арене оставалась защита интересов российских граждан и юридических лиц. Важным инструментом в этой сфере являлось расширение межгосударственного взаимодействия в вопросах оказания правовой помощи по гражданским и торговым делам. Активная работа в этом направлении проведена в рамках специализированных международных организаций, в первую очередь в рамках Гаагской конференции по международному частному праву.
В феврале подписан договор между МГИМО(У) МИД России и Гаагской конференцией по международному частному праву о создании Информационного центра ГКМЧП в Москве.
В ноябре в ходе дипломатической сессии Гаагской конференции приняты Конвенция о международной системе взыскания алиментов в отношении детей и других членов семьи и Протокол о праве, применимом к алиментным обязательствам. Целью Конвенции является разрешение трудностей, возникающих в связи с взысканием по алиментным претензиям за границей, а также пресечение уклонения от оказания материальной помощи детям и другим нетрудоспособным членам семьи. Конвенция предусматривает эффективный механизм взыскания алиментов, включающий, помимо прочего, признание и исполнение судебных решений о взыскании алиментов.
Пристальное внимание продолжало уделяться защите имущественных интересов Российской Федерации за рубежом. Существенным аспектом деятельности на этом направлении являлась работа по перерегистрации на Россию советской зарубежной недвижимости. Международно-правовым основанием наших действий является статус России как государства-продолжателя СССР. Одним из примеров результативности этой работы стал выигранный Россией в марте судебный процесс в Верховном суде Дании по иску Украины в отношении недвижимости бывшего СССР. Исход данного дела, имеющего прецедентный характер в вопросах перерегистрации советской недвижимости, весьма важен для отстаивания имущественных интересов Российской Федерации в других странах.
Продолжалась работа по расширению договорно-правовой базы сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями. Реализуя свои функции в рамках процедур законодательного обеспечения внешнеполитических и внешнеэкономических интересов Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» МИД России самостоятельно и совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти представил Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации предложения о ратификации 45 международных договоров.
По итогам этой работы в истекшем году Российская Федерация оформила свое участие в ряде ключевых договоров. Так, ратифицирована Европейская конвенция о передаче судопроизводства по уголовным делам 1972 года, входящая в число основных международно-правовых документов Совета Европы, регулирующих сотрудничество государств в сфере организации судопроизводства по уголовным делам на международном уровне.
1 декабря для Российской Федерации вступили в силу Конвенция о передаче осужденных лиц 1983 года и Дополнительный протокол к ней 1997 года, разработанные в рамках Совета Европы и регламентирующие взаимодействие государств в вопросах передачи осужденных лиц.
Внесено на ратификацию в Государственную Думу Соглашение между Правительствами Королевства Дания, Эстонской Республики, Финляндской Республики, Федеративной Республики Германия, Латвийской Республики, Литовской Республики, Республики Польша, Российской Федерации и Королевства Швеция о привилегиях и иммунитетах Комиссии по защите морской среды Балтийского моря 1998 года. Данная Комиссия является постоянно действующим международным органом Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря 1974 года, на нее возложены функции по разработке рекомендаций о мерах по защите морской среды Балтийского моря, проведению научных исследований, установлению критериев борьбы с загрязнением.
Ратифицирован Дополнительный протокол между Российской Федерацией и Международным агентством по атомной энергии к Соглашению между Союзом Советских Социалистических Республик и Международным агентством по атомной энергии о применении гарантий в Союзе Советских Социалистических Республик, имеющий целью повысить действенность и эффективность системы гарантий Агентства в качестве содействия целям глобального укрепления режима ядерного нераспространения.
Большое значение в контексте развития сотрудничества России в ядерной сфере имела ратификация Соглашения о создании Международной организации ИТЭР по термоядерной энергии для совместной реализации проекта ИТЭР и Соглашения о привилегиях и иммунитетах Международной организации ИТЭР по термоядерной энергии для совместной реализации проекта ИТЭР, подписанных в 2006 года по итогам переговоров с делегациями Европейского союза, Республики Индии, Китайской Народной Республики, Республики Кореи, США и Японии. Соглашения создают необходимую международно-правовую базу для реализации проекта Международного термоядерного экспериментального реактора ИТЭР, который был инициирован в 1985 году СССР и Францией. Российские ученые внесли большой вклад в разработку конструкции реактора ИТЭР.
Продолжалась работа по инвентаризации договорно-правовой базы отношений Российской Федерации с иностранными государствами. Правительством Российской Федерации подписаны протоколы об инвентаризации двусторонних договоров с Правительствами Ангольской Республики и Лаосской Народно-Демократической Республики.
Проведена работа по совершенствованию нормативной правовой базы международного сотрудничества Российской Федерации. Этой цели способствовало внесение поправок в Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации». В частности, статья 2 указанного Закона дополнена указанием на то, что международные договоры Российской Федерации могут заключаться не только с государствами или международными организациями, но и с иными образованиями, обладающими правом заключать международные договоры.
В целях строго и добросовестного выполнения Россией международных обязательств созданы внутренние правовые механизмы, позволившие урегулировать вопрос взимания НДС с международных организаций и их представительств, осуществляющих деятельность в Российской Федерации. Соответствующие изменения внесены в Налоговый кодекс Российской Федерации, а также принято постановление Правительства Российской Федерации, утвердившее правила возмещения НДС. Совместным приказом МИД России и Минфина России утвержден Перечень международных организаций, имеющих право на данную налоговую льготу. В итоге были сглажены шероховатости, долгое время присутствующие в отношениях России с ооновскими структурами и целым рядом региональных международных организаций.
Актуальной для России оставалась задача упорядочения правовой сферы деятельности СНГ. В ходе четвертого и пятого заседаний Консультативного комитета руководителей правовых служб МИДов государств-участников СНГ (февраль и декабрь) были обновлены Методические рекомендации по разработке проектов международных договоров, заключаемых в рамках Содружества. В соответствии с решением СМИД СНГ Консультативный комитет начал проработку вопроса о правовой природе решений органов СНГ.
Россия уделяла значительное внимание укреплению сотрудничества государств в гуманитарной сфере. Центральным событием года в этой области стала 30-я Международная конференция Красного Креста и Красного Полумесяца (Женева, ноябрь). Российская делегация содействовала принятию Конференцией весомых и сбалансированных документов, направленных на определение роли международного краснокрестного сообщества в деле предотвращения или снижения негативных последствий изменения климата, миграции и распространения в обществе насилия. При конструктивном участии России Конференцией приняты полезные рекомендации об осуществлении сотрудничества в области предотвращения последствий стихийных и техногенных катастроф.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: