Правотворчество – особая форма государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанная на познании объективных социальных потребностей и интересов общества. Правотворческая деятельность государства есть отражение экономических и иных общественных отношений в виде общих норм особого социального характера, юридических норм, где они приобретают наиболее общий, формально-определенный характер.
С учетом субъектного состава можно выделить три вида правотворческой деятельности.
Правотворческая деятельность государства осуществляется в формах: законодательной деятельности парламента, правотворческой деятельности главы государства, центральных исполнительных органов и местных органов; в некоторых странах - правотворческой деятельности судебных органов, создающих прецеденты (судебная практика). Народное правотворчество означает принятие законов на референдуме. С его помощью народ осуществляет свою власть непосредственно. Санкционированное правотворчество - это разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц (руководителей организаций) и некоторых негосударственных учреждений, результатом которой являются подзаконные акты по вопросам их компетенции.
|
|
Правотворческий процесс основывается на определенных принципах:
1) демократизм2) законность3) гласность 4) профессионализм 5) строгая дифференциация правотворческих полномочий
6) планирование7) научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной практикой
Процесс создания НПА – совокупность последовательных организационных действий, которые регулируются законом. Рассмотрим законодательный процесс.
Первый этап – подготовительный:
1) принятие решения о подготовке НПА;
2) подготовка текста НПА;
3) обсуждение текста проекта НПА;
4) научная экспертиза проекта;
5)согласование проекта НПА;
6) предварительное одобрение проекта НПА (если подзаконный акт – то принятие).
Второй этап - принятие нормативно-правового акта (закона):
1) внесение проекта закона на рассмотрение парламента (право законодательной инициативы);
2) обсуждение законопроекта в комитетах парламента;
3) обсуждение законопроекта на пленарном заседании Палат Парламента;.
9) голосование пор законопроекту;
10) подписание законопроекта главой государства;
11) опубликование принятого закона.
Юридическая техника - совокупность правил, средств и приемов подготовки и обработки нормативных и индивидуальных правовых актов.
Сквозное значение в юридической технике имеет терминология. Наиболее общими правилами использования терминов являются: единство терминологии, тождественность их употребления в разных правовых актах; использование общепризнанных терминов; стабильность терминологии, устойчивость общепринятых обозначений.
|
|
К средствам юридической техники относятся юридические конструкции - построения нормативного материала по особому типу связей составляющих его элементов (например, состав преступления).
Важная роль в юридической технике отводится средствам и правилам построения правовых актов. Правила требуют включения в нормативный акт только однородного материала. Правилами диктуется издание вначале норм материального права, а затем процессуальных; сперва — общих норм, а после — конкретизирующих и т.п.
В качестве средства юридической техники выступает текст документа с его реквизитами (наименованием, датой принятия, подписями и пр.) и структурой.При издании больших кодифицированных актов обыкновенно выделяют общую и особенную части. Определенную нагрузку несет на себе преамбула акта. Первичной структурой текста является статья с ее подразделениями (абзацами, пунктами, частями). В кодифицированных актах нормативный материал, содержащийся в статьях, объединяется в главы и разделы. Правила требуют единства, логической последовательности и согласованности помещенного в них материала, обеспечения удобства в его использовании. Отсюда такой, например, прием, как снабжение статей, глав и разделов заголовками, нумерацией и т.п.