Наш класс, наша школа (18 ч).
Знакомство с классной комнатой: описание ее. Названия и назначение предметов, находящихся в классе. Названия личных учебных вещей. Отличительные признаки 2—3 предметов, учебных принадлежностей (назначение, цвет, форма, величина).
Правила поведения во время занятий (приветствовать взрослых, вежливо обращаться к педагогу, внимательно слушать объяснения и ответы; не мешать товарищам, ясно отвечать на вопросы). Вежливо и дружелюбно разговаривать друг с другом, защищать слабых и младших, делиться с товарищами игрушками, учебными вещами, не мешать друг другу. Знание и употребление при общении имен одноклассников.
Здание школы и ее оформление. Расположение классов, учебных кабинетов, столовой, спальни, спортивного зала, библиотеки и др. Название и назначение их. Оборудование помещения: учебные принадлежности, мебель, учебные пособия, настольные игры.
Профессии работников школы: учитель, воспитатель, директор, врач, медсестра, уборщица и др. Имя и отчество учителя, воспитателя. Основные виды учебной деятельности школьников. Уважение к труду работников школы.
|
|
Правила поведения в классе и школе (вежливое обращение к учителю, воспитателю и другим работникам школы, а также к сверстникам, бережное отношение к школьному имуществу). Основные формы обращения: приветствие, прощание, просьба, извинение, благодарность.
Название и отличительные признаки 3—4 игрушек. Название отдельных частей предмета (машина: кузов, кабина, руль, колеса, шины, фары). Описание игрушки.
Распределение обязанностей в работе, ролей в игре, выполненние поручений учителя и воспитателя. Соблюдение чистоты и порядка в игровых уголках.
Режим дня в школе-интернате. Элементарные правила личной гигиены. Название и назначение предметов санитарно-гигиенического ухода.
Соблюдение правил поведения в столовой. Правильное пользование столовыми приборами. Продукты питания, их хранение, название отдельных блюд. Название чайной и столовой посуды.
Соблюдение правил поведения в спальне. Гигиена сна, названия спальных принадлежностей, белья, мебели. Предметы одежды, обуви, уход за ними.
Описание своих вещей по цвету, размеру, состоянию. Бережное отношение к вещам, которые нас окружают.
Комнатные растения. Названия 2—3 растений, отличительные признаки. Уход за ними.
Животные живого уголка природы. Экскурсии по школе.
Осень (ранняя и поздняя) (17 ч).
Сезонные изменения в природе. Наблюдения за погодой 2—3 раза в неделю. Фиксация наблюдений в классном календаре (тепло, холодно, светит (или не светит) солнце, идет (или не идет) дождь, первый снег).
|
|
Временные понятия (вчера, сегодня, завтра). Названия дней недели, осенних месяцев, их последовательность. Начало, конец, середина (месяца, недели, дня).
Наблюдения за явлениями природы. Растения осенью (изменение окраски листьев, начало и конец листопада, пожелтение и увядание травы, цветов). Очень ранняя и поздняя осень и связанные с ней изменения в природе.
Различение и называние 2—3 видов деревьев и 2 видов кустарников. Называние их частей.
Деревья, кустарники и цветковые растения на пришкольном участке и в ближайшем парке или сквере. Бережное отношение к окружающим растениям. Уход за растениями.
Участие в работе на пришкольном участке: уборка сухих листьев, веток, сбор семян, помощь взрослым в осенних посадках растений. Характер посадок деревьев и кустарников.
Называние наиболее распространенных видов овощей и фруктов. Их вкус, запах, форма, способ употребления.
Во фруктовом саду, в магазине. Понимание слов, обозначающих соотношение стоимости товаров (дешевле, дороже и т.д.).
Названия и отличительные признаки 2—3 домашних животных и птиц. Уход за домашними животными, использование их в хозяйстве.
Профессии, связанные с уходом за животными (пастух, доярка, птичница, конюх и т. д.).
Детеныши домашних животных и птиц, их названия. Отношение человека к животным.
Экскурсии: в парк, лес.
Наш город, село (16 ч). Название города (села), в котором живут дети и где находится школа-интернат. Главная улица (площадь) города, села. Культурно-просветительные учреждения города (села). Памятники, парки, спортивные сооружения, кинотеатры, театры, клубы и т. д.
Строительство в городе (селе): жилые дома, магазины, школы, детские сады и др. Назначение магазина, профессии и труд людей, работающих в магазине.
Транспорт города (села).
Некоторые профессии людей, занятых на производстве, строительстве, в сельском хозяйстве, на транспорте. Машины, облегчающие труд людей (трактор, комбайн, подъемный кран и др.).
Улица. Название улицы, где находится школа. Название элементов улицы (дороги): тротуар, обочина, проезжая часть, перекресток, светофор. Дорожные знаки: «Переход», «Осторожно дети!». Правила перехода улицы, обхода транспорта.
Правила поведения детей на улице, в транспорте.
Зима (16 ч).
Наблюдения за погодой зимой. Морозы, снегопад, снежный покров, замерзание водоемов, редкое появление солнца, внешний вид растений зимой. Названия зимних месяцев.
О зимнем лесе, реке. Хвойные и лиственные деревья, кустарники зимой. Календарь погоды и природы.
Зимняя одежда и обувь. Зимние развлечения детей. Названия, 3—4 зимних видов спорта.
Зима в лесу. Жизнь животных зимой. Их отличительные признаки.
Птицы зимой. Наблюдения за зимующими птицами, названия 2—3 птиц (воробей, ворона, голубь и др.). Их отличительные признаки. Названия отдельных частей тела птицы.
Воспитание доброго, заботливого отношения к птицам. Подкормка птиц зимой, изготовление простейших кормушек.
Экскурсии для наблюдения состояния природы зимой, к местам кормления птиц.
Наш дом, моя семья (16 ч).
Знания ребенка о себе: имя, полное имя, фамилия, возраст, день рождения. Домашний адрес: название города (села), улицы, номер дома, квартиры.
Знание состава своей семьи. Участие ребенка в домашнем труде. Уважение к труду взрослых. Понимание родственных отношений в семье: мать, отец, дедушка, бабушка, дочь, сын, сестра, брат, внук, внучка. Заботливое отношение к членам семьи.
Правила поведения дома. Режим дня. Элементарные правила личной гигиены. Бережное отношение к одежде, обуви, игрушкам, книгам, спортивным принадлежностям, оборудованию квартиры и др.
Правила поведения в гостях и дома.
Весна (16 ч).
Характерные признаки весны. Набухание почек, распускание листьев на деревьях и кустарниках, появление зеленой травы, цветение растений.
|
|
Наблюдения за ветками дерева или кустарника (тополь, бузина), поставленных в воду в классе ранней весной. Выгонка лука в ящиках, цветочных горшках или в воде.
Растения пришкольного участка, названия. Выявление внешних отличительных признаков на основании сравнения двух видов деревьев, двух видов кустарников, 3—4 травянистых растений (отличия этих групп растений не разбираются). Уход за растениями у школы. Наблюдения за работой старшеклассников по уходу за растениями в разное время года. Участие в работе на пришкольном участке: уборка сухих листьев, веток, посев крупных семян растений. Уход за своей грядкой.
Птицы весной. Польза, приносимая птицами. Охрана птиц и гнездовий.
Труд людей весной в саду, на огороде, начало полевых работ. Участие в работах на пришкольном участке.
Родная страна (29 ч).
Наша Родина — Советский Союз. Флаг и Гимн СССР. В. И. Ленин — основатель Советского государства. Москва — главный город нашей страны. В Москве Кремль, Красная площадь, Мавзолей В. И. Ленина. В Кремле работает наше правительство.
Забота партии и правительства о советском народе, детях.
Советские праздники и знаменательные даты.
Участие детей в подготовке праздников и утренников.
ПРОИЗНОШЕНИЕ (68 ч)