13.1.1. Настоящий раздел устанавливает тре
бования к корпусу стальных судов и плавучих
сооружений с назначением, размерами и кон
струкциями, соответствующими области ра
спространения Правил классификации и
постройки морских судов.
Освидетельствование корпусов судов с назначением, размерами и конструкцией, отличными от области распространения Правил, производится в соответствии со специальными указаниями Регистра, устанавливаемыми в каждом конкретном случае.
13.1.2. При освидетельствовании корпуса при
меняются общие положения части I Руководства и
основные указания по освидетельствованию судов,
изложенные в разд. 1 настоящей части.
13.1.3. Освидетельствования корпуса про
водятся при первоначальном (при постройке суд
на, а также при приемке судна, не имевшего ранее
класс PC, под надзор PC) освидетельствовании, а
также при периодических освидетельствованиях,
объем которых указан в гл. 3.2, 4.2 и 5.1 части II и
в части III Правил классификационных освиде
тельствований судов; и при внеочередных освиде-
тельствованиях, связанных с особыми
обстоятельствами. По просьбе судовладельца с
учетом обеспечения необходимых условий освиде
тельствование корпусных конструкций может
производиться при нахождении судов в рейсах
или на якорных стоянках. Освидетельствование
корпуса в доке является составной частью очеред
ного и промежуточных освидетельствований всех
судов, а также ежегодных освидетельствований
пассажирских судов и судов, систематически пла
вающих во льдах и совершающих ледокольные
работы, а также судов с динамическими принци
пами поддержания.
13.1.4. Очередное освидетельствование кор
пусных конструкций может быть начато по
завершении четвертого года действия Классифи
кационного свидетельства и закончено к моменту
завершения очередного освидетельствования.
Повторное предъявление объектов, освидетельст
вованных не ранее 12 мес. до завершения очеред
ного освидетельствования не требуется (за
исключением освидетельствования конструкций
корпуса в доке — см. 6.2 части II Правил
классификационных освидетельствований судов).
Если необходимо предъявление отдельных кон
струкций по условиям прогнозирования появле
ния чрезмерного износа, деформаций или
разрушений или других причин раньше наступле-
ния срока периодического освидетельствования судна, устанавливается срок предъявления судна к внеочередному освидетельствованию.
13.1.5. На вновь устанавливаемые на судне
конструкции корпуса при модернизациях, а также
замене их при ремонтах должны быть представ
лены документы на материалы и изделия, пре
дусмотренные Руководством по техническому
надзору за постройкой судов и изготовлением
материалов и изделий.
13.1.6. После ремонта конструкций или уста
новки на судне новых конструкций должны быть
произведены необходимые испытания, предпи
санные при их изготовлении Руководством по
техническому надзору за постройкой судов и
изготовлением материалов и изделий с оформле
нием необходимых документов.
13.1.7. При всех видах освидетельствований
корпус судна должен быть подготовлен к освиде
тельствованию с обеспечением в необходимых
случаях доступа, вскрытий и демонтажа.
13.1.7.1. При доковом освидетельствовании
судно должно быть поставлено на клетки или
кильблоки такой высоты, чтобы можно было
тщательно освидетельствовать днище (мини
мальная высота кильблоков должна быть не
менее 1,2 м); освещение днищевой части должно
обеспечивать детальное освидетельствование
всех элементов корпуса.
13.1.7.2. Осматриваемые помещения, отсеки и
цистерны должны быть освобождены от грузов,
судовых запасов, очищены и провентилированы,
цистерны для топлива и масла должны быть
продегазированы.
13.1.7.3. При освидетельствовании грузовых
танков танкеров и химовозов должны быть обе
спечены условия, средства и оборудование, необ
ходимые для безопасного выполнения
освидетельствования. Танки и пространства
должны быть дегазированы до предельно допус
тимой концентрации паров соответствующих про
дуктов.
Грузовые и балластные танки должны быть освобождены от воды, осадка, очищены от грязи, остатков нефти и т.п., а также должно быть обеспечено достаточное освещение для возможности тщательного осмотра конструкций. Для всех видов освидетельствований должны быть предусмотрены средства, обеспечивающие освидетельствование конструкций безопасным и удобным способом. Для детального освидетельствования (когда возможно дотянуться рукой до конструкции) должно быть предусмотрено одно или несколько следующих средств доступа, приемлемых для инспектора:
постоянные леса и проходы через конструк-
Руководство по техническому надзору за судами в эксплуатации
ции;
временные леса и проходы через конструкции;
лифты и передвижные платформы;
лодки и плоты;
другие эквивалентные средства.
Конструкции (набор, обшивка) должны быть очищены от ржавчины.
Замеры остаточных толщин должны, как правило, производиться ультразвуковой аппаратурой операторами признанных и сертифицированных организаций.
По усмотрению инспектора может быть потребовано применение одного или нескольких средств для выявления трещин:
радиографический контроль;
ультразвуковой контроль;
магнитопорошковый контроль;
цветная дефектоскопия.
13.1.7.4. Проведение освидетельствования
грузовых трюмов и танков, балластных отсеков
в рейсе может быть допущено при условии, что
инспектору оказывается необходимая помощь
персоналом на борту судна, условия и средства
для проведения освидетельствования соответст
вуют 13.1.7.3 и выполняются следующие требо
вания:
обеспечивается связь между группой освидетельствования в танке и ответственным лицом командного состава на палубе;
при использовании лодок и плотов система связи обеспечивает связь с вахтенным персоналом, обслуживающим балластные насосы;
во время освидетельствования имеются под рукой газоанализаторы и кислородомеры, дыхательные аппараты, спасательные лини, свистки. При использовании лодок и плотов имеются спасательные жилеты на каждого члена группы;
лодки и плоты должны иметь достаточную плавучесть и остойчивость даже при повреждении одного из отсеков;
предусмотрен перечень контрольных проверок условий безопасности во время проведения освидетельствования.
Освидетельствование с помощью лодок и плотов может предприниматься исключительно по усмотрению инспектора, принимая во внимание предусмотренные оборудование безопасности, прогноз погоды и качку судна при приемлемом состоянии моря.
13.1.7.5. Для осмотра льял и сточных колод
цев в трюмах должны быть сняты крышки и
щиты деревянного настила, колодцы должны
быть очищены, настилы в машинно-котельных
отделениях должны быть сняты.
13.1.7.6. В отдельных случаях может быть
потребовано вскрытие деревянного настила в
трюмах, зашивок бортов и переборок в трюмах, зашивок бортов, переборок и подволоков в жилых и служебных помещениях, снятие деревянного настила палуб, изоляции жилых и служебных помещений, рефрижераторных трюмов и камер, цементировки и других покрытий конструкций.
13.1.7.7. В необходимых случаях может по
требоваться демонтаж конструкций и оборудова
ния, затрудняющих доступ к осматриваемым
объектам, а также удаление твердого балласта.
13.1.7.8. Должно быть обеспечено достаточ
ное освещение помещений и отсеков.
13.1.7.9. В случаях, предусмотренных разд. 6
части II Правил классификационных освиде
тельствований судов, подводная часть корпуса
может быть освидетельствована с помощью
подводного телевидения по одобренной PC про
грамме. К обслуживанию такого освидетельство
вания должны привлекаться водолазные
специалисты признанной PC организации.
Перед проведением освидетельствования инспектору должна быть предъявлена документация, указанная в гл. 13.1 части I Правил классификационных освидетельствований судов.
13.1.8. Обобщенный объем освидетельствования конструкций стального корпуса при периодических освидетельствованиях приведен в табл. 13.1.8.
Объем отдельных осмотров, замеров, испытаний, предусмотренных табл. 13.1.8, устанавливается инспектором на основании указаний соответствующих глав настоящего раздела, исходя из конкретных условий освидетельствования с учетом планомерного повышения объема освидетельствований по мере увеличения возраста судна, произведенных ремонтов и замен.
При освидетельствовании корпусных конструкций должны быть учтены Унифицированные требования МАКО Z7; для нефтеналивных и комбинированных судов — Унифицированные требования Z10.1; для навалочных судов — Унифицированные требования Z10.2; для химовозов — Унифицированные требования Z10.3; для химовозов, кроме того, — требования Международного кодекса ИМО по конструкции и оборудованию судов, перевозящих опасные химические грузы наливом, 1983 г. с Поправками 1990 г., а для газовозов — требования Международного кодекса ИМО по конструкции и оборудованию судов, перевозящих сжиженные газы наливом, 1983 г. с Поправками 1990 г.
Во всех случаях объем осмотров и замеров, предусмотренных настоящим разделом, и связанных с ними вскрытий и разборок, может быть изменен инспектором с учетом конструкции, срока службы, состояния защиты от коррозии, результатов предыдущих освидетельствований.
Часть П. Технический надзор за судами в эксплуатации в соответствии с Правилами Регистра
13.1.9. Таблицей 13.1.8 предусмотрены пери
одические освидетельствования, начинающиеся
после первоначального освидетельствования суд
на при постройке под надзором PC на класс PC.
Если судно построено без надзора PC и не имело
класс PC, периодические освидетельствования
проводятся в соответствии с таблицей, начиная
от того освидетельствования (с учетом возраста
судна), которое произведено в объеме перво
начального освидетельствования.
Объем осмотров корпуса, замеров остаточных толщин элементов корпусных конструкций и испытаний наружной обшивки, переборок и палуб на непроницаемость указаны табл.13.1.8 для судна возрастом до 15 лет; с увеличением возраста судна объем освидетельствований замеров толщин и испытаний должен быть увеличен с учетом произведенных ранее ремонтов и замен конструкций корпуса, а также нижеследующих условий:
при промежуточных и очередных освидетельствованиях должны быть проведены выборочные замеры остаточных толщин связей, которые не были заменены при ремонтах, в районах наибольшего износа конструкций нефтеналивных, навалочных судов, химовозов в сомнительных зонах в соответствии с программами расширенных освидетельствований согласно Унифицированным требованиям МАКО Z10.1, Z10.2, Z10.3; должны быть проведены освидетельствования и замеры остаточных толщин наружной обшивки, набора, переборок и палуб, длинных надстроек, удлиненных бака и юта и их концевых переборок, комингсов люков и вентиляторов, фундаментов главных и вспомогательных двигателей и всех других конструкций, имеющих значительный износ или где по условиям работы такой износ прогнозируется.
Корпуса судов смешанного района плавания с возрастом более 15 лет должны быть подвергнуты при каждом очередном освидетельствовании дефектации для подтверждения достаточности общей и местной прочности требованиям Правил PC для эксплуатации в установленных районах плавания при определенной высоте волны 3%-ной обеспеченности.
13.1.10. При ежегодном освидетельствования
судна в возрасте более 30 лет корпус должен
освидетельствоваться в объеме промежуточного
освидетельствования. При указанных освиде
тельствованиях необходимо производить углу
бленное освидетельствование корпуса судна с
целью убедиться, что корпус, грузовые трюмы,
люковые крышки, комингсы люков находятся в
годном техническом состоянии. При этом следует
обращать особое внимание на следующие
объекты надзора:
обшивку корпуса и закрытия отверстий;
уплотняющие устройства проходов элементов оборудования через водонепроницаемые переборки, насколько это возможно;
грузовые трюмы, при этом следует проводить:
общее освидетельствование всех грузовых трюмов;
детальное освидетельствование в достаточном объеме, с целью установить состояние нижней части шпангоутов и их концевых креплений в носовом грузовом трюме. Если при этом обнаружена необходимость ремонта, освидетельствование должно быть расширено до детального освидетельствования всех грузовых трюмов;
на участках, подлежащих детальному освидетельствованию, необходимо проводить замеры толщин в объеме, достаточном для определения, как общего, так и местного уровней коррозии;
балластные цистерны (при промежуточном освидетельствовании следует проводить осмотр всех балластных цистерн забортной воды).
Если при таких осмотрах не обнаружено видимых дефектов, осмотр может быть ограничен проверкой того, что защитное покрытие осталось неповрежденным. В балластных цистернах забортной воды, в которых обнаружено, что защитное покрытие находится в негодном состоянии и оно не восстановлено, или в которых защитное покрытие не применялось со времени постройки, сохранение класса должно производиться после осмотра упомянутых цистерн с замерами толщин;
замеры толщин, которые должны проводиться в объеме, достаточном для определения уровней общей и местной коррозии в зонах, подверженных детальному освидетельствованию.
13.1.11. Замеры остаточных толщин наружной обшивки корпуса, выгородок кингстонных ящиков, продольных и поперечных переборок платформ и палуб, элементов набора корпуса, надстроек и рубок, фундаментов механизмов и комингсов люков и т.д. должны выполняться дипломированными операторами признанных PC организаций в присутствии инспектора PC. Регистр может признать замеры, выполненные без присутствия инспектора, при условии, что результаты контрольных замеров толщин, назначенных инспектором, не отличаются от результатов замеров, выполненных оператором самостоятельно. Результаты замеров должны наноситься на растяжки обшивки или выполняться в табличной форме и заверяться печатью и подписью инспектора. Таблицы всех замеров должны быть объединены в официальный отчет и прилагаться к материалам дефекта-
Объем периодических освидетельствований конструкций корпуса lj 2 Условные обозначения здесь и далее — см. 2.2 части I Руководства.
Таблица 13.1.8
Освидетельствование судна | ||||||||||||||||
№ п/п | Объект освидетельствования | § ч о | § ч о | ч | ч | оо ft о | § ч о | ч | ч | § ч о | оо ft о | § ч о | ч | ч | ч о | оо ft о |
о | о | о | ||||||||||||||
з | и | |||||||||||||||
Подводная часть корпуса3 (с наружной стороны) | ||||||||||||||||
1.1 | Форштевень, ахтерштевень, киль, скуловые кили, кронштейны гребных валов | с3 | О | С3 | о | с3 | о | |||||||||
1.2 | Наружная обшивка | с3 | о | С3 | ом4 | с3 | ом4 | |||||||||
1.3 | Кингстонные и отливные ящики, шахты лагов и эхолотов, выдвижные и поворотно-выдвижные устройства при установке в бесшахтном варианте (см. 3.4 таблицы) | с3 | о | С3 | ом4 | с3 | ом4 | |||||||||
Надводная часть корпуса (с наружной стороны) | ||||||||||||||||
2.1 | Форштевень, ахтерштевень | с | с | с | С | о | с | С | С | С | о | с | с | с | с | о |
2.2 | Наружная обшивка | с | С | с | с | о | с | с | с | с | ом4 | с | с | с | с | ом4 |
2.3 | Настил верхней палубы | с | С | с | с | о | с | с | с | с | ом4 | с | с | с | с | ом4 |
2.4 | Надстройки, рубки, машинно-котельные шахты (обшивка, палубы, переборки) | С | С | с | с | о | с | с | с | с | ом4 | с | с | с | с | ом4 |
2.5 | Комингсы люков тамбуров и вентиляторов | С | С | с | с | о | с | с | с | с | ом4 | с | с | с | с | ом4 |
2.6 | Фальшборт и штормовые портики | С | С | с | с | о | с | с | с | с | о | с | с | с | с | о |
2.7 | Фундаменты лебедок, брашпилей и шпилей, винтовых стопоров, кнехтов, киповых планок и битенгов | о | ом8 | |||||||||||||
Помещения внутри корпуса5 | ||||||||||||||||
3.1 | Оконечности (форпик и ахтерпик): | |||||||||||||||
.1 цистерны пресной воды, балластные, топливные с измерительными и воздушными трубами | ОН67 | он6 | ОМ8Н | |||||||||||||
.2 сухие отсеки, цепные ящики, коффердамы | о9 | о | ом8 |
05 О/
а
а
О/
Со
а
а
s
3.2
3.3
3.4
3.5 3.6
3.7
3.8 3.9 4
Двойное дно:
.1 цистерны пресной воды, балластные и сточные с измерительными и воздушными трубами
.2 цистерны топлива и масла с измерительными и воздушными трубами
.3 сухие отсеки и коффердамы Цистерны вне двойного дна:
.1 цистерны пресной воды, балластные и сточные с измерительными и воздушными трубами
.2 цистерны топливные и масляные с измерительными и воздушными трубами
.3 цистерны (на сухогрузных судах) для растительного масла, рыбьего жира и т. п. жидких грузов с измерительными и воздушными трубами
.4 вкладные (съемные) цистерны с измерительными, воздушными трубами
.5 коффердамы
Кингстонные и отливные ящики, шахты лагов и эхолотов, выдвижные и поворотно-выдвижные устройства при установке в бесшахтном варианте
Грузовые танки и коффердамы нефтеналивных судов с измерительными и воздушными трубами13
Грузовые трюмы и твиндеки сухогрузных судов и прочие сухие отсеки
Машинные помещения:
.1 помещения главных и вспомогательных механизмов, холодильных машин, котлов и грузовых насосов на танкерах, шахты этих помещений, угольные бункеры, туннели валопроводов
.2 фундаменты главных и вспомогательных механизмов и котлов
.3 насосные помещения нефтеналивных и комбинированных судов, химовозов и газовозов
Прочие помещения корпуса, надстроек и рубок Упругое закрепление рубок Антикоррозионная защита1 Прибор контроля загрузки судна
ОН67 | ||||||||
OlOjj7.ll | ||||||||
О | ||||||||
ОН67 | ||||||||
Оюнб,7 | ||||||||
О10 | ||||||||
О10 | ||||||||
О | ||||||||
ом12 | ||||||||
он14 | ||||||||
С | С | С | С | о | с | с | С | С |
с | с | с | с | о | с | с | с | с |
о | ||||||||
с | с | о | с | о | с | с | о | с |
о | ||||||||
с | см | с | ||||||
ЕС | ЕС | ЕС | ЕС | р | ЕС | ЕС | ЕС | ЕС |
ОМ8Н6 | ||||
о | ||||
ОМ8Н6 | ||||
О10Н7 | ||||
о | ||||
ом12 | ||||
ом8н15-17 | о16 | |||
о | с | с | с | с |
о | с | с | с | с |
о | ||||
о | с | с | о | с |
о | ||||
см | с | |||
р | ЕС | ЕС | ЕС | ЕС |
ОМ8Н ОМ8Н
ом8
ОМ8Н ОМ8Н ОМ8Н
он
ом8 ом8
ОМ8Н17
ом8 ом8
ом8 о
ом8 см
X
Ж
а
О/
Со
о
а
S 05
■к
s
S
1 Четвертое и последующие очередные освидетельствования выполняются в объеме, предусмотренном для третьего очередного освидетельствования, однако объем отдельных осмотров, измерений, проверок и испытаний устанавливается в зависимости от технического состояния объектов надзора с учетом возраста судна и проведенных ремонтов и замен.
Объем периодических освидетельствований корпуса атомного судна помещен в Правилах классификации и постройки атомных судов и в Руководстве по техническому надзору за судовыми атомными паропроизводящими установками в эксплуатации.
Освидетельствование элементов подводной части судна проводится при доковом освидетельствовании. В таблице предусмотрены освидетельствования судов, подлежащих докованию через интервалы, равные 30 + 6 мес. О судах, подлежащих докованию ежегодно, и судах, периоды между докованиями которых могут быть более трех лет — см. разд. 6 части II Правил классификационных освидетельствований судов. Для судов, подлежащих докованию ежегодно, наружный осмотр (С) проводится также при первом и третьем ежегодных освидетельствованиях.
Продолжение табл. 13.1.8
При периоде докования свыше двух лет детальный осмотр (О) и замеры остаточных толщин (М) проводятся при очередном освидетельствовании. При доковании судна проводится также освидетельствование рулевого устройства, валопровода и движителя, донной и бортовой арматуры систем.
4 М — замеры остаточных толщин, начиная со второго очередного освидетельствования, комингсов, листов наружной обшивки и верхней палубы для районов грузовых танков
нефтеналивных судов, а также листов наружной обшивки, приварных патрубков, комингсов, настилов палуб, платформ, второго дна с набором, имеющих мастичные, деревянные и т.п.
покрытия, для всех судов и с третьего очередного — для районов, не указанных выше, должны производиться при всех очередных освидетельствованиях судов в объеме, определенном
инспектором в зависимости от технического состояния объекта.
5 Производится освидетельствование изнутри помещений наружной обшивки, настилов палуб, платформ и второго дна, днищевого, бортового и подпалубного наборов,
пиллерсов, водонепроницаемых переборок и выгородок, шахт и туннелей.
Допускается испытание на плаву при условии проведения освидетельствования изнутри также на плаву.
7 Испытания по усмотрению инспектора.
8 М — замеры остаточной толщины обшивки переборок и выгородок шахт и туннелей, настила палуб, платформ и второго дна, водонепроницаемых флоров, а в необходимых
случаях также балок набора, производятся, как указано в сноске 4.
Кроме цепного ящика.
10 Осмотр следующих цистрен изнутри может не производиться:
при первом очередном освидетельствовании — масляных, цистерн для растительного масла, рыбьего жира и т.п. жидких грузов, вкладных цистерн и топливных (за исключением цистерн пиков), если по результатам наружного осмотра или наружного осмотра и испытания на непроницаемость (если таковое предусмотрено) не возникает сомнений в их надлежащем техническом состоянии;
при втором очередном освидетельствовании —топливных цистерн (за исключением цистерн пиков) при условии, что по результатам осмотра изнутри одной из цистерн двойного дна в носовой, кормовой и средней частях, а также одной из цистерн вне двойного дна и по результатам наружного осмотра и испытаний на непроницаемость не возникает сомнений в их надлежащем техническом состоянии. Вкладные и масляные цистерны, цистерны для растительного масла, рыбьего жира и т.п. жидких грузов подлежат осмотру изнутри по усмотрению инспектора.
1 Допускается испытание на плаву топливом или маслом.
12 Испытания на непроницаемость вместе с арматурой систем — см. 9.13 табл. 16.1.8.
13 Перед проведением освидетельствования грузовые танки должны быть дегазированы. Инспектор должен убедиться в том, что во взрывоопасных и пожароопасных помещениях
нефтеналивных и комбинированных судов, химовозов и газовозов не произведено никаких изменений без согласования с Регистром.
14 Могут не производиться испытания грузовых танков нефтеналивных судов при положительных результатах осмотра их изнутри и испытания на непроницаемость коффердамов,
отделяющих грузовые танки.
15 Испытания грузовых танков могут производиться в шахматном порядке таким образом, чтобы каждая переборка была испытана по всей площади.
16 Выборочный внутренний осмотр по крайней мере двух танков по усмотрению инспектора.
17 Грузовые танки могут испытываться в доке наливом до ватерлинии порожнем с последующим испытанием полным наливом на плаву.
1 Антикоррозионная защита подлежит надзору при наличии специальных требований. Объем и порядок освидетельствования устанавливаются в зависимости от метода и типа защиты.
05 О/
а
X
ж а
О/
Со
а
Часть П. Технический надзор за судами в эксплуатации в соответствии с Правилами Регистра
ции корпуса и входить в состав смотровой документации судна. Кроме того, результаты замеров остаточных толщин должны отражаться инспектором в соответствующих актах (доковых и очередных) освидетельствований.