Общие положения. 13.1.1.Настоящий раздел устанавливает тре­ бования к корпусу стальных судов и плавучих сооружений с назначением

13.1.1. Настоящий раздел устанавливает тре­
бования к корпусу стальных судов и плавучих
сооружений с назначением, размерами и кон­
струкциями, соответствующими области ра­
спространения Правил классификации и
постройки морских судов.

Освидетельствование корпусов судов с наз­начением, размерами и конструкцией, отличными от области распространения Правил, произво­дится в соответствии со специальными указания­ми Регистра, устанавливаемыми в каждом конкретном случае.

13.1.2. При освидетельствовании корпуса при­
меняются общие положения части I Руководства и
основные указания по освидетельствованию судов,
изложенные в разд. 1 настоящей части.

13.1.3. Освидетельствования корпуса про­
водятся при первоначальном (при постройке суд­
на, а также при приемке судна, не имевшего ранее
класс PC, под надзор PC) освидетельствовании, а
также при периодических освидетельствованиях,
объем которых указан в гл. 3.2, 4.2 и 5.1 части II и
в части III Правил классификационных освиде­
тельствований судов; и при внеочередных освиде-
тельствованиях, связанных с особыми
обстоятельствами. По просьбе судовладельца с
учетом обеспечения необходимых условий освиде­
тельствование корпусных конструкций может
производиться при нахождении судов в рейсах
или на якорных стоянках. Освидетельствование
корпуса в доке является составной частью очеред­
ного и промежуточных освидетельствований всех
судов, а также ежегодных освидетельствований
пассажирских судов и судов, систематически пла­
вающих во льдах и совершающих ледокольные
работы, а также судов с динамическими принци­
пами поддержания.

13.1.4. Очередное освидетельствование кор­
пусных конструкций может быть начато по
завершении четвертого года действия Классифи­
кационного свидетельства и закончено к моменту
завершения очередного освидетельствования.
Повторное предъявление объектов, освидетельст­
вованных не ранее 12 мес. до завершения очеред­
ного освидетельствования не требуется (за
исключением освидетельствования конструкций
корпуса в доке — см. 6.2 части II Правил
классификационных освидетельствований судов).
Если необходимо предъявление отдельных кон­
струкций по условиям прогнозирования появле­
ния чрезмерного износа, деформаций или
разрушений или других причин раньше наступле-


ния срока периодического освидетельствования судна, устанавливается срок предъявления судна к внеочередному освидетельствованию.

13.1.5. На вновь устанавливаемые на судне
конструкции корпуса при модернизациях, а также
замене их при ремонтах должны быть представ­
лены документы на материалы и изделия, пре­
дусмотренные Руководством по техническому
надзору за постройкой судов и изготовлением
материалов и изделий.

13.1.6. После ремонта конструкций или уста­
новки на судне новых конструкций должны быть
произведены необходимые испытания, предпи­
санные при их изготовлении Руководством по
техническому надзору за постройкой судов и
изготовлением материалов и изделий с оформле­
нием необходимых документов.

13.1.7. При всех видах освидетельствований
корпус судна должен быть подготовлен к освиде­
тельствованию с обеспечением в необходимых
случаях доступа, вскрытий и демонтажа.

13.1.7.1. При доковом освидетельствовании
судно должно быть поставлено на клетки или
кильблоки такой высоты, чтобы можно было
тщательно освидетельствовать днище (мини­
мальная высота кильблоков должна быть не
менее 1,2 м); освещение днищевой части должно
обеспечивать детальное освидетельствование
всех элементов корпуса.

13.1.7.2. Осматриваемые помещения, отсеки и
цистерны должны быть освобождены от грузов,
судовых запасов, очищены и провентилированы,
цистерны для топлива и масла должны быть
продегазированы.

13.1.7.3. При освидетельствовании грузовых
танков танкеров и химовозов должны быть обе­
спечены условия, средства и оборудование, необ­
ходимые для безопасного выполнения
освидетельствования. Танки и пространства
должны быть дегазированы до предельно допус­
тимой концентрации паров соответствующих про­
дуктов.

Грузовые и балластные танки должны быть освобождены от воды, осадка, очищены от грязи, остатков нефти и т.п., а также должно быть обеспечено достаточное освещение для возмож­ности тщательного осмотра конструкций. Для всех видов освидетельствований должны быть предусмотрены средства, обеспечивающие осви­детельствование конструкций безопасным и удоб­ным способом. Для детального освиде­тельствования (когда возможно дотянуться ру­кой до конструкции) должно быть предусмотрено одно или несколько следующих средств доступа, приемлемых для инспектора:

постоянные леса и проходы через конструк-



Руководство по техническому надзору за судами в эксплуатации



ции;

временные леса и проходы через конструкции;

лифты и передвижные платформы;

лодки и плоты;

другие эквивалентные средства.

Конструкции (набор, обшивка) должны быть очищены от ржавчины.

Замеры остаточных толщин должны, как правило, производиться ультразвуковой аппара­турой операторами признанных и сертифициро­ванных организаций.

По усмотрению инспектора может быть по­требовано применение одного или нескольких средств для выявления трещин:

радиографический контроль;

ультразвуковой контроль;

магнитопорошковый контроль;

цветная дефектоскопия.

13.1.7.4. Проведение освидетельствования
грузовых трюмов и танков, балластных отсеков
в рейсе может быть допущено при условии, что
инспектору оказывается необходимая помощь
персоналом на борту судна, условия и средства
для проведения освидетельствования соответст­
вуют 13.1.7.3 и выполняются следующие требо­
вания:

обеспечивается связь между группой освиде­тельствования в танке и ответственным лицом командного состава на палубе;

при использовании лодок и плотов система связи обеспечивает связь с вахтенным персона­лом, обслуживающим балластные насосы;

во время освидетельствования имеются под рукой газоанализаторы и кислородомеры, дыха­тельные аппараты, спасательные лини, свистки. При использовании лодок и плотов имеются спасательные жилеты на каждого члена группы;

лодки и плоты должны иметь достаточную плавучесть и остойчивость даже при повреждении одного из отсеков;

предусмотрен перечень контрольных прове­рок условий безопасности во время проведения освидетельствования.

Освидетельствование с помощью лодок и плотов может предприниматься исключительно по усмотрению инспектора, принимая во внима­ние предусмотренные оборудование безопаснос­ти, прогноз погоды и качку судна при приемлемом состоянии моря.

13.1.7.5. Для осмотра льял и сточных колод­
цев в трюмах должны быть сняты крышки и
щиты деревянного настила, колодцы должны
быть очищены, настилы в машинно-котельных
отделениях должны быть сняты.

13.1.7.6. В отдельных случаях может быть
потребовано вскрытие деревянного настила в


трюмах, зашивок бортов и переборок в трюмах, зашивок бортов, переборок и подволоков в жилых и служебных помещениях, снятие деревянного настила палуб, изоляции жилых и служебных помещений, рефрижераторных трюмов и камер, цементировки и других покрытий конструкций.

13.1.7.7. В необходимых случаях может по­
требоваться демонтаж конструкций и оборудова­
ния, затрудняющих доступ к осматриваемым
объектам, а также удаление твердого балласта.

13.1.7.8. Должно быть обеспечено достаточ­
ное освещение помещений и отсеков.

13.1.7.9. В случаях, предусмотренных разд. 6
части II Правил классификационных освиде­
тельствований судов, подводная часть корпуса
может быть освидетельствована с помощью
подводного телевидения по одобренной PC про­
грамме. К обслуживанию такого освидетельство­
вания должны привлекаться водолазные
специалисты признанной PC организации.

Перед проведением освидетельствования ин­спектору должна быть предъявлена документа­ция, указанная в гл. 13.1 части I Правил классификационных освидетельствований судов.

13.1.8. Обобщенный объем освидетельствова­ния конструкций стального корпуса при период­ических освидетельствованиях приведен в табл. 13.1.8.

Объем отдельных осмотров, замеров, испы­таний, предусмотренных табл. 13.1.8, устанавли­вается инспектором на основании указаний соответствующих глав настоящего раздела, исходя из конкретных условий освидетельствова­ния с учетом планомерного повышения объема освидетельствований по мере увеличения возрас­та судна, произведенных ремонтов и замен.

При освидетельствовании корпусных конструк­ций должны быть учтены Унифицированные требов­ания МАКО Z7; для нефтеналивных и комбинированных судов — Унифицированные тре­бования Z10.1; для навалочных судов — Унифицир­ованные требования Z10.2; для химовозов — Унифицированные требования Z10.3; для химовозов, кроме того, — требования Международного кодекса ИМО по конструкции и оборудованию судов, пер­евозящих опасные химические грузы наливом, 1983 г. с Поправками 1990 г., а для газовозов — требования Международного кодекса ИМО по конструкции и оборудованию судов, перевозящих сжиженные газы наливом, 1983 г. с Поправками 1990 г.

Во всех случаях объем осмотров и замеров, предусмотренных настоящим разделом, и связан­ных с ними вскрытий и разборок, может быть изменен инспектором с учетом конструкции, срока службы, состояния защиты от коррозии, результатов предыдущих освидетельствований.


Часть П. Технический надзор за судами в эксплуатации в соответствии с Правилами Регистра




13.1.9. Таблицей 13.1.8 предусмотрены пери­
одические освидетельствования, начинающиеся
после первоначального освидетельствования суд­
на при постройке под надзором PC на класс PC.
Если судно построено без надзора PC и не имело
класс PC, периодические освидетельствования
проводятся в соответствии с таблицей, начиная
от того освидетельствования (с учетом возраста
судна), которое произведено в объеме перво­
начального освидетельствования.

Объем осмотров корпуса, замеров остаточных толщин элементов корпусных конструкций и испы­таний наружной обшивки, переборок и палуб на непроницаемость указаны табл.13.1.8 для судна возрастом до 15 лет; с увеличением возраста судна объем освидетельствований замеров толщин и испытаний должен быть увеличен с учетом произве­денных ранее ремонтов и замен конструкций корпу­са, а также нижеследующих условий:

при промежуточных и очередных освиде­тельствованиях должны быть проведены выбор­очные замеры остаточных толщин связей, которые не были заменены при ремонтах, в районах наибольшего износа конструкций нефте­наливных, навалочных судов, химовозов в сом­нительных зонах в соответствии с программами расширенных освидетельствований согласно Унифицированным требованиям МАКО Z10.1, Z10.2, Z10.3; должны быть проведены освиде­тельствования и замеры остаточных толщин наружной обшивки, набора, переборок и палуб, длинных надстроек, удлиненных бака и юта и их концевых переборок, комингсов люков и вентиля­торов, фундаментов главных и вспомогательных двигателей и всех других конструкций, имеющих значительный износ или где по условиям работы такой износ прогнозируется.

Корпуса судов смешанного района плавания с возрастом более 15 лет должны быть подвергн­уты при каждом очередном освидетельствовании дефектации для подтверждения достаточности общей и местной прочности требованиям Правил PC для эксплуатации в установленных районах плавания при определенной высоте волны 3%-ной обеспеченности.

13.1.10. При ежегодном освидетельствования
судна в возрасте более 30 лет корпус должен
освидетельствоваться в объеме промежуточного
освидетельствования. При указанных освиде­
тельствованиях необходимо производить углу­
бленное освидетельствование корпуса судна с
целью убедиться, что корпус, грузовые трюмы,
люковые крышки, комингсы люков находятся в
годном техническом состоянии. При этом следует
обращать особое внимание на следующие
объекты надзора:


обшивку корпуса и закрытия отверстий;

уплотняющие устройства проходов элемен­тов оборудования через водонепроницаемые пер­еборки, насколько это возможно;

грузовые трюмы, при этом следует проводить:

общее освидетельствование всех грузовых трюмов;

детальное освидетельствование в достаточ­ном объеме, с целью установить состояние нижней части шпангоутов и их концевых крепле­ний в носовом грузовом трюме. Если при этом обнаружена необходимость ремонта, освиде­тельствование должно быть расширено до де­тального освидетельствования всех грузовых трюмов;

на участках, подлежащих детальному освиде­тельствованию, необходимо проводить замеры толщин в объеме, достаточном для определения, как общего, так и местного уровней коррозии;

балластные цистерны (при промежуточном освидетельствовании следует проводить осмотр всех балластных цистерн забортной воды).

Если при таких осмотрах не обнаружено видимых дефектов, осмотр может быть огра­ничен проверкой того, что защитное покрытие осталось неповрежденным. В балластных цистер­нах забортной воды, в которых обнаружено, что защитное покрытие находится в негодном сос­тоянии и оно не восстановлено, или в которых защитное покрытие не применялось со времени постройки, сохранение класса должно произво­диться после осмотра упомянутых цистерн с замерами толщин;

замеры толщин, которые должны прово­диться в объеме, достаточном для определения уровней общей и местной коррозии в зонах, подверженных детальному освидетельствованию.

13.1.11. Замеры остаточных толщин наружной обшивки корпуса, выгородок кингстонных ящиков, продольных и поперечных переборок платформ и палуб, элементов набора корпуса, надстроек и рубок, фундаментов механизмов и комингсов люков и т.д. должны выполняться дипломированными операторами признанных PC организаций в присутствии инспектора PC. Регистр может признать замеры, выполненные без присутствия инспектора, при условии, что результаты контрольных замеров толщин, наз­наченных инспектором, не отличаются от резуль­татов замеров, выполненных оператором самостоятельно. Результаты замеров должны наноситься на растяжки обшивки или вы­полняться в табличной форме и заверяться печатью и подписью инспектора. Таблицы всех замеров должны быть объединены в официаль­ный отчет и прилагаться к материалам дефекта-


Объем периодических освидетельствований конструкций корпуса lj 2 Условные обозначения здесь и далее — см. 2.2 части I Руководства.


Таблица 13.1.8



    Освидетельствование судна
№ п/п Объект освидетельствования § ч о § ч о ч ч оо ft о § ч о ч ч § ч о оо ft о § ч о ч ч ч о оо ft о
            о         о         о
        з               и        
  Подводная часть корпуса3 (с наружной стороны)                              
1.1 Форштевень, ахтерштевень, киль, скуловые кили, кронштейны гребных валов     с3   О     С3   о     с3   о
1.2 Наружная обшивка     с3   о     С3   ом4     с3   ом4
1.3 Кингстонные и отливные ящики, шахты лагов и эхолотов, выдвижные и поворотно-выдвижные ус­тройства при установке в бесшахтном варианте (см. 3.4 таблицы)     с3   о     С3   ом4     с3   ом4
  Надводная часть корпуса (с наружной стороны)                              
2.1 Форштевень, ахтерштевень с с с С о с С С С о с с с с о
2.2 Наружная обшивка с С с с о с с с с ом4 с с с с ом4
2.3 Настил верхней палубы с С с с о с с с с ом4 с с с с ом4
2.4 Надстройки, рубки, машинно-котельные шахты (обшивка, палубы, переборки) С С с с о с с с с ом4 с с с с ом4
2.5 Комингсы люков тамбуров и вентиляторов С С с с о с с с с ом4 с с с с ом4
2.6 Фальшборт и штормовые портики С С с с о с с с с о с с с с о
2.7 Фундаменты лебедок, брашпилей и шпилей, винто­вых стопоров, кнехтов, киповых планок и битенгов                   о         ом8
  Помещения внутри корпуса5                              
3.1 Оконечности (форпик и ахтерпик):                              
  .1 цистерны пресной воды, балластные, топливные с измерительными и воздушными трубами         ОН67         он6         ОМ8Н
  .2 сухие отсеки, цепные ящики, коффердамы         о9         о         ом8

05 О/

а

а

О/

Со

а

а

s


3.2

3.3

3.4

3.5 3.6

3.7

3.8 3.9 4


Двойное дно:

.1 цистерны пресной воды, балластные и сточные с измерительными и воздушными трубами

.2 цистерны топлива и масла с измерительными и воздушными трубами

.3 сухие отсеки и коффердамы Цистерны вне двойного дна:

.1 цистерны пресной воды, балластные и сточные с измерительными и воздушными трубами

.2 цистерны топливные и масляные с измерительны­ми и воздушными трубами

.3 цистерны (на сухогрузных судах) для раститель­ного масла, рыбьего жира и т. п. жидких грузов с измерительными и воздушными трубами

.4 вкладные (съемные) цистерны с измерительными, воздушными трубами

.5 коффердамы

Кингстонные и отливные ящики, шахты лагов и эхолотов, выдвижные и поворотно-выдвижные ус­тройства при установке в бесшахтном варианте

Грузовые танки и коффердамы нефтеналивных судов с измерительными и воздушными трубами13

Грузовые трюмы и твиндеки сухогрузных судов и прочие сухие отсеки

Машинные помещения:

.1 помещения главных и вспомогательных механиз­мов, холодильных машин, котлов и грузовых насосов на танкерах, шахты этих помещений, уголь­ные бункеры, туннели валопроводов

.2 фундаменты главных и вспомогательных меха­низмов и котлов

.3 насосные помещения нефтеналивных и комбини­рованных судов, химовозов и газовозов

Прочие помещения корпуса, надстроек и рубок Упругое закрепление рубок Антикоррозионная защита1 Прибор контроля загрузки судна


        ОН67        
        OlOjj7.ll        
        О        
        ОН67        
        Оюнб,7        
        О10        
        О10        
        О        
        ом12        
        он14        
С С С С о с с С С
с с с с о с с с с
        о        
с с о с о с с о с
        о        
    с   см     с  
ЕС ЕС ЕС ЕС р ЕС ЕС ЕС ЕС

ОМ8Н6        
о        
ОМ8Н6        
О10Н7        
о        
ом12        
ом8н15-17   о16    
о с с с с
о с с с с
о        
о с с о с
о        
см     с  
р ЕС ЕС ЕС ЕС

ОМ8Н ОМ8Н

ом8

ОМ8Н ОМ8Н ОМ8Н

он

ом8 ом8

ОМ8Н17

ом8 ом8

ом8 о

ом8 см


X

Ж

а

О/

Со

о

а

S 05

■к

s

S


1 Четвертое и последующие очередные освидетельствования выполняются в объеме, предусмотренном для третьего очередного освидетельствования, однако объем отдельных осмотров, измерений, проверок и испытаний устанавливается в зависимости от технического состояния объектов надзора с учетом возраста судна и проведенных ремонтов и замен.

Объем периодических освидетельствований корпуса атомного судна помещен в Правилах классификации и постройки атомных судов и в Руководстве по техническому надзору за судовыми атомными паропроизводящими установками в эксплуатации.

Освидетельствование элементов подводной части судна проводится при доковом освидетельствовании. В таблице предусмотрены освидетельствования судов, подлежащих докованию через интервалы, равные 30 + 6 мес. О судах, подлежащих докованию ежегодно, и судах, периоды между докованиями которых могут быть более трех лет — см. разд. 6 части II Правил классификационных освидетельствований судов. Для судов, подлежащих докованию ежегодно, наружный осмотр (С) проводится также при первом и третьем ежегодных освидетельствованиях.


Продолжение табл. 13.1.8


При периоде докования свыше двух лет детальный осмотр (О) и замеры остаточных толщин (М) проводятся при очередном освидетельствовании. При доковании судна проводится также освидетельствование рулевого устройства, валопровода и движителя, донной и бортовой арматуры систем.

4 М — замеры остаточных толщин, начиная со второго очередного освидетельствования, комингсов, листов наружной обшивки и верхней палубы для районов грузовых танков
нефтеналивных судов, а также листов наружной обшивки, приварных патрубков, комингсов, настилов палуб, платформ, второго дна с набором, имеющих мастичные, деревянные и т.п.
покрытия, для всех судов и с третьего очередного — для районов, не указанных выше, должны производиться при всех очередных освидетельствованиях судов в объеме, определенном
инспектором в зависимости от технического состояния объекта.

5 Производится освидетельствование изнутри помещений наружной обшивки, настилов палуб, платформ и второго дна, днищевого, бортового и подпалубного наборов,
пиллерсов, водонепроницаемых переборок и выгородок, шахт и туннелей.

Допускается испытание на плаву при условии проведения освидетельствования изнутри также на плаву.

7 Испытания по усмотрению инспектора.

8 М — замеры остаточной толщины обшивки переборок и выгородок шахт и туннелей, настила палуб, платформ и второго дна, водонепроницаемых флоров, а в необходимых
случаях также балок набора, производятся, как указано в сноске 4.

Кроме цепного ящика.

10 Осмотр следующих цистрен изнутри может не производиться:

при первом очередном освидетельствовании — масляных, цистерн для растительного масла, рыбьего жира и т.п. жидких грузов, вкладных цистерн и топливных (за исключением цистерн пиков), если по результатам наружного осмотра или наружного осмотра и испытания на непроницаемость (если таковое предусмотрено) не возникает сомнений в их надлежащем техническом состоянии;

при втором очередном освидетельствовании —топливных цистерн (за исключением цистерн пиков) при условии, что по результатам осмотра изнутри одной из цистерн двойного дна в носовой, кормовой и средней частях, а также одной из цистерн вне двойного дна и по результатам наружного осмотра и испытаний на непроницаемость не возникает сомнений в их надлежащем техническом состоянии. Вкладные и масляные цистерны, цистерны для растительного масла, рыбьего жира и т.п. жидких грузов подлежат осмотру изнутри по усмотрению инспектора.

1 Допускается испытание на плаву топливом или маслом.

12 Испытания на непроницаемость вместе с арматурой систем — см. 9.13 табл. 16.1.8.

13 Перед проведением освидетельствования грузовые танки должны быть дегазированы. Инспектор должен убедиться в том, что во взрывоопасных и пожароопасных помещениях
нефтеналивных и комбинированных судов, химовозов и газовозов не произведено никаких изменений без согласования с Регистром.

14 Могут не производиться испытания грузовых танков нефтеналивных судов при положительных результатах осмотра их изнутри и испытания на непроницаемость коффердамов,
отделяющих грузовые танки.

15 Испытания грузовых танков могут производиться в шахматном порядке таким образом, чтобы каждая переборка была испытана по всей площади.

16 Выборочный внутренний осмотр по крайней мере двух танков по усмотрению инспектора.

17 Грузовые танки могут испытываться в доке наливом до ватерлинии порожнем с последующим испытанием полным наливом на плаву.

1 Антикоррозионная защита подлежит надзору при наличии специальных требований. Объем и порядок освидетельствования устанавливаются в зависимости от метода и типа защиты.


05 О/

а

X


ж а

О/

Со

а


Часть П. Технический надзор за судами в эксплуатации в соответствии с Правилами Регистра




ции корпуса и входить в состав смотровой документации судна. Кроме того, результаты замеров остаточных толщин должны отражаться инспектором в соответствующих актах (доковых и очередных) освидетельствований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: