Влияние отклонений геометрических элементов гребного винта сверх допусков по ГОСТ 8054-81 на эксплуатационные свойства судна и главного двигателя


Таблица 17.2


Отклонение геометрических элементов гребного винта (+ — увеличение;------------------- уменьшение) Влияние на эксплуатационные свойства судна или главного двигателя
Радиус винта + Шаг винта + Разношаговость сечений + Длина сечения + Толщина сечений + Толщина кромок по длине сечения + Положение осевой линии лопасти по окружности +, — Положение лопасти вдоль оси винта в рамках 0,4R и 0,95_R +, — Взаимное расположение осевых линий лопастей вдоль + оси винта между двумя любыми лопастями в точке 0,5R «Утяжеление» винтовой характеристики «Облегчение» винтовой характеристики «Утяжеление» винтовой характеристики «Облегчение» винтовой характеристики Вероятность вибрации корпуса «Утяжеление» винтовой характеристики Уменьшение дискового отношения, вероятность появления кавитации и, соответственно, кавитационной эрозии Ухудшение КПД винта Снижение прочности лопасти Ухудшение КПД винта Снижение прочности лопасти Возможность возникновения вибрации Возможность возникновения вибрации корпуса судна Возможность возникновения вибрации корпуса судна

статическая уравновешенность гребного винта (статическая балансировка).

18.2. Наиболее часто статическую баланси­
ровку производят на горизонтальном стенде на
ножах или роликах. Качество проведенной ба­
лансировки проверяется путем оценки степени
чувствительности балансировочного стенда. При
балансировке на вертикальных или иных по
конструкции стендах нормы балансировки согла­
совываются с Регистром.

18.3. Полностью отремонтированный греб­
ной винт устанавливается на вал, изготовленный
из стали. Шейки вала должны быть закалены до
твердости HRC 45-55. Радиальное биение шеек,
оправки и конусов не должно быть более
0,005 мм. Ножи должны быть строго парал­
лельны и закалены до твердости HRC 45-50.

18.4. Гребной винт считается уравновешен­
ным, а устройство, на котором он балансиро­
вался и сдается, ему соответствующим, если
лопасти без груза занимают безразличное поло­
жение, когда винт устанавливается на стенд. При
этом после установки контрольного груза на
конец каждой горизонтально установленной ло­
пасти винт начинает вращаться. Угол поворота
лопасти вокруг оси гребного винта не должен
быть меньше 15°.

18.5. Масса контрольного груза в соответст­
вии с гл. 6.4 части VII «Механические установки»
Правил классификации и постройки морских
судов определяется по формуле

т ^ kmB/R,

где т — масса контрольного груза, кг; тв — масса гребного винта, т; R — радиус гребного винта, м; к — коэффициент, определяемый по табл. 18.5.


Таблица 18.5

Номинальная частота вращения гребного винта, об/мин Коэффициент к
Масса винта, т
до 10 свыше 10
200 от 200 до 500 более 500 0,75 0,50 0,25 0,5

18.6. Сборный гребной винт после замены
одной или нескольких лопастей должен быть
отбалансирован в сборе согласно 18.4.

18.7. Снятие металла для уравновешивания
осуществляется с засасывающей стороны «тяже­
лой» лопасти (принимающей на стенде нижнее
положение).

18.8. При балансировке отдельно съемных
лопастей на специальном стенде взаимозаменяе­
мость штатных и запасных лопастей проверяют
на соответствие предельных отклонений ста­
тических моментов лопастей. Съемная лопасть
считается уравновешенной, если предельные отк­
лонения указанных в чертеже статических момен­
тов относительно оси винта (большой оси) AS\ и
оси поворота лопасти (малой оси) AS2 не пре­
вышают значения, определенного по формуле

ASi = AS2 = ±mL,

где т — масса контрольного груза по формуле (18.5); L — длина лопасти. L — R(l — rCT); R — радиус винта; гст — относительный радиус ступицы.

Допускается суммарный допуск на AS\ и AS2, если AS2 = +0,5mL.


Приложение 11




19. ТРЕБОВАНИЯ ПРИ НАДЗОРЕ ЗА ШЛИФОВАНИЕМ ГРЕБНЫХ ВИНТОВ

19.1. Судовладелец в соответствии с РД 31.26.03-86 может осуществлять шлифование ло­пастей гребных винтов. При выполнении шлифо­вания на снятом с вала гребном винте инспектор должен требовать данные контрольных замеров толщин лопастей. Уменьшение толщины после шлифования не должно пре-вышать допускаемо­го отклонения по толщине по ГОСТ 8054-81 (см. табл. 15.1.2).

20. ТЕХНИЧЕСКИЙ НАДЗОР ЗА ПРОВЕДЕНИЕМ

КОРРЕКТИРОВКИ ЭЛЕМЕНТОВ ГРЕБНЫХ ВИНТОВ

В ЭКСПЛУАТАЦИИ

20.1. В целях «гидродинамического облегчен­
ия» гребного винта судовладелец осуществляет
обрезку лопастей по диаметру. Инспектор Регис­
тра, осуществляя надзор за корректировкой,
должен ориентироваться на приведенные ниже
требования.

20.2. Обрезка лопастей по диаметру должна
производиться по технологии, разработанной
специалистами, одобренной инспекцией Регистра.
При этом инспектор должен обратить


внимание на контроль за моментом инерции гребного винта вплоть до требований по расчету крутильных колебаний в соответствии с требо­ваниями Правил Регистра.

20.3. Обрезку для гребных винтов из всех
марок сталей рекомендуется выполнять меха­
ническим путем. Исключение можно сделать для
аустенитных нержавеющих сталей. С этой целью
может быть использовано сверление сопрягае­
мых отверстий по линии обреза и абразивное
резание.

20.4. Если применяется резание огнем, то для
мартенситных сталей необходимо обязательно
осуществлять термообработку в соответствии с
разд. 9.

20.5. После обрезки края лопасти должны
быть обработаны до первоначальной толщины
на кромке, плавно сглаженной по всей ширине
лопасти. Обработку желательно осуществлять по
шаблонам.

20.6.Линия обрезки должна быть плавной и
по возможности соответствовать конфигурации
контура лопасти.

20.7.После обрезки лопастей по диаметру
необходимо контрольными измерениями прове­
рить равенство радиусов всех лопастей и произ­
вести статическую балансировку, а после термо­
обработки произвести измерение геометрии.



Приложения к Руководству по техническому надзору за судами в эксплуатации


Приложение 12

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЮ И НАДЗОРУ ЗА РЕМОНТОМ СУДОВЫХ ГРЕБНЫХ ВИНТОВ ИЗ ЦВЕТНЫХ СПЛАВОВ



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: