Рекомендация по поверхностному упрочнению

12.1. В случае заварки дефектов на гребных винтах из стали марок 08Х14НДЛ и 08Х15Н4ДМЛ аустенитными электродами в зоне А инспектор может рекомендовать осуществить поверхностное упрочнение методом пластическо­го деформирования, которому подвергается вся зона, а в зонах В и С — места заварки, в том числе зона термического влияния на расстоянии


ТРЕБОВАНИЯ К ОГРАНИЧЕННОМУ

(ВРЕМЕННОМУ) РЕМОНТУ СТАЛЬНЫХ ГРЕБНЫХ

ВИНТОВ

13.1. Инспектору Регистра в процессе эксплуа­тации судна может быть представлен гребной винт, имеющий эксплуатационные дефекты, тре­бующие исправления в стационарных заводских условиях. Если условия для такого качественного ремонта отсутствуют, но возникла необходи­мость в проведении ремонта для перехода до базового порта, базы ремонта или базы докова-ния, то с разрешения инспектора может быть



Приложения к Руководству по техническому надзору за судами в эксплуатации



произведен ограниченный временный ремонт с выдачей временных документов в соответствии с требованиями 13.2 — 13.8.

13.2. Обнаруженные крупные коррозионно-
эрозионные дефекты желательно обработать
шлифованием до чистого металла согласно 13.8.

13.3. Трещины на поверхности лопастей необ­
ходимо полностью устранить или принять меры
к замедлению их распространения. В зоне А все
работы производятся только по согласованию с
инспектором Регистра.

13.4. Для временного ремонта трещин необ­
ходимо определить их конец и глубину, используя
цветную дефектоскопию и, как вынужденная
мера, лупы 8 — 10-кратного увеличения. Если
трещина не выходит на кромку, следует в ее
середине проделать контрольное отверстие для
определения глубины. Трещины, удовлетвор­
яющие по глубине требованиям 5.3, устраняются
шлифованием. Если трещины более глубокие,
принимаются меры по уменьшению скорости их
распространения. Для этого свер-лятся отверстия
по концам на глубину 4 — 5 мм глубже основания
трещин диаметром, на 10 — 15% превышающим
ширину трещины. Отверстия заглушаются гужо-
нами, которые расчекани-ваются.

13.5. После временного ремонта трещин
согласно 13.4 частота вращения гребного винта
уменьшается до проведения качественного ре­
монта и устанавливается по формуле

где п — частота вращения до ремонта; / — длина трещины, мм; В — ширина лопасти в месте трещины, мм; к — коэффициент, равный: 0,7 — в зоне А; 0,8 — при трещине на входящей кромке и внутри

зоны В;

0,9 — на выходящей кромке зоны В; 1,0 — в зоне С.

13.6. При снижении частоты вращения необ­
ходимо избегать зоны частот крутильных коле­
баний и возможной вибрации.

13.7. Трещины в ступице, временно, ус­
траняются шлифованием до чистого металла.
Допускаемая без заварки глубина трещины, t, в
этом случае не должна превышать

t = dHC—l,7dBC,

где dHC и dBC — наружный и внутренний диаметры ступицы, мм, соответственно.

13.8. Погнутости лопастей, в виде исклю­
чения, могут исправляться на плаву, если длина
их не превышает 50 мм, только холодной правкой
без ударных нагрузок. При наличии погнутостей
большей протяженности, вызывающих вибра-


цию, необходимо до базы ремонта снизить частоту вращения гребного винта до допустимо­го уровня. Править более протяженные погнутос­ти крайне рискованно. При обломе одной-двух смежных лопастей, если ремонт с демонтажем гребного винта невозможен, допускается (как самая крайняя вынужденная мера) симметричная обрезка противоположных лопастей. Обрезка производится только механическим путем без применения газовых или электр о дуговых резаков по согласованию с инспектором Регистра. Концы обломанных и обрезанных лопастей желательно обработать абразивным инструментом, сняв ос­трые углы. Надо помнить, что обрезка противо­положных лопастей позволяет только снизить дисбаланс для сохранения дейдвудного устройст­ва и уменьшения вибрации, но резко ухудшает качество гребного винта, что влечет за собой удорожание последующего ремонта.

14. ТРЕБОВАНИЯ К НАДЗОРУ ЗА РЕМОНТОМ

СБОРНЫХ ГРЕБНЫХ ВИНТОВ ФИКСИРОВАННОГО

ШАГА С ЛОПАСТЯМИ ИЗ УГЛЕРОДИСТОЙ

И КОРРОЗИОННО-СТОЙКОЙ СТАЛИ

14.1. Требования к надзору за ремонтом
лопастей сборных гребных винтов аналогичны
требованиям к надзору за ремонтом лопастей
цельных гребных винтов.

14.2. Осуществляя периодическое освиде­
тельствование сборных гребных винтов инспек­
тор особое внимание должен уделять целост­
ности фланцевого соединения и, в частности,
проверять:

нет ли разрушений в стопорных устройствах гаек;

нет ли люфта в шпильках (болтах);

нет ли разрушений во фланцах;

не разрушена ли цементная заливка головок гаек (болтов).

14.3. При монтаже сборных лопастей на
ступицу обратить особое внимание на сле­
дующее:

на правильную установку лопастей, особенно, когда число отверстий на засасывающей и нагне­тающей сторонах совпадает, а направляющих конструкций нет;

на правильную установку всех лопастей по углу поворота фланца, т.е. по шагу;

на конструкции стопорных устройств, учиты­вая, что болты, вворачиваемые в колпачковые гайки с обратной по отношению к шпильке резьбой, недостаточно надежны;

на толщину металла стопорных планок, ко­торые, учитывая разнополярность материалов


Приложение 11




лопастей и ступиц, быстро коррозируют.

14.4. Сопрягаемые поверхности фланцев ло­
пастей и ступиц должны пришабриваться «на
краску» с числом пятен 3 — 4 на площади
25 х 25 мм. Недопустима установка между сопря­
гаемыми поверхностями прокладок или прок­
рашивание этих поверхностей. Для гарантии
плотной посадки фланцев между их боковыми
гранями должен быть зазор. Допустимы кон­
струкции, при которых пригонка фланцев
осуществляется тщательной станочной обработ­
кой посадочных поверхностей по 7-му классу
точности с одновременным контролем неплот­
ности, с допускаемым отклонением 0,03 мм в
сторону вогнутости. Крайне редки и менее на­
дежны конструкции, при которых пришабри­
ваются боковые грани фланцев.

14.5. Шпильки должны плотно устанавли­
ваться в гнезда ступицы. Ввернутые при плотной
посадке шпильки на 0,5 длины резьбы не должны
иметь люфта. При механическом разрушении
лопастей, по возможности, требовать нераз-
рушающий контроль шпилек.

14.6. Шаговые сухари при эллиптических
отверстиях во фланцах лопастей должны пол­
ностью исключать подвижность лопасти. Сухари
пригоняются по каждому отверстию индиви­
дуально с плотной посадкой. Число сухарей и
материал, из которого они изготовлены, в зави­
симости от установочного шага указываются на
чертежах. При установке лопасти на средний шаг
в каждом гнезде лопасти должно быть установ­
лено по два сухаря.

14.7. Колпачковые гайки должны равномерно
затягиваться с обязательным обеспечением кон­
троля момента затяжки динамометрическим
ключом. На чертеже должен быть указан момент
затяжки гайки. Окончательный контроль затяжки
гаек осуществляется по углу поворота гайки.
Затяжка гаек до уровня металлического звона и


другие субъективные методы контроля недопус­тимы.

14.8. Должно быть обеспечено надежное сто-
порение гаек (головок болтов), исключающее
разрушение стопорного устройства в эксплуата­
ции и самоотдачу гаек (болтов). Стопорение
должно выполняться в соответствии с сущест­
вующей конструкторской документацией, при ее
отсутствии конструкция стопорного устройства
представляется Регистру на одобрение.

Инспектор должен учитывать, что стопорение гаек болтом, заворачиваемым в шпильку через верх донышка гаек, является ненадежным. Шпилька может вывернуться вместе с гайкой, как болт. Может быть использован приваренный пруток в середине головок болтов (см. рис. 14.8) или индивидуальные стопорные планки. Пруток и планки не должны быть из углеродистой стали, необходимо применять аустенитную нержа­веющую сталь для прутков или планок и для электродов. Надежным способом стопорения гаек являются стопорные планки из аустенитной нержавеющей стали, вырубленные под грани двух соседних гаек, застопоренные болтами, которые шплинтуются проволокой (см. рис. 14.8).

14.9. После завершения монтажа фланцы
лопастей и болтовое соединение должны быть
залиты портландцементом или иным одобрен­
ным материалом.

14.10. Если в процессе ремонта заменялась
одна или несколько лопастей, гребной винт
должен быть подвергнут контрольной проверке
по геометрии согласно разд. 17 и статической
балансировке в сборе согласно разд. 18.

14.11. Возможна установка съемных лопастей
сборных гребных винтов на полимерном мате­
риале согласно ТИ 31-992-884-90.


Рис. 14.8 Варианты стопорения гаек для шпилек съемных лопастей:

1 — стопорная планка; 2 — проволочный шплинт



Приложения к Руководству по техническому надзору за судами в эксплуатации




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: