6.6.1. Наличие/отсутствие локального изгиба
определяется при выполнении контрольной опе
рации в соответствии с 6.5.1. Инспектор Регистра
должен учитывать следующее:
при подозрении о наличии локального изгиба шаг контролируемых сечений должен быть уменьшен с 1000 до 250 мм;
технологическая служба СРЗ должна построить график распределения радиальных биений по длине вала;
признаками локального изгиба являются пик деформаций, смещенный к одному торцу вала (как правило к кормовому), и наличие хотя бы одного прямолинейного участка.
6.6.2. Ремонт локальных катастрофических из
гибов должен выполняться по технологии СРЗ или
иного предприятия, имеющего опыт в выполнении
подобных работ, одобренной Регистром. В техно
логическом процессе могут быть использованы
различные методы, в том числе упругопластичес-
кий изгиб, асимметричные сварочные работы,
асимметричное поверхностное пластическое дефор
мирование. При одобрении технологии ремонта
локальных изгибов инспектор Регистра должен
учитывать следующее:
как правило, не удается методами правки обеспечить кривизну вала в допустимых пределах по ОСТ5.4097, окончательная форма обеспечивается методами точения отдельных участков вала;
С! | у) а | с | а | а | а | а | ||
~Т | \ | , V | у | |||||
_Р | L |
Рис. 6.5.1-1 Схема измерения кривизны гребного вала при медленном вращении на двух опорах
Приложение 13
а)
6)
Рис. 6.5.1-2
Некоторые формы оси изогнутого гребного вала:
а — равномерный симметричный изгиб; б — плавный асимметричный изгиб; в — локальный катастрофический изгиб;
г — изменение положения фланца при локальном изгибе
Рис. 6.5.1-3
Схема измерения соосности рабочих и нерабочих поверхностей гребного вала при медленном вращении с использованием
люнетов токарного станка
Приложения к Руководству по техническому надзору за судами в эксплуатации
допускается уменьшение диаметра вала без дополнительных расчетов в пределах до 1%;
допускается уменьшение диаметра вала более, чем на 1 % при наличии достаточных запасов прочности по Правилам Регистра, что подтверждается специальным расчетом;
участки вала с конструктивными концентраторами напряжений, а также зоны сварных швов после проточки должны быть упрочнены методами поверхностного пластического деформирования: симметричной обкаткой двухроликовыми гидравлическими устройствами, симметричной или асимметричной обкаткой односторонними механическими или гидравлическими роликовыми или шариковыми приспособлениями, как правило, согласно ОСТ5.9648;
все ремонтные работы должны сопровождаться контролем наличия дефектов с помощью одобренных методов дефектоскопии.
6.7. Устранение отклонений, в том числе
катастрофических, от правильной геометрической
формы фланцев, в том числе валов ВРШ
6.7.1. Неплоскостность и неперпендикулярность
фланца оси вала устраняется точением присоедини
тельного торца. Утонение фланца без дополнитель
ных расчетов допускается на величину не более 3%
построечной толщины фланца. Нерабочий торец
фланца не протачивается. Непараллельность подре
зок под головки болтов (гаек) плоскости присоеди
нительного торца устраняется по технологии СРЗ.
6.7.2. Катастрофическая неперпендикуляр
ность фланца оси вала устраняется, как правило,
при ремонте локальных катастрофических изги
бов тела вала в соответствии с гл. 6.6. Инспектор
Регистра должен иметь в виду, что максимальное
торцевое биение фланца может располагаться в
иной плоскости, нежели плоскость искривления
тела вала. Это должно найти отражение в
технологическом процессе ремонта.
6.8. Признание гребного вала негодным
к эксплуатации
6.8.1. Гребной вал признается негодным к
нормальной эксплуатации в случаях, когда:
он разделился на несколько частей;
не обеспечивается статическая прочность в соответствии с требованиями Правил Регистра (уменьшены диаметр вала и толщина фланца);
не обеспечивается правильная геометрия формы, требуемая Правилами Регистра;
отсутствует надежная защита от коррозии.
6.8.2. Гребной вал решением Регистра может
быть признан годным к эксплуатации с ограниче
ниями (при уменьшенной нагрузке, сокращенном
эксплуатационном периоде, ограни-чение по ра
йону плавания), если частично не выполняются
требования 6.8.1.
7. НАДЗОР ЗА РЕМОНТОМ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ И УПОРНЫХ ВАЛОВ
7.1. Удаление коррозионных повреждений
и защита от коррозии
7.1.1. Коррозионные повреждения удаляются по технологии СРЗ с учетом рекомендаций гл. 6.2.