Слово к читателю

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Под редакцией Н. М. НАЗАРОВОЙ

Рекомендовано

Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации

по педагогическому образованию в качестве учебного пособия

для студентов педагогических вузов

Москва

ACADEMA


УДК 371.9 ББК 74.3я73 С71

Федеральная целевая программа книгоиздания России

Издательская программа

«Специальная педагогика и специальная психология» для педагогических вузов и колледжей

Руководитель программы доктор педагогических наук, профессор Н.М.Назарова

Авторы:

Л. И. Аксенова -раздел!, гл. 2 (2.4), раздел II, гл. 2(2.1, 2.5); Б. А. Архипов -

раздел I, гл. 2 (2.5); Л. И. Белякова - раздел III, гл. 2; Т. Г. Богданова - раздел I, гл. 2 (2.6,

2.7.); Г. В. Брыжинская - раздел IV, гл. 3 (3.1); Т. И. Галишникова - раздел II, гл. 1 (1.5);

Е. А.Дьякова - раздел III, гл. 2; А. А. Еремина - раздел III, гл. 1 (\.1); В.П. Ермаков -

раздел III, гл. 4; А. А. Комарова - раздел III, гл. 3; Я В. Линьков -

раздел I, гл. 2(2.1); Я. Н. Малафеев - раздел I, гл. 3; Е. А. Медведева -раздел III, гл. 1 (1.1);

С. А. Морозов - раздел III, гл. 5; Ю. В. Морозова - раздел II, гл. 2 (2.2); Я. М. Назарова -

раздел I, гл. 1, 2 (2.2, 2.3), раздел II, гл. 1 (1.1 -1.4, 1.6), гл. 2 (2.3, 2.4), раздел III, гл. 3,

раздел IV, гл. 2; О. Г. Приходько - раздел III, гл. 6; Ю. А. Разенкова - раздел IV, гл. 1;

Е. Г. Речицкая - раздел IV, гл. 3 (3.2); С. В. Сацевич - раздел III, гл. 3; В. Я. Чулков -

раздел III, гл. 7; Л. М. Шипицина - раздел IV, гл. 2; И. М. Яковлева - раздел III, гл. 1 (1.2)

Рецензенты:

член-корреспондент РАО, декан факультета коррекционной

педагогики РГПУ им. А. И. Герцена, профессор М. И. Никитина,

доктор педагогических наук, зав. кафедрой педагогики МГПУ

профессор И.П.Андриади

Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. С 71 учеб, заведений /Л.И.Аксенова, Б.ААрхипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

13ВМ 5-7695-0551-6

В пособии впервые изложена теория специальной педагогики, история специального образования лиц с нарушениями в развитии и особыми образо­вательными потребностями. Представлены основы дидактики специальной педагогики, охарактеризованы содержание и организация специального об­разования, выявлены ключевые проблемы развития специальной педагогики, показан зарубежный и отечественный опыт в этой области.

УДК 371.9 ББК74.3я73

© Аксенова Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И. и др., 2000
I8ВN 5-7695-0551-6 © Издательский центр «Академия», 2000


СЛОВО К ЧИТАТЕЛЮ

На страницах американских педагогических журналов пятнад­цать лет назад обсуждались проблемы взаимодействия массового образования и образования лиц с недостатками в развитии (инва­лидов). Отмечалась изолированность одной системы от другой, не­желание учителя массовой системы образования осваивать специ­альные педагогические технологии для оказания педагогической помощи детям с трудностями в обучении. В частности говорилось, что преподаватель, готовящий обычных учителей, знает, что в дру­гой части университетского здания другие преподаватели готовят других студентов к работе с детьми, имеющими проблемы в разви­тии и в обучении. Поэтому у факультета, готовящего обычных учи­телей, нет желания и необходимости сосредоточить внимание сту­дентов на альтернативных педагогических подходах, иных страте­гиях управления обучением, помогающих в работе с проблемными детьми. Система специального образования для детей с отклоне­ниями в развитии обеспечивает обычному учителю спасение его репутации и дает ему «достойный» выход из ситуации, когда он не в состоянии справиться с проблемой обучения ребенка-инвалида.

Сегодня ни в США, ни в Западной Европе нет ни одной шко­лы, детского сада, где бы вместе с обычными детьми не находи­лись дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедея­тельности.

Как знакома нам и как похожа на нашу проблема, обсуждав­шаяся полтора десятка лет назад американскими коллегами!

Международные правовые акты и российский Закон об обра­зовании гарантируют каждому право выбора места, способа и языка обучения. Российская общеобразовательная школа, обыч­ные детские сады уже приняли в свои стены первых детей с раз­личными отклонениями в развитии, имеющих особые образова­тельные потребности.

Готов ли сегодня педагог обычной общеобразовательной школы к педагогической работе с этой категорией обучающихся, воспитан­ников? Знает ли он их особенности и образовательные возможности? Владеет ли специальными приемами и способами обучения при возникновении затруднений? Знает ли о том, где получить необхо­димые знания, консультации по специальной педагогике, по кон­кретным вопросам обучения и воспитания? Может ли он отнестись к этим детям с любовью, терпением и верой в их возможности?

Эта книга - первое учебное пособие по специальной педагогике, предназначенное для студентов педагогических вузов, колледжей


и училищ, для педагогов и воспитателей массовой системы обра­зования. Это коллективный труд педагогов-дефектологов, препо­давателей педагогических вузов, дающий возможность познако­миться с основами теории и истории специальной педагогики, основами ее специальной дидактики, ее предметными отраслями, увидеть ее мощный гуманистический потенциал и прекрасную технологическую оснащенность, которые позволяют решать такие проблемы, которые не под силу медицине или общей педагогике.

Каждый член авторского коллектива - специалист в той об­ласти, о которой он рассказал в своем разделе. Авторы используют опубликованные материалы ведущих отечественных и зарубежных ученых, собственные исследования, широко привлекают данные отечественного и зарубежного опыта. Создавая эту книгу, авторы надеялись вызвать профессиональный интерес у педагога массовой системы образования к проблеме обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, раскрыть перед ним образовательные возможности различных предметных отраслей специальной педа­гогики и потенциальные возможности развития детей с особыми образовательными потребностями. Авторы надеются на распро­странение оптимистических взглядов на возможности развития и включения в жизнь общества тех, кто «не такой, как все», верят в то, что благодаря образованию отклонение в развитии человека перестанет быть удручающим обстоятельством и для него самого, и для его семьи, и для общества. Союзником в достижении этой цели мы видим педагога массовой системы образования.

Специальная педагогика - это обширная и многоаспектная от­расль педагогического знания. Естественно, что познакомившись только с этой книгой, невозможно сразу научиться профессио­нально работать с различными категориями лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Эта книга - только компас для тех, кто захочет серьезно изучить ту или иную предметную область специальной педагогики, научиться профессионально решать самые сложные проблемы образования детей и взрослых.

Как автор проекта этого учебного пособия выражаю призна­тельность коллективу авторов, принявших непосредственное уча­стие в его осуществлении, издательскому центру «Академия» за поддержку и реализацию проекта, а также благодарю за ценные советы, предоставленные материалы и личное участие в работе доцента Т.Г.Богданову (МПГУ), члена-корреспондента РАО, профессора М.И.Никитину (РГПУ им. А.И.Герцена), профессора Д.М.Маллаева (Дагестанский госпедуниверситет), профессора И.П.Андриади (МГПУ), Н. С. Грозную (МГПУ).

Н. М. Назарова


... Человечество победит раньше или позже и сле­поту, и глухоту, и слабоумие. Но гораздо раньше оно победит их в социальном и педагогическом плане, чем в плане медицинском и биологическом.

Л. С. Выготский


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: