Индивидуальная работа тренера со стрелком

Теперь мы рассмотрим вопросы отношений тренера с отдельным стрелком. Для тренера эти взаимоотношения возникают даже в том случае, когда он работает со стрелком как с членом команды. Нужно понимать, что, даже входя в состав команды, стрелок, по существу, является индивидуальностью, находящейся в болезненно неприятной изоляции. Стрелок, который борется за первое место или хочет установить мировой рекорд, совершенно одинок на линии огня, а во многих отношениях просто беззащитен, так как ничем не может повлиять на действия своих соперников или сыграть на их слабостях, не располагает никакими возможностями согласовать свои действия с действиями всех членов своей команды; он не может, так сказать, "отдать мяч" другому, игроку. Он одинок, сражаясь, в сущности, только со своими собственными слабостями и опасениями. Успешно бороться в таких условиях может только личность с исключительно сильными психическими качествами. Тренер, на попечении которого находится стрелок с задатками потенциального чемпиона, обладает огромными возможностями, но это вместе с тем накладывает на тренера и огромную ответственность. Воспитание и развитие потенциальных возможностей стрелка - это длительный процесс, зависящий от установления и поддержания подчас довольно сложных и деликатных взаимоотношений со стрелком, который обычно является личностью с сильным характером и развитым умом. Это самая ответственная и сложная часть работы тренера, но она доставляет тренеру наибольшее удовольствие и чувство удовлетворения, так как успех деятельности тренера определяется не только развитием технического мастерства стрелка, но и в немалой степени воспитанием стрелка как личности.

Эти взаимоотношения предъявляют к тренеру очень большие требования, и не столько к знанию техники стрельбы, сколько к пониманию человеческой натуры. Ранее мы говорили о роли тренера как инструктора, когда он передает технические знания, специфичные для стрельбы. В конце главы мы снова вернемся к этому вопросу. Но сейчас мы считаем необходимым поговорить о роли тренера как воспитателя. Она заключается в том, чтобы привить спортсменам целый ряд качеств, внушить определенные интеллектуальные навыки, поощрять определенные склонности и всеми другими способами помогать индивидууму наиболее полно раскрывать свои потенциальные возможности, воспитывая его как личность и стрелка. И это зависит не только от фактических знаний тренера в области стрельбы.

Значение педагогической роли тренера очевидно даже в тех случаях, когда речь идет о его взаимоотношениях с группой в целом. Знание чисто технических вопросов спорта не является залогом успешной работы тренера. Это необходимая часть его багажа, но далеко не самая важная. Это станет сразу ясно, если взять десять человек с равными техническими знаниями и поручить им тренировать десять одинаково сильных и равных по составу команд одной спортивной лиги. Из десяти этих тренеров к концу сезона один проявил бы себя как лучший, другой как худший, а остальные заняли бы место где-то между этими двумя. Но разница между ними, как мы помним, заключалась бы не в разных уровнях технических знаний. Разница заключается в их способности создать психологическую обстановку, обеспечивающую развитие и рост спортсменов, как членов одной команды, так и как отдельных стрелков. Короче говоря, лучшие тренеры - это те, кто лучше понимают людей.

Почти невозможно сказать, что позволяет тренеру установить такие взаимоотношения со своими стрелками. Многие считают, что все дело в личном умении тренера определять, как его понимают другие люди и как они чувствуют себя в его обществе. Вероятно, хороший тренер должен родиться хотя бы с частью этих личных качеств. Однако никто не рождается со всеми или хотя бы с большинством тех качеств, которые формируют хорошего тренера. Спросите любого хорошего тренера, легка ли его работа, и можете не сомневаться в ответе, что его работа не легка, и что ему пришлось работать гораздо больше людей других профессий, и что он наделал множество ошибок на пути к теперешнему успеху. Личность хорошего тренера складывается из уверенности в себе, самоанализа, самоконтроля, самопожертвования и почти бесконечного терпения, терпения при общении с окружающими; и это бесконечное терпение нужно воспитывать в себе потому, что все люди разные, с разными мнениями, поступками, сомнениями и ошибками. Это вовсе не значит, что тренер должен быть безвольным или уступать абсурдным требованиям, удовлетворяясь низкими результатами своих подопечных. Напротив, он должен работать на самом высоком уров-яе и всемерно стремиться к успеху в избранном им виде спорта. Терпение и самоконтроль ему необходимы для того, чтобы стрелки в равной степени стремились к такому же уровню и имели ту же цель. Тогда терпение и самоконтроль помогут им работать ради этой цели и добиться успеха.

Тот факт, что личность тренера важна для его успешной работы, подтверждается и тем, что каждый тренер добивается наибольшего успеха при, подготовке стрелков определенного уровня, а его попытки подготовить стрелков другого уровня оказываются неэффективными.

Одни отлично работают с новичками, другие-со стрелками среднего класса, а третьи, по-видимому, могут успешно работать только с чемпионами или будущими чемпионами. Опыт работы показывает, что один тренер не может совмещать занятия со стрелками разного уровня; тот, кто хорош Для новичков, может быть очень плох для чемпионов и наоборот. Поскольку индивидуальности тренеров разные, то различны и их педагогические методы, а всякая попытка отделить личность от метода заранее обречена на неудачу. Поэтому тот, кто собирается стать тренером, или тот, кого им уже назначили, должен заранее узнать, со стрелками какого уровня ему придется работать-с новичками, средними или опытными, и затем выбрать тех, к работе с которыми у него есть склонность и способности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: