Установление рабочих взаимоотношения

В рамках работы с командой в целом тренеру нужно установить самые близкие личные взаимоотношения и с каждым отдельным ее участником. Прежде всего он должен решить, какого стиля отношений нужно придерживаться с каждым стрелком. Для одних лучше, когда их критикуют прямо, другим нужно делать замечания в форме ненавязчивых предположений, третьих лучше всего критиковать в шутливой или саркастической манере; здесь множество вариантов. Подход к каждому стрелку должен быть определен как можно раньше, и в дальнейшем от него не должно быть никаких отклонений.

Не подлежит никакому сомнению, что тренер совершит массу ошибок, если, работая с отличающимися друг от друга индивидуальностями, выберет к ним подход наугад; эти ошибки зачастую приводят к непоправимым потерям. Такая потеря, вероятно, неизбежна, если стрелок увидит, что тренер заведомо определил какой-то стиль отношений, и убедится, что тренер не собирается этот стиль менять. Тем не менее, если стрелок не чувствует, что тренер придерживается по отношению к нему совершенно определенной и неизменной линии поведения, то у него никогда не появится личного доверия к тренеру, а личное доверие - это совершенно необходим мое условие для успешной работы. Тренер, который сегодня вежлив со стрелком, а завтра кричит на него, не сможет добиться личного доверия стрелков своей команды, а поэтому никогда не будет иметь полного успеха. Хорошим тренером может быть как спокойный, вежливый человек, так и грубый крикун; главное, чтобы его поведение было неизменным.

Но если тренер выбрал индивидуальный подход к каждому стрелку, то все-таки в рамках работы со своей командой он должен относиться к отдельным спортсменам одинаково, в равной степени требовать от каждого выполнения тренировочного задания, уделять каждому одинаковое время и к каждому без исключения относиться справедливо. Индивидуальный подход вовсе не отрицает того факта, что тренер должен ко всем относиться беспристрастно.

Тренер должен установить с каждым стрелком определенные взаимоотношения, а это означает, что стрелки близко познакомятся с ним и каждый из них тоже будет к нему относиться определенным образом. Это неизбежно, так как тренер в, течение тренировочного сезона проводит много времени с каждым стрелком. Однако личные взаимоотношения стрелка с тренером вовсе не означают панибратства, тренер должен заботиться в равной степени как о доверии, так и об авторитете. Если он хочет работать эффективно, то должен уметь поправлять, приказывать, давать указания и быть в состоянии заставлять подчиняться своей воле. Вопрос о том, как сохранить свой авторитет, не вызывая отчуждения и не утрачивая доверия со стороны стрелка, очень трудный; ответ на него могут подсказать только опыт и практика.

Другой фактор, определяющий доверие стрелков к тренеру, - это его личные качества. Честен ли он? Надежен ли? Обладает ли моральной устойчивостью? Тренер постоянно стремится привить эти качества своим стрелкам. Но если он твердит стрелкам о том, насколько ценны эти качества, а сам ими не обладает, то его как педагога в этих вопросах скорее всего постигнет неудача.

После того как тренер выработает четкий стиль взаимоотношений индивидуально с каждым спортсменом и завоюет его доверие и уважение, он начинает руководить развитием этого стрелка. Разумеется, путь этого развития тоже должен быть строго индивидуален. Конечно, тренер старается сделать стрелка чемпионом. Но делают стрелка чемпионом те же качества, благодаря которым он становится зрелой личностью. Когда к тренеру попадает потенциальный чемпион, тренер начинает готовить его к тому моменту, когда тот выйдет на линию огня и без чьей-либо помощи установит новый мировой рекорд, совершив при этом то, чего еще не делал ни один человек. Для того чтобы это совершить, стрелок должен обладать техническими знаниями, уверенностью и совершенным мастерством; он должен уметь мыслить самостоятельно, относиться к себе критически, полагаться только на себя и выработать способность к полному самоконтролю. Короче говоря, он должен быть развитым, зрелым человеком. Даже стрелок, который намерен победить в каком-нибудь незначительном соревновании местного масштаба, в первую очередь должен обладать теми же качествами.

Каким же образом один человек может направить развитие другого именно в это русло? Первое и главное положение заключается в том, что стрелка нельзя заставить сделаться чемпионом или зрелым человеком насильно. Роль тренера в том, что он должен действовать как своего рода психологическая акушерка - он помогает пробуждению к жизни того индивидуального психологического потенциала, который до этого был скрыт в натуре стрелка. Тренер может эффективно содействовать этому процессу только в том случае, если стрелок хочет стать чемпионом. Тренер не сможет привить необходимые для этого качества личности, лишенной мотивации. Однако если у стрелка такое желание есть, тренер может сделать многое из того, что усилит этот процесс. Вероятно, самое тонкое и сложное-это привить стрелку целый ряд специфических качеств. И прежде всего огромное желание добиваться превосходства в любой области. Тренер как бы случайно оброненным замечанием может выразить свое восхищение спортсменом или кем-то еще, делающим что-либо превосходно, то есть другим человеком, который может достичь в своем деле совершенства или устанавливает новые рекорды, нарушая тем самым прежние представления о пределах человеческих возможностей.

Идеалом для подражания должен стать спортсмен, который хотя и превосходит нашего стрелка, но в минимальной степени. Тогда это становится частью психологии стрелка - он совершенно естественно начинает верить в то, что нужно стать лучше этого человека. Более того, спортсмен должен стремиться оценивать стиль интересующих его сильных соперников. Его нужно приучить с восхищением относиться к тем, кто выступает честно и демонстрирует настоящий спортивный дух. Важно, в частности, чтобы спортсмен стал ценить способность оставаться спокойным, твердым и бодрым и в поражении, и в победе, и в критической ситуации. Стрелок, который начинает болтать, как только его стрельба ухудшается, идет к поражению; стрелок, который выходит из себя и "заедает" установка для замены мишеней, также наверняка идет к поражению. Хороший бейсболист может выйти из себя, сделав плохой удар, а после этого, как ни в чем не бывало отлично провести следующий. Но по самой природе стрельбы стрелок, позволивший эмоциям во время соревнования взять над собой верх, не сможет правильно действовать при выполнении следующего выстрела. Тренер должен без поучений объяснить стрелку, как важно уметь сохранять спокойствие. Нужно научить стрелка и тому, чтобы, победив, он не начал хвастаться и давать волю тщеславию. Спортсмен, которому вскружил голову успех, вероятнее всего, уже закончил лучший период своей карьеры или вывел себя этим из строя по меньшей мере на пару лет.

Кроме выработки у стрелка личных качеств тренер должен содействовать и развитию у стрелка определенных убеждений. Качества и убеждения довольно трудно отделить друг от друга, но мы все-таки попытаемся это сделать, хотя бы с целью лучшего изложения нашей точки зрения. Важнее всего убеждения стрелка в вопросе о том, как ему добиться поставленной перед собой цели. Безусловно, стрелок должен считать, что единственный способ добиться успеха - это работа. Тренировочные задания должны выполняться безоговорочно, тренировки проводиться точно, как указано в плане, тренировочный план должен выполняться без отступлений и чрезвычайно тщательно. Стрелок с правильными взглядами гордится своим мастерством и превосходством только в том случае, если они достигнуты в результате выполнения тренировочных заданий. Он действительно рад этой работе и выполняет ее с удовольствием. Тренер убедится, что одни стрелки обладают такими взглядами от природы; другим эти взгляды необходимо осторожно и Настойчиво прививать, в большей степени ссылаясь на примеры, чем поучая. Стрелок должен поверить старой прописной истине, что все, что ни делаешь, нужно делать хорошо, и счастлив тот, кто может гордиться своей работой.

Нужно также привить стрелку правильное убеждение и в другом вопросе. Это убеждение в том, что человек по своей природе существо несовершенное и предрасположен совершать ошибки, но эти ошибки и слабости можно преодолеть. Стрелку нужно дать понять, что и у него могут быть "плохие" дни, он может случайно сделать несколько плохих выстрелов, что его тренер может иногда ошибаться, а его друзья тоже совершают ошибки; короче говоря, что все на какое-то время может потерять свое совершенство. Но он должен знать, что ошибки, которые иногда случаются как бы специально, чтобы его расстроить, вовсе не означают, будто он сам или его тренер и друзья "е стоят ничего, и не означают, что все ополчились против него. Научившись отличать зло от простой оплошности, он поймет, что, иногда совершая какую-то ошибку, окружающие чаще всего делают это не по злому умыслу, а в силу человеческой слабости. Он поймет, что его собственные ошибки вовсе не признак его ничтожества, а лишь продукт обычного человеческого несовершенства. Такое осознание несовершенства мира есть первый шаг в развитии зрелого и справедливого человека, который реально оценивает себя и окружающую действительность. Это особенно необходимо стрелку для преодоления психологического эффекта какого-нибудь нелепого ("дикого") выстрела, который может быть сделан во время соревнования.

Кроме личных качеств и убеждений тренер-педагог должен привить своим спортсменам определенные интеллектуальные навыки, в том числе и сознательное использование уже упомянутых качеств и убеждений. Сре-дил важнейших интеллектуальных навыков - умение реально оценивать свое участие в соревновании, позитивное управление своими действиями, ориентация на борьбу только за золотую медаль. Кратко рассмотрим все по порядку.

Во-первых, стрелок должен развить привычку неизменно видеть себя на линии только в качестве участника соревнования, а не иначе. Он может добиться этого, концентрируясь на выполнении собственных действий и видя свои обязанности в том, чтобы управлять ими, а не в том, чтобы кого-то победить. Если он думает о ком-то еще, он не думает о своих действиях и не управляет ими. Его подлинные соперники-это силы внутри него, которые, возможно, могут помешать ему действовать так хорошо, как Он способен. Для того чтобы эффективно действовать в условиях соревнования, стрелой должен до тех пор повторять на тренировках свои представления о реальном соревновании, пока они не 'превратятся в укоренившуюся привычку.

Во-вторых, стрелок должен выработать навык думать о своих действиях только в позитивных представлениях: "Сначала я сделаю это, а потом сделаю то"-и ни в коем случае не должен думать следующим образом: "Если я не сделаю этого, то тогда мне нужно сделать то-то". Негативное мышление неизбежно приведет именно к той ошибке, которую боится совершить стрелок. Позитивное управление своими действиями-это результат привычки мыслить позитивными категориями, которая вырабатывается путем многократного повторения, тренировок и сознательных волевых усилий.

В-третьих, стрелок должен научиться думать о завоевании только золотой медали. Мы уже говорили раньше о том. как выгодно стрелку научиться такому качеству, как ощущение превосходства. Но это будет представлять для него ценность, только если он и во время соревнования будет думать о превосходстве своем и своих действиях. Человек, который не борется за первое место, чаще всего его и не завоевывает. В стрелковом спорте борьба не за первое, а за второе место не приемлема, даже если для этого нужно показать прекрасный результат. В эту игру стоит играть только ради первого места, и стрелок будет расти быстрее и победит увереннее, только если его цель-первое место. Эту привычку нужно культивировать даже у стрелка-чемпиона сезона. Он мог устанавливать новый рекорд в прошлом сезоне, но, пока он его не улучшил, нельзя считать, что его рекорд удержится и в этом году, ведь кто-то наверняка намеревается побить старый рекорд. Тренер должен настраивать всех своих стрелков на борьбу за первое место, иначе очень быстро померкнет звезда самого яркого чемпиона, воспитанного им.

Работая со стрелком индивидуально, тренер должен еще и охранять его, в первую очередь, заботясь о сохранении его уверенности в себе. Тренер, работая вместе со стрелком в течение долгого времени, дает ему советы технического характера, прививает необходимые качества и убеждения, привычки к определенному стилю мышления; в общем, делает все, чтобы стрелок вырос в чемпиона. Но этот процесс длится месяцы, а чаще всего годы. Безусловно, за это время у стрелка могут появиться сомнения, некоторые из них будут достаточно серьезными и могут поколебать у стрелка уверенность в себе. В этих случаях тренер должен сыграть роль психиатра. Если стрелок "застрял" в тренировках и его начинают злить бесплодные усилия, тренер должен помочь ему понять, что это еще не конец света, что у других спортсменов бывают точно такие же трудности и эта ситуация совершенно нормальна. Тренер должен указать, что кривая роста результатов всегда имеет участки застоя и поэтому стрелку бесполезно две-три недели работать через силу; лучше несколько облегчить тренировки, а дальше снова начнется рост. Точно так же, если у стрелка дела пойдут действительно плохо, если он выдохнется во время соревнования, тренер должен подсказать, что и это нормальное явление в карьере каждого стрелка. Можно убеждать стрелка примерно так: "Ну и что, это должно было случиться с тобой рано или поздно; будь доволен, что это наконец произошло,-значит, дальше дела пойдут лучше". Защищая таким образом чувство достоинства стрелка, тренер закладывает у него основу уверенности в себе, которая необходима для того, чтобы он был уверен в себе и просто как личность и как спортсмен.

Тренер должен оберегать стрелка и от такой специфической неприятности, как плохой бой винтовки, ее разброс, которые могут поколебать уверенность стрелка в своих силах. Одна из самых неприятных с психологической точки зрения ситуаций, когда стрелок находится в хорошей форме, но не может даже на тренировке набрать ту сумму очков, на какую способен. Неприятное состояние стрелка в этом случае подрывает саму основу его уверенности в себе. Следить за состоянием боя винтовки и замечать ухудшение кучности буквально в тот же день-это всецело обязанность тренера, а не стрелка. Ни при каких обстоятельствах нельзя разрешать стрелку продолжать тренироваться с винтовкой, у которой ухудшилась кучность боя, так как в этом случае стрелок все свои ошибки будет сваливать на винтовку. У него нужно немедленно отобрать винтовку и как можно скорее либо исправить, либо заменить ее. Если винтовка находится в безукоризненном состоянии, стрелки будут думать о своих действиях, а не о снаряжении, и их уверенность в себе ничем не будет подорвана.

Тренеру нужно помнить, что в жизни стрелка он является авторитетной фигурой и все, что он скажет и сделает, будет иметь психологический вес. Все его замечания стрелку должны быть позитивными, они должны делаться в ободряющей манере. Если он в обращении негативен, это, несомненно, вызовет негативные реакции у стрелка, сомнения и неуверенность. Ободряя и поддерживая спортсмена, тренер всегда должен иметь в виду его достижения и его возможности. Заслуженная похвала, высказанная в осторожной форме и малой дозе, действует всегда хорошо; совсем не хвалить стрелка - плохо, а чрезмерные похвалы очень скоро утратят смысл и перестанут действовать. С другой стороны, тренер должен не колеблясь искоренять у спортсмена непомерное самомнение и тщеславие, которые проистекают от самоуверенности. Резкое и насмешливое замечание может уязвить и вывести из себя самоуверенного стрелка, но если критика справедлива, она обычно действует правильно и не набрасывает тень на дальнейшие отношения с тренером. Тренер должен творчески и конструктивно подходить к решению любых вопросов, помня, что в жизни возникают разные ситуации, а все стрелки тоже разные люди. Такая позиция дает прекрасные результаты.

И последнее. Тренер должен с сочувствием относиться к стрелку, попавшему в затруднительное положение. Во многих случаях стрелок раздражается под влиянием обстановки соревнования. Начинаются бесконечные жалобы на здоровье, снаряжение, оборудование стрелкового места, на то, как проводится соревнование, и на массу других вещей, причем большинство этих проблем существует только в воображении стрелка. Тренер должен воспитывать у стрелков привычку незаметно для окружающих обращаться к нему по поводу всего, что связано с соревнованием. Роль тренера сводится к тому, чтобы с сочувствием выслушать стрелка и сделать все, чтобы эти проблемы его больше не беспокоили; можно согласиться со стрелком, что эти проблемы действительно есть, и пообещать устранить их, даже понимая, что все это лишь плод воображения стрелка. Стрелок же, облегчив себя жалобами, может избавиться от влияния обстановки соревнования и полностью сконцентрироваться на выполнении своих действий. Отругать стрелка за эти необоснованные жалобы - значит вернуть его на линию огня, не дав выхода его дурному настроению, и уменьшить его шансы на успех.

Самые лучшие стрелки зачастую непоколебимо уверены в правильности любой их точки зрения. Это и хорошо и плохо. Хорошо потому, что классный стрелок должен быть человеком решительным и безгранично уверенным в себе, а плохо потому, что если точка зрения стрелка не верна, а тренер хочет ее исправить, то сталкивается с довольно деликатной ситуацией, особенно если успел установить со стрелком хорошие отношения. Тут для тренера только один правильный путь-действовать на основе знания личности стрелка. Вероятно, это и есть основа успешной работы тренера. Он действительно должен знать стрелка и интересоваться его личностью еще до того, как стрелок под его руководством станет чемпионом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: