Эволюция отношения государства и общества к детям с отклонениями в развитии
Развитие национальных систем специального образования во все исторические периоды связано с социально-экономическим устройством страны, ценностными ориентациями государства и общества, политикой государства по отношению к детям с отклонениями в развитии, законодательством в сфере образования в целом, уровнем развития дефектологической науки как интег-ративной области знания на стыке медицины, психологии и педагогики, мировым историко-педагогическим процессом.
Система специального образования является институтом государства, который возникает и развивается как особая форма отражения и реализации ценностных ориентации государства и культурных норм общества, вследствие чего каждый этап истории развития системы специального образования соотносится с определенным периодом в эволюции отношения государства и общества к лицам с отклонениями в развитии.
Наличествуют качественные преобразования и переходы от одного этапа становления государственной системы специального образования к другому, как и преобразования внутри каждого из этапов, определенные социокультурные факторы.
|
|
Невозможно понять и объяснить историю обучения детей с Умственными и физическими недостатками и обоснованно прогнозировать развитие отечественной системы специального образования, если рассматривать исторические факты вне контекста развития цивилизации, в котором и кроются социокультурные Детерминанты происходящих перемен.
Исследование эволюции отношения государства и общества к лицам с отклонениями в развитии от античных времен до наших Дней позволило выделить переломные моменты, разграничиваю-
)ГО |
щие пять периодов эволюции. Построенная периодизация охватывает временной отрезок в два с половиной тысячелетия — путь общества от ненависти и агрессии по отношению к инвалидам до терпимости, партнерства и их интеграции в социум. Условными рубежами пяти выделенных периодов являются исторические прецеденты существенного изменения отношения государства к лицам с отклонениями в развитии. Все европейские страны пережили выявленные периоды, причем в сопоставимые исторические сроки. В эволюции отношения государства и общества к интересующим нас лицам в России воспроизводятся те же периоды, что и в европейской цивилизации, но начинается этот отсчет значительно позже (с X в.) с отставанием в масштабе исторического времени, вследствие чего в конце XX столетия Россия и Западная Европа переживают разные периоды указанной эволюции и, соответственно, находятся на разных этапах развития систем специального образования.