Периодизация становления специального образования в России (до 90-х ГГ. XX В. )


Эволюция отношения государства и общества к детям с отклонениями в развитии

Развитие национальных систем специального образования во все исторические периоды связано с социально-экономическим устройством страны, ценностными ориентациями государства и общества, политикой государства по отношению к детям с от­клонениями в развитии, законодательством в сфере образования в целом, уровнем развития дефектологической науки как интег-ративной области знания на стыке медицины, психологии и пе­дагогики, мировым историко-педагогическим процессом.

Система специального образования является институтом госу­дарства, который возникает и развивается как особая форма от­ражения и реализации ценностных ориентации государства и куль­турных норм общества, вследствие чего каждый этап истории раз­вития системы специального образования соотносится с опреде­ленным периодом в эволюции отношения государства и общества к лицам с отклонениями в развитии.

Наличествуют качественные преобразования и переходы от од­ного этапа становления государственной системы специального образования к другому, как и преобразования внутри каждого из этапов, определенные социокультурные факторы.

Невозможно понять и объяснить историю обучения детей с Умственными и физическими недостатками и обоснованно про­гнозировать развитие отечественной системы специального обра­зования, если рассматривать исторические факты вне контекста развития цивилизации, в котором и кроются социокультурные Детерминанты происходящих перемен.

Исследование эволюции отношения государства и общества к лицам с отклонениями в развитии от античных времен до наших Дней позволило выделить переломные моменты, разграничиваю-


               
 
   
     
 
 
   
 

)ГО

щие пять периодов эволюции. Построенная периодизация охваты­вает временной отрезок в два с половиной тысячелетия — путь общества от ненависти и агрессии по отношению к инвалидам до терпимости, партнерства и их интеграции в социум. Условными рубежами пяти выделенных периодов являются исторические пре­цеденты существенного изменения отношения государства к ли­цам с отклонениями в развитии. Все европейские страны пережи­ли выявленные периоды, причем в сопоставимые исторические сроки. В эволюции отношения государства и общества к интересу­ющим нас лицам в России воспроизводятся те же периоды, что и в европейской цивилизации, но начинается этот отсчет значи­тельно позже (с X в.) с отставанием в масштабе исторического времени, вследствие чего в конце XX столетия Россия и Западная Европа переживают разные периоды указанной эволюции и, со­ответственно, находятся на разных этапах развития систем специ­ального образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: