Постановка цели

То, какие цели ставятся перед процессом консультирования, в значительной степени определяется теоретической ориентацией консультанта. Бихевиористы, связанные определенными целями консультирования, говорят об изменении конкретного поведения, которое может быть легко определено и измерено. Консультанты гуманистической ориентации, с другой стороны, склонны ставить более широкие цели, типа увеличения самопонимания или самоопределения. Различие здесь определяется разницей в ценности заметного поведения, которое может быть измерено, и ценности невидимых чувств, отношений и ценностей, которые могут быть выведены только из поведения клиентов и самоотчета клиентов об их внутренних переживаниях.

Общей целью консультирования вообще являются изменения в отношениях, ценностях, убеждениях, чувствах или поведении. Поскольку внутренние процессы и поведение неразрывны, многие консультанты чувствуют, что в разных точках процесса консультирования следует уделять внимание обеим областям. Поведенческие цели дают гуманистическому консультанту область действия в течение сессии или между сессиями. Эти цели действия могут формулироваться в течение процесса, поскольку они совпадают с изменениями в понимании клиента. Тогда основное различие между этими подходами остается лишь в расстановке акцентов и форме процедуры постановки цели.

Большинство консультантов находит полезным формулировать и процесс, и конечные цели для каждого клиента на каждой сессии консультирования. Процессуальные цели устанавливаются консультантом для собственного поведения в отношениях консультирования. Эти цели, очевидно, изменяются на протяжении отношений. Процессуальные цели для сессии консультирования середины процесса могут быть такими: работать с нежеланием клиента вести себя уверенно с боссом; поделиться случаями, когда консультант испытывал подобные трудности; использовать глубокие точные эмпатические ответы. Конечными целями этой сессии могли бы быть работа над обретением уверенных реакций через репетицию поведения и работа над тем, чтобы клиент стал более прямым и честным во время сессии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: