Методические указания:
При изучении темы необходимо рассмотреть следующие дидактические единицы: Установление контакта; Сбор данных; Осознание желаемого результата; Постановка целей; Выработка альтернативных решений; Обобщение психологом результатов взаимодействия с клиентом и выход из контакта.
Психологическое консультирование необходимо рассматривать как целостную систему, разворачивающийся во времени процесс, совместно - разделенную деятельность консультанта и клиента, в которой прослеживается ряд последовательных стадий, неразрывно связанных друг с другом:
1.Установление контакта и ориентирование клиента на работу и сотрудничество.
2.Сбор информации, поиск ответа на вопрос: «В чем проблема?».
3.Осознание желаемого результата, поиск ответа на вопрос: «Чего Вы хотите добиться?».
4. Выработка альтернативных решений: «Что мы можем сделать по этому поводу?».
5.Обобщение психологом результатов взаимодействия с клиентом. Трансформация личности или проблемы.
|
|
Особое внимание должно быть уделено принципы индивидуального психологического консультирования: принцип взаимопомощи и сотрудничества; научность; принцип учёта собственного опыта; принцип учёта состояния клиента, причины и повода обращения; принцип отказа от рекомендаций и советов; сохранение профессиональной тайны; принцип уменьшения напряжения и беспокойства; этика и психолога-консультанта.
Литература:
1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 208 с.
2. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. – М.: "Ось-89", 2003. – 336 с.
3. Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.- 512 с.
4. Психотерапевтическая энциклопедия /Под общей редакцией Б. Д. Карвасарского. – СПб: Питер Ком, 1999. – 752 с.
5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 656 с.