Холодная война

Тот факт, что развитие технологий – результат милитаризма и совершенствования вооружений, вполне подходит в качестве аргумента и для нашего обсуждения. Холодная война между СССР и США, объявленная в конце 1940-х, стала революционным катализатором компьютерных разработок, прежде всего, в США. Ученые и инженеры искали решение для парадоксальной ситуации ядерной военной угрозы: ядерной войны не может быть, поскольку все понимают, что она уничтожит обе стороны, однако политика держится на демонстрации реальной способности нанесения ядерного удара и способности друг друга в этом убедить. Проверить реальность угрозы было практически невозможно, как невозможно было быть уверенным в способности предотвратить удар. Отсюда особое значение вычислений, автоматизации и элементов саморегуляции. Именно поэтому кибернетика и теория информации пришлись абсолютно кстати для военных разработок.

В 1961 году в США была создана система раннего обнаружения SAGE (позже этот проект повлиял на создание программы «Звездные войны»), которую разрабатывали 16 лет, потратив огромные деньги, но к моменту сдачи в эксплуатацию она уже была полностью бесполезна для решения оборонных проблем. Однако SAGE сослужила службу в качестве демонстрации силы и успокоения общественного мнения.

Кроме того, проект был крайне важен для будущего компьютерной техники.

1. Он собрал лучшие силы и большие деньги для исследований и разработок в данном направлении. Было создано Агентство Передовых Исследований и Разработок (ARPA – Advanced Research Project Agency).

2. Он породил целый ряд важнейших концептуальных и технологических решений:

а) компьютер стал пониматься как универсальная символическая машина, а не как вычислитель;

б) компьютер впервые стал функционировать в режиме реального времени (требование постоянного слежения и моментального ответа);

в) возникла и стала серьезно разрабатываться идея интерфейса и многопользовательских инструментов (например, Айва Сазерлед построил Скетчпад – первое интерактивное графическое устройство, возникла идея виртуальных объектов).

г) создан и воплощен принцип компьютерной сети (ARPANET – 1969, который стал основой Интернета).

В результате масштабных военных разработок были созданы все ключевые элементы современной компьютерной техники, однако до её гражданского и коммерческого применения было еще далеко.

Если взглянуть немного дальше в историю, то первые компьютерные системы 1940-х годов также создавались для военного применения. Например, гарвардские машины Harvard mark I и Harvard mark II или ENIAC (первый компьютер по названию, который использовался для расчётов при создании ядерного оружия, но идея компьютера в том, что он больше, чем калькулятор, идея универсальной машины). На основе более поздних модификаций ENIAC были сформулированы принципы компьютерной техники (логическая структура универсальной машины): память (данные и команды), вычислительная машина (процессор), ввод и вывод, контроль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: