Вавилон

Шумер

На рубеже IV и III тыс. до н.э., примерно одновременно с возникновением государства в Египте, в нижней части междуречья Тигра и Евфрата появляются первые государства. В начале III тыс. до н.э. на территории Южной Месопотамии сложилось несколько небольших городов-государств, они располагались на холмах и были окружены стенами, в каждом жили около 40 – 50 тыс. человек. На крайнем юго-западе находился город Ур, имевший огромное значение в политической истории Шумера. В центре Месопотамии находился город Ниппур – главное святилище всего Шумера. В первой половине III тыс. до н.э. в Шумере создались несколько политических центров, правители которых носили титул лугаль (большой человек) или энси (самостоятельный владыка, который первоначально был жрецом-строителем). Во второй половине III тыс. до н.э. на главенство в Шумере стал претендовать город Лагаш, в середине XXV в. он разгромил своего главного врага – город Умму, а народные массы, ущемленные в своих экономических и политических правах, объединились вокруг одного из влиятельных граждан города Уруинимгины (Урукагины). Все вместе взятые факты привели к тому, что Уруинимгина стал новым энси. За период своего шестилетнего правления он провел важные социальные реформы, были отменены поборы с жреческого персонала, увеличено натуральное довольствие подневольных храмных работников, восстановлена независимость храмового хозяйства от царской администрации, восстановлена судебная организация в сельских общинах, была ликвидирована полиандрия (многомужество) – все эти изменения были объявлены договором Уруинимгина с главным богом Лагаша Нингирсу, по которому первый являлся исполнителем его воли. Пока Уруинимгина был занят реформами, началась война между Лагашем и Уммой, она закончилась победой правителя Уммы Лугальзагесси. Он отменил только недавно введенные реформы и распространил свое господство почти на весь Шумер, столицей которого теперь стал город Урук. Основной отраслью экономики Шумера было земледелие, основанное на развитой оросительной системе. К началу III тыс. до н.э. относится шумерский литературный памятник – земледельческий альманах, написанный в форме поучения; он содержит указания и советы по сохранению плодородия почв, описывает последовательность полевых работ. Развивалось ремесло, среди городских ремесленников было много строителей домов, уже в этот ранний период кирпич подвергается обжигу в печах, для облицовки зданий пользовались глазурованным кирпичом. Из местного сырья ремесленники имели в своем распоряжении лишь глину (уже используется гончарный круг, а наиболее ценные сосуды покрываются эмалью и глазурью), тростник, шерсть, кожу и лен. Бог мудрости Эа считался покровителем всех мастеровых.

Аккад

Начиная с XXVII в. до н.э., северная часть Месопотамии была заселена аккадцами, их первым царем был Шаррумкен, или Саргон Древний (истинный царь), основатель III династии царей Ура, он вступил в длительную войну с Лугальзагесси, который властвовал почти во всех шумерских городах. Напав первым, Лугальзагесси вскоре был повержен, а Саргон, создав первое в истории постоянное войско из 5400 человек, совершал успешные походы в Сирию, горы Тавра, Элам. При Саргоне сооружались новые каналы, была налажена общегосударственная оросительная система, введена единая система мер и весов. Аккад вел морскую торговлю с Индией и Восточной Аравией. В конце правления Саргона в стране буйствовал голод; вспыхнуло восстание, которое был подавлено уже сыном Саргона – Римушем. Он правил недолго и был убит во время дворцового переворота. Следующего преемника постигла та же участь, и тогда на трон взошел внук Саргона Нарам-Суэн, при котором Аккад достиг своего наивысшего могущества, а Нарам-Суэн стал величать себя могущественным богом Аккада и повелел изображать себя на рельефах в головном уборе, украшенном рогами, которые считались божественным символом. Он также носил титул царя четырех стран света, так как вел много успешных завоевательных войн. Однако при преемнике Нарам-Суэна Шаркалишарри (царь всех царей) начался распад Аккада, новому царю пришлось вступить в длительную борьбу с амореями на западе и одновременно противостоять нашествию кутиев с северо-востока. В самой Месопотамии начались народные волнения, и вскоре она была завоевана кутиями (2170 г. до н.э.), которых в 2109 г. до н.э. изгнал из страны царь города Урука Утухенгаль. За это он претендовал на царствование над всем Шумером, но владычество перешло городу Уру, где правил Урнамму, при котором царская власть приобрела деспотический характер. Царь был верховным судьей и главой государственного аппарата. В стране действовал налаженный транспорт, гонцы рассылались с документами во все концы государства. Сын Урнамму Шульги (2093 – 2046 гг. до н.э.) добился своего обожествления, в храмах ставились его изваяния, которым приносились жертвы. Шульги издал законы, которые свидетельствуют о существовании разработанной судебной системы, более демократичной, чем предыдущие. При преемниках Шульги большую опасность для государства стали представлять аморейские племена, которые нападали на Месопотамию из Сирии. Чтобы приостановить продвижение амореев, цари III династии Ура соорудили линию укреплений, но страна опять была разрознена и непрочна, в 2003 г. до н.э. власть III династии Ура была свергнута.

Вавилон

Около 1894 г. до н.э. амореи создали самостоятельное государство со столицей в Вавилоне, начиная с этого времени роль Вавилона, самого молодого из городов Месопотамии, неуклонно росла в течение многих веков. Кроме Вавилона амореи образовали царство в Аккаде со столицей в Иссине, в Ларсе, Эшнунне.

Вначале Вавилонское царство не играло особой роли. Первым царем, который начал активно расширять пределы государства, был Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.), в 1785 г. он завоевал Урук и Иссин, в 1763 г. – Эшнунну и Ларсу, затем покорил область вдоль среднего течения Тигра, включая Ашшур. После смерти Хаммурапи вавилонским царем стал его сын Самсуилуна (1749 – 1712 гг. до н.э.), ему пришлось отражать натиск касситских племен, которые жили в горных областях к востоку от Вавилонии. Около 1742 г. до н.э. касситы во главе со своим царем Гандашем совершили поход на Вавилонию, но смогли утвердиться только в предгорьях к северо-востоку от нее. В конце XVII в. до н.э. Вавилония, переживавшая внутренний кризис, уже не играла значительной роли в политической истории Передней Азии и не могла сопротивляться чужеземным нашествиям. В 1594 г. до н.э. пришел конец господству вавилонской династии, а город был захвачен хеттским царем Мурсили I. Когда хетты вернулись с богатой добычей в свою страну, Вавилон был захвачен царями Приморья. После этого в 1518 г. до н.э. страна была покорена касситами, однако вскоре касситские цари были ассимилированы местным населением.

Право

Во II тыс. до н.э. в экономике Вавилонии происходили радикальные перемены, для этого времени была характерна активная правовая деятельность. Законы государства Эшнунны, составленные в начале XX в. до н.э. на аккадском языке, содержат тарифы цен и оплаты труда, статьи семейного, брачного и уголовного права. За супружескую измену со стороны жены, изнасилование замужней женщины и похищение ребенка предусматривалась смертная казнь. Судя по законам, рабы носили специальные клейма и не могли выйти за пределы города без разрешения хозяина. Ко второй половине XX в. до н.э. относятся законы царя Липит-Иштара, в которых регулируется статус рабов. Были установлены наказания за побег и за укрывательство раба от хозяина, если рабыня вступала в брак со свободным, то она и ее дети становились свободными. Но самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли считаются Законы Хаммурапи, увековеченные на черном базальтовом столбе. 282 статьи законов охватывают почти все аспекты жизни вавилонского общества. В кодексе впервые, хотя и недостаточно последовательно, используется принцип вины и злой воли, например, устанавливается различие в наказании за предумышленное и нечаянное убийство. Неоднозначность принципа проявлялась при классовом подходе, в старовавилонский период общество состояло из полноправных граждан (сынов мужа), мушкенумов, юридически свободных, но не полноправных, и вардумов (рабов); последние две группы не входили в гражданскую общину. Если кто-нибудь нанес членовредительство сыну мужа, то он отвечал за это собственной смертью, но если на месте сына мужа был мушкенум, то преступнику нужно было всего лишь заплатить штраф.

Чтобы число воинов и налогоплательщиков не уменьшалось, Хаммурапи принял законы, которые облегчали участь свободного, но экономически нестабильного населения, например, долговое рабство на кредитора ограничивалось тремя годами, после чего любая задолженность считалась полностью погашенной. Воины получали от государства земельные наделы и обязаны были по первому требованию царя выступить в поход, эти наделы становились личной собственностью и передавались по наследству. Некоторые брачные статьи: чтобы брак считался законным, необходимо было заключить контракт, прелюбодеяние со стороны жены каралось ее утоплением, но если муж решал простить жену, то от наказания освобождалась и она, и ее любовник. Отец не имел права лишать сыновей наследства и должен был научить их своему ремеслу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: