Профессиональное консультирование как вид психологической помощи

Профессиональное консультирование – это особый вид психологического консультирования, отличительной особенностью которого является то, что проблемы клиента так или иначе связаны с его профессиональным самоопределением и развитием карьеры, профессиональной деятельностью и поведением на рабочем месте, поиском или потерей работы.

Профессиональное консультирование – это вид психологической помощи, направленной на согласование индивидуальных профессиональных возможностей и потребностей клиента с интересами организации или рынка труда, в результате которой происходит профессиональное самоопределение клиента, формируется или совершенствуется его профессиональный план, вносятся продуктивные изменения в его профессиональную деятельность и поведение.

Профориентационное консультирование помогает решить следующие проблемы индивидуальной занятости:

– выбор профессии;

– определение профиля профессионального обучения;

– трудоустройство;

– смена сферы деятельности и связанные с этим эмоциональные затруднения и проблемы социальной адаптации.

В современных условиях профессиональное консультирование может осуществляться как со взрослыми, так и с детьми различных возрастов. В связи с этим профессиональное (профориентационное) консультирование рассматривается:

1) как функция профессиональной деятельности, осуществляемая менеджерами по работе с персоналом или психологами-консультантами в организациях;

2) как профессиональная деятельность она имеет место быть:

– в социальных службах (как государственного, так и коммерческого характера);

– городских и районных центрах/департаментах занятости населения;

– городских и районных центрах профориентации, обслуживающих преимущественно молодежь и школьников и решающих проблемы выбора профессии;

– центрах помощи в трудоустройстве, психологической поддержки населения;

– школьных профориентационных кабинетах;

– коммерческих центрах профориентации. Часто профориентационное тестирование проводится на базе Центров тестирования, профориентационные тренинги – в организациях, предлагающих тренинговые услуги;

– педагогических и психологических вузах. В их состав входит какое-либо подразделение, имеющее отношение к проблемам профориентации: кафедра психологии труда, например, или центр профориентации при вузе.

– учебно-производственном комбинате. Занятия в подразделениях УПК начинаются с 9-го класса, и часто делению на группы предшествует профориентационная работа с подростками.

Потребность в профконсультации особенно проявляется в период, непосредственно предшествующий выбору профессии и учебного заведения. В этот период профессиональная консультация наиболее эффективна. В целом профконсультация направлена на актуализацию и осознание клиентом тех его представлений и качеств, которые оказывают влияние на его профессиональные планы.

Даже если клиент еще не принял решения относительно будущей профессии, профконсультант обязательно опирается на уже имеющиеся у него ценностные ориентации, проявления направленности, склонности и интересы. В ходе профконсультации необходимые для профессионального выбора представления клиента корректируются, уточняются, дополняются, но не формируются. Сформировать их за короткое время профконсультации невозможно, и на это следует ориентировать как самих клиентов, например, школьников, так и их родителей.

В России исторически сложились и в разной степени реализованы четыре направления профконсультационной работы: информационное, диагностическое, консультационное и тренинговое.

Информационное направление является традиционным в профориентации. Его основная задача – формирование знаний о профессиях, профессиональном образовании, рынке труда, требованиях профессий к качествам человека. В рамках данного направления считается, что именно дефицит знаний оказывается основной проблемой человека, выбирающего профессию.

Источниками информации, которые используют придерживающиеся этого направления консультанты, являются словари, справочники, профессиограммы, реже видеофильмы, компьютерные базы данных, интернет-сайты. Ведущими формами работы выступают лекции, семинары, индивидуальные консультации, иногда встречи с представителями различных профессий, экскурсии в учреждения занятости и профессионального образования, знакомство с рабочими местами.

Диагностическое направление наиболее популярно среди психологов, занимающихся профориентацией и профотбором, психологической оценкой персонала на определенном этапе профессиональной деятельности. Основано на использовании психологических тестов, опросников, анкет для оценки профессиональной пригодности и включает сообщение клиенту результатов тестирования, обсуждение интересов, возможностей и рекомендации по освоению профессий, наиболее соответствующих психологическим особенностям клиента.

Основной проблемой клиента в соответствии с этим направлением считается дефицит знаний о себе, своих склонностях, способностях, чертах. Наиболее часто используемыми средствами диагностического направления являются простые бланковые методики (дифференциально-диагностического опросника Климова (ДДО), опросника профессиональной готовности (ОПГ), карты интересов Голомштока, анкета профессиональной направленности личности Холланда, опросника Кейрси. Иногда для отбора и оценки используются и более сложные тесты типа 16-факторного личностного опросника Кеттелла, Миннесотского многошкального личностного опросника (MMPI), Калифорнийского личностного опросника (CPI) или теста структуры интеллекта Амтхауэра – IST). Часто применяются различные компьютерные версии данных методик.

Консультационное направление является относительно новым в российской профориентации и основано на положении о том, что знаний может быть недостаточно для эффективного профессионального выбора. Основная проблема клиента заключается в затруднениях, связанных с принятием решений, которые могут быть обусловлены неблагоприятным эмоциональным состоянием клиента, внутренними мотивационными конфликтами, особенностями личности или неадекватными убеждениями. В этом случае консультант вынужден работать с причинами затруднений, такими как страхи, неуверенность, зависимость от близких людей, завышенные требования к себе и т. п.

Основными средствами, которые используются для психокоррекции в профконсультировании, являются беседа и техники, разработанные в рамках современных направлений психологии и психотерапии (гештальт-терапии, НЛП, краткосрочной позитивной психотерапии и других методов); основная цель – помощь клиенту в определении его мотивов, формулировании целей, выявлении проблем и актуализации ресурсов.

Тренинговое направление также вполне соответствует требованиям времени и применяется российскими профконсультантами. Основано на использовании специальных, чаще всего групповых, игр и упражнений с последующим обсуждением процесса и результатов их выполнения. Активные методы обучения в профконсультировании предназначены для побуждения клиента к выбору и для формирования навыков решения проблем. Считается, что клиенты могут обладать достаточными для выбора профессии знаниями, но быть не в состоянии применить их на практике по причине игнорирования проблем и затруднений, нежелания или неумения ставить и решать профессиональные задачи. Практическое выполнение тренинговых заданий позволяет повысить активность клиентов, их заинтересованность, смоделировать ситуации, которые в жизни встречаются достаточно редко, и сформировать навыки поведения в этих ситуациях.

В ходе индивидуального профессионального консультирования выделяются следующие этапы.

Профконсультант должен учитывать психологические закономерности, свойственные разным этапам проведения индивидуальной профориентационной консультации (беседы). Игнорирование принципа завершенности каждого этапа может привести к безрезультативности всей профконсультационной работы в целом.

Этап 1. Знакомство. Этот этап во многом определяет успешность всей последующей работы. Основная цель — создание атмосферы доверия и взаимопонимания между консультантом и клиентом. Необходимо снять то нервное и физическое напряжение, которое вызывают у консультироваемого новизна ситуации и официальность обстановки приема. При этом можно использовать в первую очередь невербальные компоненты общения.

Этап 2. Вступление (ввод в профессиональное общение). Цель — выработка договоренности о продолжительности консультации и ожидаемых профконсультантом и учащимся результатов. Следует максимально четко определить принцип общения «на равных»; объяснить клиенту, что выбор окончательного решения зависит только от него, а консультант лишь помогает сориентироваться в его проблемах и возможностях их решения.

В начале беседы необходимо провести наблюдение за настроением собеседника (спокойный, тревожный, угнетенный, агрессивный и т.п.) и в связи с этим построить свою дальнейшую работу. Наиболее информативными в этом отношении являются невербальные реакции человека: спокойствие или суетливость поведения; тихий или громкий голос; замедленный или быстрый темп речи; интонация, мимика, взгляд, жесты, поза, дыхание, дистанция между собеседниками, побледнение или покраснение кожи.

Оценки эмоционального состояния собеседника профконсультант может проверять и уточнять вопросами, касающимися его чувств и переживаний: «Что вы при этом чувствовали?», «Вам кажется, что…?», «Вам нравится такое положение?», «Вы чувствуете беспокойство по поводу…?» и т.д. В этих целях можно использовать приемы рефлексивного активного слушания или специальные психодиагностические методики.

Навыки определения состояния консультируемого должны дополняться умением профконсультанта им управлять. Если человек находится в тревожном или подавленном состоянии, для оказания психологической поддержки начинать консультацию надо с выяснения его причин. Только после этого следует переходить к основному содержанию профориентационной беседы.

Показателем профессионализма профконсультанта может служить умение работать с человеком, находящимся в тревожном или неуравновешенном состоянии, без потери собственного душевного спокойствия. Недопустимо личностное реагирование на отрицательные эмоции консультируемого, что может привести к неспособности профконсультанта выполнять свою работу на должностном профессиональном уровне.

Этап 3. Выявление потребностей и запросов консультируемого. В ходе беседы необходимо уточнить конкретные обстоятельства жизни и определить, в чем заключаются проблемы клиента. Для этого можно использовать вопросы, начинающиеся со слов «Кто?», «Когда?», «Где?», «Как часто?», «По какой причине», а также уточняющие вопросы типа «Что вы имеете в виду…?», «Когда это произошло?», «Пожалуйста, приведите мне пример…», «Было ли в подобных случаях по-другому?», «Что является причиной вашего…?» и т.д. Цель вопросов — уточнение изложения проблемы консультируемого. Профконсультант должен понимать, что для профессионально грамотной работы следует ориентироваться в реальных фактах, а не в их интерпретации.

Для выявления запроса необходимо не только знать конкретную ситуацию, но и определить ее мотивы и ценностные ориентации клиента. Выяснить это можно непосредственно в ходе беседы, задавая вопросы типа: «Почему это так для вас значимо?», «Почему вы этого хотите?», «Почему для вас важно, чтобы получилось (произошло)…?» и т.п.

При выявлении запроса следует понимать, что любое обращение к профконсультанту, как правило, имеет две стороны. Одна, «внешняя», сторона отражает формулирование проблемы самим человеком и его ожидания от консультации. Другая, «внутренняя», сторона воспроизводит психологическое содержание, стоящее за обращением к профконсультанту. При этом «внутренняя» сторона запроса может не осознаваться самим консультируемым, и выявление ее — задача консультанта. Игнорирование такой ситуации приводит к непониманию профконсультантом консультируемого, а это, в свою очередь, может провоцировать у последнего агрессивные реакции и вызвать чувство неудовлетворенности консультацией, что часто выражается в формулировании отношения к профконсультанту как к «плохому специалисту».

«Внешняя» сторона запроса может формулироваться в виде мотивов:

получения профессии;

профессионального самоопределения;

выбора направления обучения;

получения конкретной помощи в реализации профессиональных планов и преодолении затруднений.

«Внутренняя» же сторона запроса может выражаться в виде:

эмоциональной поддержки и сочувствия;

способа справиться с повышенной тревожностью;

помощи при наличии заниженной самооценки и переживания чувства невозможности справиться с ситуацией собственными силами;

подтверждения своей правоты в сложной жизненной позиции;

совета в ситуации выбора и т.д.

Как видно, «внутренний» запрос консультируемого часто может служить основанием для оказания ему психологической поддержки.

В соответствии с интересами и склонностями консультируемого определяются предпочтительная сфера профессиональной деятельности и конкретная профессия, отвечающие его возможностям.

Этап 4. Диагностика интеллектуальных и личностных особенностей консультируемого. В ряде случаев (сложность выбора профессии, незнание своих склонностей и способностей, невыраженность профессиональных интересов и др.) возможно проведение психодиагностики. Цель — определение уровня интеллектуального развития консультируемого, его специальных способностей, свойств характера, темперамента, особенностей эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер.

Применяя психодиагностические методы, профконсультант должен руководствоваться принципом необходимости и достаточности при получении психологической информации. В профконсультировании основным предметом диагностики являются индивидуальные особенности, обеспечивающие профессиональную пригодность. Сравнивая достаточно устойчивые индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессиональной деятельности, профконсультант может скорректировать профессиональный выбор или дать рекомендации по развитию необходимых качеств.

Использование в процессе профконсультации личностных опросников зависит от уровня профессиональной квалификации профконсультанта и от запроса консультируемого. В данном случае необходимо следовать нормам психодиагностической практики.

Применение диагностики предполагает обязательное знакомство консультируемого с ее результатами и рекомендациями профконсультанта. После проведения диагностики устойчивых, являющихся относительно постоянными в течение длительного периода, индивидуальных особенностей профконсультант дает рекомендации следующего типа:

как консультируемому соотнести свои профессиональные намерения и способности;

какие профессии и виды деятельности можно считать наиболее подходящими для консультируемого;

как выработать индивидуальный стиль деятельности, чтобы предотвратить его стихийное формирование путем проб и ошибок.

Профконсультанту необходимо быть особенно осторожным в рекомендациях по результатам диагностики интеллекта и способностей, учитывая, что они могут развиваться в профессиональной деятельности при соответствующей мотивации.

Этап 5. Выход из контакта. Цель — осуществление выхода из контакта. На этом этапе необходимо закрепить положительный эффект от консультации. Для этого рекомендуется еще раз проговорить основные выводы, к которым консультант и консультируемый пришли в результате беседы.

Окончание консультации нужно построить таким образом, чтобы у учащегося не осталось чувства потраченного попусту времени; он должен ощущать, что разговор с профконсультантом дал ему что-то новое в понимании своей проблемы и возможных путей ее решения, в представлении своей дальнейшей жизненной перспективы и привел к уменьшению внутренней тревоги.

Рекомендуется заканчивать консультацию личностно ориентированными фразами, демонстрирующими консультируемому доброжелательность и заинтересованность в его проблемах: «Желаю успеха», «Всего наилучшего», «Удачи вам» и т.п. Желательно, чтобы эти фразы сопровождались соответствующими невербальными проявлениями: улыбкой, дружеским кивком и т.п.

Групповое профконсультирование

Групповая консультация имеет свои преимущества. Она позволяет экономить время консультанта в тех видах деятельности, которые не требуют обязательной индивидуальной работы (сбор отдельных данных о консультируемых, некоторые виды диагностики). Групповая профконсультация эффективна как вид профессионального просвещения и информирования, для повышения уровня психологической компетентности в выбора профессии и поиска работы.

Вместе с тем групповая форма консультации предъявляет определенные требования к профконсультанту: он должен иметь навыки работы с группой, ораторские способности, уметь донести информацию, чувствовать настроение аудитории, поддерживать интерес слушателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: