Общие положения

Профориентация слепых и слабовидящих —система социальных, экономических, медицинских, психологических, педагогических и других мер, направленных на облегчение выбора профессии лицами с нарушением зрения с учетом потребностей народного хозяйства в кадрах, возможностей, интересов и склонностей личности;

В профориентационной работе школ для слепых и слабовидящих детей имеются еще значительные недостатки. Не всегда полно учитываются индивидуальные особенности учащихся, характер их заболеваний, познавательные возможности, интересы, склонности и способности. Следствием этого является снижение активности школьников в учебном процессе, их неумение оценивать и соотносить свои возможности с требованиями профессии, что в конечном итоге отрицательно сказывается на выборе профессии, трудоустройстве, психологической готовности трудиться.

Выбор профессии слепыми и слабовидящими, подготовка их к трудовой деятельности -=- серьезная и трудная задача.

Профориентация лиц с нарушением зрения включает профессиональное просвещение, изучение и воспитание профессиональных интересов и способностей, медико-психолого педагогическое консультирование в выборе профессии, профессиональную адаптацию.

Охарактеризуем некоторые аспекты профориентации учащихся с нарушением зрения.

В содержание профессионального просвещения входит ознакомление школьников с будущей специальностью, возможностями получения профессионального образования, требованиями, предъявляемыми той или иной профессией к здоровью, психофизиологическим и личностным качествам человека. Этот аспект профориентационной работы успешно реализуется в школах для

196.


слепых и слабовидящих детей передовыми педагогами. Они уделяют, особое внимание популяризации профессий, доступных для лиц с нарушением зрения, при этом опираются на примеры, иллюстрирующие плодотворную деятельность слепых и слабовидящих в области науки, культуры, промышленного труда.

Более сложным и ответственным является другой аспект профориентации — формирование профессиональных интересов и воспитание способностей у учащихся. Одно из фундаментальных теоретических положений советской психологии, имеющее первостепенное значение для психологии труда, заключается в том, что человеческие способности не даны изначально. Способности в той, их совокупности, которая необходима для какого-либо вида трудовой деятельности, как правило, именно в этой деятельности и формируются.

Любознательность, жажда познания, творческое отношение определяют успех в учебе и труде. Искра творчества не зародится в душе, лишенной интереса к самому процессу учения, добывания знаний. Разбудить интерес, выработать устойчивую потребность в знаниях, творческом их осмыслении — вот основная цель, к которой необходимо стремиться. Там, где наблюдается стремление к достижению этой цели, пробуждается активный интерес к деятельности и познанию своих возможностей учащимися.

Известно, что наличие интереса к деятельности повышает активность мыслительной работы, мобилизует внимание, снимает утомление, создает эмоциональный настрой. Все это приводит к более интенсивному и глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. Интерес к деятельности способствует успешному применению знаний на практике. Знания, приобретенные с интересом, более глубокие и разносторонние.

Стойкие профессиональные интересы формируются в деятельности. Чтобы развить интерес, необходимо включить учеников в изучение того или иного вида деятельности. Иногда профессиональные интересы не согласуются с трудовыми возможностями. Имеется немало примеров, когда характер и степень нарушения зрения не позволяют овладеть интересующей профессией. В этом случае важно хорошо изучить и проверить возможности ребенка, проконсультироваться с врачом и психологом.

Следует отметить, что интересы взаимодействуют со способностями. Способности — это пригодность человека к той или иной деятельности. Способности могут быть 'технические, музыкальные, литературные, педагогические, организаторские и др.

Как уже отмечалось, способности формируются в целенаправленной деятельности. Сочетание основных свойств нервной системы, лежащих в основе индивидуально-психологических качеств человека, не предопределяет само по себе успеха в той или иной сфере трудовой деятельности. Соответствие личностных качеств человека той или иной профессии достигается в процессе.профессионального совершенствования. Чем раньше человек


включается в целенаправленную деятельность, тем больших успехов достигает в ней.

Тифлопедагогика располагает большим числом примеров, свидетельствующих о пластичности нервно-психических образований у слепых и слабовидящих, компенсаторных возможностях, приспособляемости их к условиям жизни и труда.

Возможности организма и способности слепых и слабовидящих детей — это свойства и качества, которые можно изменить и развить путем организации лечебно-восстановительной и коррекционно-воспитательной работы, целенаправленной тренировки, применения дозированных упражнений и занятий.

Говоря о профориентации учащихся с нарушением зрения и о последующем их трудоустройстве, следует отметить, что выбор профиля и рабочего места должны соответствовать их функциональным возможностям, не оказывать отрицательного влияния на состояние здоровья и исключать воздействие противопоказанных факторов. При этом учитываются характер, время и прогноз заболевания органа зрения, сохранность зрительных функций, наличие сопутствующих заболеваний. Из этого следует, что клинический статус и функциональные возможности учащихся с нарушением зрения должны соответствовать требованиям, предъявляемым характером и условиями выбранной профессии.

Профориентация слепых и слабовидящих должна основываться на медицинских показаниях и противопоказаниях, установленных для учащихся с нарушением зрения НИИ глазных болезней.им. Гельмгольца, на принципах рационального и качественного трудоустройства инвалидов по зрению, разработанных ЦИЭТИНом и ЛИЭТИНом МСО РСФСР.

Целесообразной является систематическая регистрация данных медицинского и психолого-педагогического изучения школьников в специальной профориентационной карточке. Учащиеся еще не могут сами адекватно соотнести свои возможности с требованиями будущей профессии, поэтому наличие таких данных будет содействовать оказанию более правильной консультативной помощи в выборе факультатива, кружка, видов работ по трудовому обучению, а после окончания школы — и в выборе профессии. В оказании консультативной помощи принимают участие врач, психолог, классный руководитель, преподаватели труда, обязательно привлекаются родители.

Врожденные и приобретенные формы заболевания органа зрения с разным генезисом и степенью выраженности приводят к довольно значительным диспропорциям в развитии отдельных функций, что оказывает влияние на становление личности слепых и слабовидящих детей. С учетом этого должна вестись разработка содержания, форм и методов трудового обучения, проведения факультативных и кружковых занятий, направленных на развитие сохранных, компенсацию, коррекцию и восстановление нарушенных функций; получение политехнических, общетехниче-


ских и специальных знаний, расширяющих профессиональный кругозор учащихся; воспитание качеств личности, важных для трудовой деятельности,— трудолюбия, инициативы, самостоятельности, ответственности, чувства долга перед коллективом.

Профориентационная работа может осуществляться на уроках по общеобразовательным предметам, в процессе трудового обучения, на факультативных занятиях, во внеклассное время.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: