Технические объекты Августовского канала

Сегодняшний вид большинства из этих объектов отличается от тех форм, которые им придали строители канала. Однако же его возведение в точности соответствовало требованиям тогдашней технической культуры, которые поставили его в один ряд с достижениями европейской цивилизации.

В XVIII веке на территории тогдашней Речи Посполитой были вырыты три канала: Огинского (1768 – 1784), Королевский (1775 – 1783) и Быдгошский (1772 – 1774). Опыт, приобретенный при их строительстве, был известен создателям Августовского канала. Однако, трудно указать на взаимосвязь гидротехнических сооружений этих трех каналов и Августовского.

Принцип «полезность и бережливость» осуществлялся в это время военными инженерами, строителями крепостей Модлин, Замосце и Варшавской цитадели, а так же инженерами, строившими тогдашние промышленные объекты Заглембя Старопольского. Обработка стен шлюзных камер на Августовском канале напоминает формы стен этих крепостей. Эта схема инженерных конструкций была определена французким инжинером Жаном Л. Дюрандом.

В Королевстве Польском перед восстанием 1831 года большой популярностью пользовались взгляды, которые пропагандировал Ж.Л. Дюранд, преподаватель парижской технической школы. Центральным принципом его доктрины являлась замена традиционного понимания архитектуры как соединения прекрасного, добротности и выгоды, новыми ценностями – полезностью и бережливостью. Взгляды Дюранда приобрели в Европе популярность. Стремительная индустриализация континента требовала дешевых строений, но при этом отвечающих функциональному предназначению.

В Королевство Польское идеи Дюранда пришли главным образом благодаря непосредственным контактам между французкими и польскими инженерами.

Следы теории Дюранда можно видеть и на примере кубатурных объектов, сопровождающих канал.

Гидротехнические строения, такие как шлюзы и плотины (водосбросы), для того времени были построены исключительно добротно. Стены шлюзных камер возведены из полевого камня и облицованы кирпичом на гидравлической извести. Элементы стен камер и голов, которые наиболее часто подвергались разрушительному воздействию: свайные устои, ниши ворот, пороги и верхние грани шлюзных камер, были облицованы блоками из песчаника.

Все стены и головы были посажены на свайные решетки, а дно, в зависимости от почвы, – бетонное на вывернутых арках или деревянное на свайной решетке. Для фундамента главным образом использовали породы хвойных деревьев. Сваи имели диаметр 40 см, а плотные стенки – толщину 20 см.

Ворота делали из дуба, оковывали. Оборачивали на цапфы (на дне) и на строительных обхватах (т.н. верхние ленты) в верхней части. Металлические части исполнены из литого железа и дополнены фрагментами из тесаного камня. Ворота были усилены железными стенами.

Наполнение и опорожнение происходило через отверстия в воротах, закрывавшимися мотыльковыми заставками. Заставки сдвигались при помощи винтового оборудования с небольшим зазором так, что бы их движение было мягким и однообразным. Открывание и закрытие шлюзных ворот происходило (и происходит на некоторых шлюзах и сейчас) при помощи бруса – рычага, т.н. дышла длиной около 9 метров. Это оборудование, не смотря на его простоту, имеет несомненные достоинства. Обслуживание очень простое и, одновременно, тяжесть дышла является противовесом для створки ворот, делая возможным регулирование ее свисания при помощи наложения груза на конец дышла.

Для поддержания необходимого уровня воды и для ее пропуска служат 23 водосброса. Плотины, или иначе водосборы, в зависимости от их расположения на канале имеют различные размеры. Размеры колеблются от 1.64 м до 18,56 м ширины. Высота уровней аналогична высоте уровней на шлюзах. Некоторые водосбросы с высоким уровнем имеют удвоенные заставки – одну над другой. Для движения заставок служат механизмы, приводимые в действие вручную при помощи рукоятки. Во время строительства канала все водосбросы были сделаны из дерева и спустя время заменялись более прочными. Так деревянные сваи заменили бетонными, реже – каменными. Деревянное дно также заменили бетонным. На плотине в Сухой Речке деревянное дно сохранено; по мере износа оно систематически заменяется новым.

Из 101,2 км Августовского канала около 40 км составляют искусственные рвы. При тогдашних технических возможностях – использование деревянных лопат с оббитой металлом рабочей частью – это была самая сложная и дорогая часть работ. Согласно техническим требованиям профиль поперечного рва канала имел форму трапеции со следующими размерами: ширина дна – 30 стоп (около 9 м), ширина поверхности воды – 40 – 42 стопы (около 12 м), глубина, возможная при ручном рытье, не превышала 5 стоп (около 1,5 м).

Рвы проходят по холмистым и лесистым (участок на восток от Августова) и заболоченным (в пойме реки Нетты и ее притоков) территориям. Сама местность была препятствием для рытья рвов.

Берега канала в сыпучем грунте сразу же укрепляли путем насыпания слоев тяжелой земли, смешанной с глиной и засевали травой. Обкладывали их также дерном, что еще и сегодня практикуют в Англии и Франции. Медленная скорость тогдашнего судоходства, когда судна, баржи и плоты тянули при помощи скота, почти не поднимала волны, разрушающие берега. После второй мировой война фашины частично заменили на железобетонные усилители. На ряде участков канал перестал гармонировать с природой. Уже на протяжении ряда лет проводятся реставрационные работы с одновременным укреплением берегов.

Существенным элементом, предохраняющим канал, являются деревья. На ряде участков корни деревьев «вплелись» в фашину. Согласно первоначальным планам деревья высаживали на определенном расстоянии от канала (за чертой буксирных дорог) не только для усиления берегов, но также и для улучшения условий судоходства. Деревья и живые изгороди создавали плотную защиту канала от ветров, которые могли вызвать волны.

Все мосты на канале были деревянными. На канале их было 14, все разводные, 10 подъемных (в том числе 8 краноподъемных и 2 спиралеподъемных), а также 4 плавающих (по 2 корабельных и плотовых). На буксирных дорогах и на некоторых водосборах было построено 65 мостов, все на сваях или полозьях, различной, иногда значительной (до 40 м) ширины. Из этих 14 мостов на канале ни один не сохранился. Эти мосты заслуживают особого внимания, с точки зрения их характерности как технических конструкций.

Краноподъемные мосты располагались в Августове, Кленовнице, Пжевензе и Горчице, Кужинце, Донбровце (Польша), под Чертком и в Немнове (Беларусь). Первые мосты были целиком деревянными. Состояли они из двух опорных помостов, движимых вокруг горизонтальной оси, закрепленной в стенах шлюзов или свайных устоев. Помосты сводили при помощи двухрамного крана, состоящего из двух соединенных между собой балок, обращающегося так же вокруг горизонтальной оси, опирающейся на два столба, зафиксированных косыми подпорами или тросами. Более длинные коромысленные плечи, расположенные на противоположной стороне помоста, создавали противовес для пролета. Помосты поднимались вверх при помощи шестов, прикрепленных к внешнему плечу крана. Они так же служили задвижками для опущенного моста.

Спиралеподъемные мосты размещались в Белобрегах и в Микашувке. От краноподъемных они отличались системой поднятия помостов. Для этой цели использовали ворот со спиральным подъемником, закрепленным на четырех столбах. На щитах столбов были посажены постоянные блоки, через которые проходили тросы воротов до конца помоста.

Плавучие мосты из понтонов располагались возле шлюзов Борки и Сосново, из плотов – возле деревни Жилины и через ров, соединяющий озера Орлево и Панево. Исчезли они с канала быстрее, чем другие раздвижные мосты. Служили они для перевозки наиболее тяжелых телег и грузов.

Буксирные дороги, называемые еще дорогами бурлаков, строили параллельно каналу. Они присутствуют (сегодня заросшие) почти на всей трассе. Исключение составляют лишь озера, через которые проходит канал. Буксирные дороги, как правило, проходят по одной стороне линии судоходства, в зависимости от формы территории. Не имели уплотненного покрытия. Общая длина буксирных дорог составляет свыше 110 километров. Средняя ширина их достигает 4 м. Такая ширина была необходима при употреблении для буксировки по каналу плавающих единиц при помощи тягловых животных. Небольшие объекты тянули люди. Буксировка плавающих единиц с берега использовалась спорадически, главным образом, на поворотах канала.

Канал сопровождают строения, в которых жил персонал, обслуживающий шлюзы, водосбросы и разводные мосты. Первоначально было построено 24 здания (деревянных и каменных) для обслуживания вышеназванных объектов. Скупые архивные материалы не позволяют показать, как они выглядели. Определенное представление дает строение по улице 29 ноября №5-а в Августове. Этот дом является реконструкцией существовавшего до 80-х годов ХХ века на этом самом месте объекта. Деревянный срубной конструкции, оштукатуренный внутри и снаружи (современный – обшитый досками). Переднему фасаду предшествует крыльцо. Дом покрыт четырехскатной крышей. Форма здания классицистическая. Дом шлюзного в Тартаке был построен, скорее всего, одновременно со шлюзом. Возведен из кирпича и оштукатурен. Передний фасад представляет портик, поддерживаемый двумя колоннами. Крыша – четырехскатная. Форма – классицистическая. Дом в Тартаке был положен в основу проектов сторожек в Пжевензи и Паневе, построенных в 80-е годы ХХ века. Примером влияния архитектуры «ампир», стилистически привязанной к византийско-русскому стилю, являются сторожки в Дембове, Микашовке и Дембровке, Куркуле и Немново, построенные на стыке ХIХ и ХХ веков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: