Активные методы обучения

неоправданно большая нагрузка падает на произвольное запоми­нание. В методе погружения центр тяжести переносится на пос­ледующее применение знаний, и главной задачей для обучающих­ся становится понимание, автоматически включающее непроиз­вольное запоминание. Вместо того чтобы каждое заучиваемое слово вносить в необходимый для него ассоциативный ряд, в этом слу­чае поступают иначе — с самого начала обучающегося включают в определенную тематическую ситуацию с уже готовыми ассоциа­циями для слов, которые ему предстоит заучить, то есть создается нужная речевая среда. Прямая цель обучения состоит в том, что­бы побудить учащегося «жить» в данной ситуации, понимать ха­рактер взаимодействия в ней, и уже это заготавливает нужные ассоциации для запоминания слов.,.Происходит как бы предна-стройка определенных зон памяти. По этому методу можно еже­дневно запоминать до 200 слов иностранного языка и без всяких повторений воспроизводить их с безупречным произношением и уверенностью в себе.

В Болгарии по этому методу учат не только иностранные язы­ки: физику изучают не за 100 часов, растянутых на учебный год, а за 50 часов в течение 10 дней, затем также монолитно изучается алгебра, вслед за этим литература. При этом не тратятся силы на адаптацию. В конце каждого курса обучения проводятся сеансы запоминания, когда ученики просто сидят и слушают, освобож­денные от всех ограничений, пребывая в состоянии концертной псевдопассивности, и при этом, как выяснилось, они все отлично запоминают. Поскольку занятия по этому методу происходят в необычной обстановке, приводящей к полному раскрепощению, они не только не вызывают у учащихся никакого утомления, но, напротив, порождают ощущение отдыха и избытка сил. Такое из­менение стратегии обучения позволяет преодолевать устаревшее представление о весьма ограниченных нормах усвоения материа­ла. Вместо ощущения своей неполноценности, выражающейся в опасении не запомнить, благодаря ненавязчивому внушению у обучающихся возникает ощущение полноценности, собственной силы, уверенности в себе и преподавателе. Когда обучаемый ис­пытывает все возрастающую уверенность в своих силах, он подго­товлен к переходу от обучения к самообучению.

Временная функциональная пассивность аудитории характе­ризуется выраженным ростом безусловного доверия к преподава­телю, что позволяет ему, осуществляя внушение, воздействовать на учащихся преимущественно через эмоциональную сферу, не ос­танавливаясь на логических обстоятельствах. Очевидно, логичес­кие аргументы при этом не мешают, а только усиливают эмоциональное воздействие. Неспецифическая психическая отзывчивость обучаемых создается и усиливается специальной обстановкой за­нятий — торжественностью, включением элементов эстетического воздействия, в том числе функциональной музыки, удобных кре­сел, расположением обучаемых за круглым столом, изоляцией от посторонних звуков для снятия излишнего напряжения, раскован­ности, большей концентрации на изучаемом материале.

Авторитет преподавателя служит одним из основных факто­ров, предопределяющих возможности внушения, достижения бла­гоприятных условий эмоционального возбуждения, обеспечиваю­щего рост объема памяти, быстроты запоминания и воспроизведе­ния. Там, где имеет место доверие, не.всегда необходимы доказательства. Вера учеников в знания и педагогическое мастер­ство преподавателя способствует росту их уверенности в усвоении учебного материала, что, в свою очередь, весьма благоприятно сказывается на общем подъеме их умственной работоспособности и познавательной деятельности.

Кроме внушающего воздействия преподавателя, существенный вклад в продуктивность метода погружения вносит влияние успе­хов товарищей по группе. Как справедливо отмечает А. В. Пет­ровский [155], совершенно неправильно распространенное убеж­дение, что, чем меньше учащихся в группе, тем лучше, а самый эффективный способ обучения — индивидуальный. Не только на­блюдение за быстрым продвижением других внушает веру в соб­ственный успех, но и прямое поощрение со стороны членов коллекти­ва воздействует на каждого. Заинтересованность членов группы в успехах каждого ее члена — мощный фактор перестройки мотивации учебной деятельности, ведущий к ускоренному обучению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: