неоправданно большая нагрузка падает на произвольное запоминание. В методе погружения центр тяжести переносится на последующее применение знаний, и главной задачей для обучающихся становится понимание, автоматически включающее непроизвольное запоминание. Вместо того чтобы каждое заучиваемое слово вносить в необходимый для него ассоциативный ряд, в этом случае поступают иначе — с самого начала обучающегося включают в определенную тематическую ситуацию с уже готовыми ассоциациями для слов, которые ему предстоит заучить, то есть создается нужная речевая среда. Прямая цель обучения состоит в том, чтобы побудить учащегося «жить» в данной ситуации, понимать характер взаимодействия в ней, и уже это заготавливает нужные ассоциации для запоминания слов.,.Происходит как бы предна-стройка определенных зон памяти. По этому методу можно ежедневно запоминать до 200 слов иностранного языка и без всяких повторений воспроизводить их с безупречным произношением и уверенностью в себе.
|
|
В Болгарии по этому методу учат не только иностранные языки: физику изучают не за 100 часов, растянутых на учебный год, а за 50 часов в течение 10 дней, затем также монолитно изучается алгебра, вслед за этим литература. При этом не тратятся силы на адаптацию. В конце каждого курса обучения проводятся сеансы запоминания, когда ученики просто сидят и слушают, освобожденные от всех ограничений, пребывая в состоянии концертной псевдопассивности, и при этом, как выяснилось, они все отлично запоминают. Поскольку занятия по этому методу происходят в необычной обстановке, приводящей к полному раскрепощению, они не только не вызывают у учащихся никакого утомления, но, напротив, порождают ощущение отдыха и избытка сил. Такое изменение стратегии обучения позволяет преодолевать устаревшее представление о весьма ограниченных нормах усвоения материала. Вместо ощущения своей неполноценности, выражающейся в опасении не запомнить, благодаря ненавязчивому внушению у обучающихся возникает ощущение полноценности, собственной силы, уверенности в себе и преподавателе. Когда обучаемый испытывает все возрастающую уверенность в своих силах, он подготовлен к переходу от обучения к самообучению.
Временная функциональная пассивность аудитории характеризуется выраженным ростом безусловного доверия к преподавателю, что позволяет ему, осуществляя внушение, воздействовать на учащихся преимущественно через эмоциональную сферу, не останавливаясь на логических обстоятельствах. Очевидно, логические аргументы при этом не мешают, а только усиливают эмоциональное воздействие. Неспецифическая психическая отзывчивость обучаемых создается и усиливается специальной обстановкой занятий — торжественностью, включением элементов эстетического воздействия, в том числе функциональной музыки, удобных кресел, расположением обучаемых за круглым столом, изоляцией от посторонних звуков для снятия излишнего напряжения, раскованности, большей концентрации на изучаемом материале.
|
|
Авторитет преподавателя служит одним из основных факторов, предопределяющих возможности внушения, достижения благоприятных условий эмоционального возбуждения, обеспечивающего рост объема памяти, быстроты запоминания и воспроизведения. Там, где имеет место доверие, не.всегда необходимы доказательства. Вера учеников в знания и педагогическое мастерство преподавателя способствует росту их уверенности в усвоении учебного материала, что, в свою очередь, весьма благоприятно сказывается на общем подъеме их умственной работоспособности и познавательной деятельности.
Кроме внушающего воздействия преподавателя, существенный вклад в продуктивность метода погружения вносит влияние успехов товарищей по группе. Как справедливо отмечает А. В. Петровский [155], совершенно неправильно распространенное убеждение, что, чем меньше учащихся в группе, тем лучше, а самый эффективный способ обучения — индивидуальный. Не только наблюдение за быстрым продвижением других внушает веру в собственный успех, но и прямое поощрение со стороны членов коллектива воздействует на каждого. Заинтересованность членов группы в успехах каждого ее члена — мощный фактор перестройки мотивации учебной деятельности, ведущий к ускоренному обучению.