Рассказ другим более осмыслен, завершен, сопровождается большой внутренней работой. Результат – переоценка.
Роль психолога – способствует углублению в проблему, принятию решения.
В консультировании рассматриваются несколько принципов:
1) Приближение речи консультанта к языку клиента.
· Избегать слов и выражений, которые могут быть неправильно поняты или истолкованы (профессиональные термины).
· Максимально используются слова и выражения клиента (даже если противоречат логике).
2) Краткость и точность высказывания консультанта.
· Не следует давать излишние объяснения
· Используются 2 типа вопросов (закрытые и открытые). Закрытые – дается однозначный ответ (да\нет). Открытые – дается развернутый ответ, который предусматривает развернутое обсуждение. Позволяет клиенту делиться эмоциями и заботами. Применяются на определенных этапах и стадиях (стадия контакта «что привело вас ко мне?»; стадия сбора информации «расскажите поподробнее о себе»; стадия осознания желаемого результата).
|
|
· При формулировке вопросов можно опускать слова, которые понятны из общего контекста беседы «если я вас правильно понял»; «из контекста понятно что…».
· В ходе консультативной беседы возможны комментарии, цель которых сбор информации. Но психолог должен понять, что вопросы-комментарии должны быть использованы в меру
3) Анализ эмоциональных переживаний в психотерапии сравниваются с кровью в хирургии. Если в ходе операции крови нет, то, что делать? Эмоции и чувства выполняют регуляторную функцию.
· Консультант и клиент должны как можно точнее идентифицировать свои чувства и обмениваться ими.
· Обращать внимание на те чувства, которые могут помочь в консультировании, но не обязательно отражать все чувства.
В консультировании сталкиваются с 2-мя планами высказываний:
1) Оправдание, объяснение, логическое построение рассказа.
2) Эмоции настроения, переживания, связанные с ситуацией и отношениями (слова всегда можно объяснить по-разному, а чувства нет).
Необходимо узнать, что переживал и чувствовал клиент. Для осуществления эмоций существует ряд техник:
1) Техники альтернативных формулировок ответа. Не поиск правильного ответа, а формулировка его. Анализировать нужно не слова, а поступки.
2) Акцентирование эмоциональных переживаний. Знаками эмоций в речи клиента выступает наречие, глаголы и прилагательные, а также качества действия. Смысл – проникнуть внутрь переживаний и сделать шаг к пониманию этих переживаний, подвести клиента к необходимости принятия решений.
3) Перефразирование. Признак профессионализма. Смысл – консультант использует жалобу клиента, перефразирует ее и изменяет ее таким образом, что все, что было негативным, становится не настолько значимым, иногда позитивным.