Все психические проблемы дошкольного возраста имеют ряд особенностей. Многие характеристики носят латентный характер и их трудно обнаружить, но в дальнейшем они могут сказываться на развитии ребенка. Систематизации этих проблем нет.
Причина обращений:
1. Незнание родителями возрастной нормы.
2. Установка родителей на удобного ребенка.
3. Стремление родителей добиваться постоянного превосходства своего ребенка над другими.
Группы проблем:
1. Непослушание и упрямство. Возникают в критические периоды
a. Расторможенность, неусидчивость, медлительность. Результат индивидуально-типологических особенностей.
b. Лень, фантазирование, ложь, возможна псевдоложь.
2. Порождаемы самими родителями.
a. Низка чувствительность родителей к эмоциональным состояниям ребенка и его потребностям.
b. Родители авторитарны, эгоцентричны, недостаточно зрелы. У детей повышенная тревожность, страхи, неадекватная самооценка.
c. Загруженность родителей собственными проблемами. Нарушение детско-родительских отношений.
Консультативная практика показывает, что чаще всего обращаются к психологу по следующим проблемам:
1. Тревожность, страхи.
2. Упрямство, непослушание.
3. Проблема общения, коммуникативные навыки.
4. Готовность детей к школе.