Контроль за движением пешеходов

К пешеходам относятся физические лица, участвующие в дорожном движении вне транспортного средства, в том числе передвигающиеся в инвалидной коляске, на роликовых коньках, лыжах, на другом спортивном инвентаре, ведущие велосипед, мопед или мотоцикл, везущие санки или коляску, и не выполняющие в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы.

Для отнесения указанных лиц к категории пешеходов не имеет значения их возраст, физическое состояние и положение на проезжей части. Ими могут быть дети, играющие на улице, человек, сидящий на дороге, и др.

По вине пешеходов происходит около 30 % зарегистрированных ДТП. Причем чем крупнее населенный пункт, тем значительнее в нем доля происшествий данного вида. Этому способствует несовершенство соответствующих элементов дорожной инфраструктуры (отсутствие или недостаточная ширина тротуаров, подземных пешеходных переходов, ограждений игровых площадок, бестранспортных зон, проезжих частей улиц и дорог).

В отличие от водителей пешеходы обычно слабо знакомы с нормами, регулирующими порядок дорожного движения, и требованиями к его участникам, не подвержены каким-либо ограничениям в возрасте и состоянии здоровья. Находясь в скоплении людей, они в большей степени склонны к проявлениям конформации (например, следуют за другими при переходе улицы на запрещающий сигнал светофора). Разумеется, причины ДТП с участием пешеходов обусловлены не только дефектами ДИ и недостаточной приспособленностью людей к условиям современного дорожного движения. Немаловажную роль здесь играют беспечность, самонадеянность, пренебрежение общественным долгом и прочие следствия недостаточной общей культуры, а также трудности установления личности пешеходов-правонарушителей.

Наибольшее количество ДТП связано со следующими нарушениями ПДД пешеходами:

- переход проезжей части перед близко идущим ТС;

- переход проезжей части в неустановленном для этого месте;

- неожиданный выход на проезжую часть из-за остановившегося или
движущегося ТС, какого-либо сооружения или из неосвещенной зоны;

- ходьба по проезжей части при наличии тротуаров и обочин;

- игры на проезжей части.

В значительной части ДТП данной категории обусловлены тем, что пешеходы бежали через дорогу, что не позволило им быстро остановиться или сориентироваться в дорожной обстановке. Почти четверть из них находилась в состоянии опьянения. Множество инцидентов с пешеходами происходит в зонах остановок общественного транспорта. В частности, при значительном скоплении или при отсутствии приподнятой посадочной площадки люди склонны ожидать автобусы и трамваи, выходя на проезжую часть, приближаться к остановочным пунктам не по линии тротуаров и т. п.

Пересекая дорогу, пешеходы должны идти в пределах ширины пешеходного перехода. Исключением из этого правила является возможность пересечь проезжую часть, направляясь к стоящему на остановке маршрутному ТС или от него в направлении тротуара в месте, не оборудованном наземным пешеходным переходом. Если пешеход переходит проезжую часть вне пешеходного перехода, то его действия должны быть такими, чтобы не создавать помех движущимся ТС и не вызывать их резкого торможения или маневрирования для предотвращения наезда. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеход не пользуется преимуществом перед ТС, кроме случая, когда ТС выезжают с перекрестка, завершая левый или правый поворот.

Большинство пешеходов переоценивают свою видимость на дороге и уверены в том, они видны водителям ТС, исходя из того, что сами хорошо видят фары приближающихся ТС. Однако достаточная видимость пешеходов обеспечивается только при наличии на их одежде специальных свето-возвращающих приспособлений, которые увеличивают видимость человека на дороге с 25-40 м до 150 м при использовании ближнего света фар и до 400 м - при включении дальнего.

Сотрудникам ДПС необходимо активно вмешиваться в неправомерные действия пешеходов, стараясь на время разбирательства совершенных ими правонарушений изолировать данных лиц от толпы либо отзывать в сторону от дороги или тротуара. Желательно, чтобы рядом с инспекторами находились представители общественных формирований или коллеги, поскольку среди пешеходов - нарушителей ПДД часто встречаются лица, старающиеся привлечь внимание прохожих к якобы неправомерным действиям сотрудников милиции. По этой причине в зонах интенсивного пешеходного движения организуется работа нарядов, оснащенных патрульными автомобилями. К несению службы в составе данных нарядов в обязательном порядке должны привлекаться наиболее опытные и квалифицированные инспектора ДПС.

Особое внимание следует уделять безопасности передвижения групп детей и людских колонн. Движение детей по проезжей части допустимо лишь в исключительных случаях только в дневное время и при сопровождении взрослых. Колонны людей на улицах и дорогах должны быть организованы, т. е. иметь в своем составе руководителя, строиться не более чем в четыре ряда в зависимости от ширины проезжей части, обеспечивать беспрепятственный проезд ТС, обозначаться спереди и сзади, слева флажками красного цвета, а в темное время суток фонарями, впереди - белого и сзади - красного цвета. Если же эти условия не могут быть выполнены, сотрудники ДПС прекращают движение колонны до согласования времени, маршрута и порядка ее дальнейшего движения с территориальными органами ГАИ.

При контроле за движением пешеходов следует исходить из того, что любые политические, культурные и спортивные акции, проводимые с участием людей на улицах и дорогах, не должны создавать реальную угрозу нормальному функционированию предприятий, учреждений и организаций или работе общественного транспорта, а также не вызывать нарушений общественного порядка.

Не должны оставаться без внимания нарядов ДПС и пассажиры ТС, которые нередко становятся виновниками ДТП из-за попыток открыть дверь движущегося автобуса, троллейбуса или трамвая, совершить посадку в ТС со стороны проезжей части, проехать, сидя на борту грузового автомобиля и т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: