К читателям

В начале ХХI века каждое цивилизованное государство огромное внимание уделяет вопросам развития социальной активности граждан страны, формированию их экономической, правовой, политической, экологической культуры, воспитанию высокого уровня гражданственности и сознательности, готовности делать осознанный нравственный выбор и нести за его последствия личную ответственность. И начинать это большое и важное государственное дело следует с самого раннего возраста, когда ребенок находится еще на школьной скамье, овладевает системой научных знаний, получает первый социальный опыт.

Но учащиеся российской школы, заканчивая полный курс обучения и получая аттестат зрелости, имеют смутные представления о государственном устройстве Российской Федерации, о содержании и специфике деятельности Правительства.

¨ Практически невозможно получить полный и правильный ответ на вопрос о том, что должен делать Президент?

¨ Чем занимаются комиссии основного законодательного органа власти страны - Парламента?

¨ Что делают специалисты министерства юстиции, министерства экономики, министерства иностранных дел?

¨ Для чего нужна Государственная налоговая инспекция и как заполняется декларация о доходах, что сегодня обязаны делать все взрослые граждане, имеющие несколько источников доходов?

¨ Зачем создаются политические партии и общественные объединения граждан, в том числе детские и молодежные организации?

¨ В чем преимущества жизни в демократическом государстве? А в чем и недостатки этого общественного устройства?

¨ Для чего нужна Конституция и другие законы, в том числе и закон об образовании, в соответствии с которым работает российская школа?

Помогая школьнику ответить на эти и многие другие вопросы, комплексная игра "Демократическая республика" знакомит участников с содержанием экономических и политических отношений на государственном уровне; формирует культуру деловых отношений, закрепляет навыки ведения официальной документации; практически демонстрирует основные демократические процедуры современного гражданского общества, стиль жизни в рамках правового государства.

Для достижения этих задач в ходе игры моделируются различные политические процессы, создаются условия для активной самостоятельной экономической деятельности всех участников — граждан создаваемого игрового государства.

Введение неожиданных жизненных ситуаций, изменение конъюнктуры рынка, различные политические осложнения, "социальные кризисы", возникающие во время игрового взаимодействия, стимулируют постоянный интерес, создают дополнительное игровое напряжение и дают участникам возможность проверить свои деловые способности оперативно принимать грамотные решения, эффективно действовать в условиях жесткого лимита времени.

Принимая участие в предлагаемых "взрослых" процедурах, школь­ники получают первичный опыт "государственной" деятельности в качестве депутатов Парламента и министров Правительства, которые формируются во время игры, а также навыки "реальной политической" деятельности в качестве членов группы поддержки, доверенных лиц кандидатов в депутаты, членов избирательной комиссии и т.д.

В ходе игры школьники учатся грамотно защищать свои права, если нужно то и в судебном порядке; получают возможность использования гражданских прав в различных сферах, в том числе, права быть избранными в представительный орган, права на свободный и оплачиваемый труд, права на образование и т.п.

Всем гражданам созданной школьной республики предоставляется возможность поработать над составлением своих законопроектов и других нормативных актов, которые определяют содержание жизни "государства", и с помощью своего Парламента принять эти законы. Этот вид деятельности помогает участникам игры осознать необходимость активной жизненной позиции, понять (пусть пока в условиях игры), что качество жизни в государстве зависит в какой-то мере от каждого отдельного гражданина.

В рамках игры рекомендуется создание специализированных "государственных" структур, занимающихся решением экологических проблем, а также стимулирующих изучение школьниками краеведческого материала по программам "Моя история".

Таким образом, предлагаемая комплексная игра "Демократическая республика" предназначена, прежде всего, для активизации экономической, политикой, правовой, экологической подготовки школьников в изменившихся социальных условиях. Она позволяет решать серьезные педагогические задачи повышения экономической и правовой грамотности учащихся, формирования и закрепления навыков реальной политической и экологической деятельности, развивает эмоционально-волевую сферу личности, особенно такие качества как ини­циа­тивность, предприимчивость, самостоя­тель­ность, активность, ответст­вен­ность; воспитывает уважение к истории своего народа, страны, терпимость к инако­мыслию, мнению другого человека, потребность во взаимопонимании и помощи тем, кто в ней нуждается.

Это первый этап данной молодежной Программы, реализация которого открывает для коллектива школы, лицея, колледжа, гимназии, любого учебного заведения возможность участвовать в межшкольном молодежном фестивале "Новая цивилизация", а в дальнейшем — и в молодежном образовательном лагере актива "Ньюландия", основная задача которого — целенаправленное обучение актива, менеджеров молодежных социальных проектов, разрабатываемых и реализуемых силами членов городского молодежного Клуба "Новая цивилизация".

Желаю успехов!

А.А. Ермолин,

кандидат педагогических наук,

депутат Государственной Думы

Российской Федерации



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: