Преобразование унитарных предприятий в акционерные общества должно упростить порядок их приватизации. При этом, учитывая процессы проедания основных фондов государственных предприятий, в условиях неэффективности осуществления контроля за их функционированием как со стороны федеральных, так и региональных властей требуется резко увеличить объемы и темпы приватизации.
В этих условиях целесообразным представляется к 2004 году в ходе приватизации сократить государственный сектор экономики до 1,5-2,5 тысяч предприятий.
Реализация предложенного сценария должна привести к тому, что:
- полностью приватизируются отрасли, имеющие потенциал выживания и роста (пищевая промышленность, связь, транспорт (за исключением железнодорожного и трубопроводного), металлургия, нефтяная промышленность, подотрасли машиностроения, производящие продукцию для конечного потребления населением). В эти отрасли привлекаются отечественные и иностранные инвестиции. Акции соответствующих компаний обращаются на рынке ценных бумаг;
|
|
- количество государственных предприятий и учреждений сокращается до минимума, который может быть профинансирован государством (в виде прямого бюджетного финансирования и оплаты госзаказа);
- на высвобождаемых площадях и оборудовании ликвидированных государственных предприятий формируются новые бизнесы.
Имущество ликвидируемых предприятий может быть как продано на торгах.
Создание нормативной базы нового этапа приватизации требует принятия:
- Закона "О государственном секторе экономики", который бы определил задачи, возлагаемые на госсектор, требования к его составу, основные направления и механизмы оптимизации и реформирования как госсектора в целом, так и входящих в него предприятий.
- нового Закона о приватизации. Сфера действия закона в новой редакции должна быть расширена, поскольку ряд ограничений, введенных действующим Законом о приватизации в 1997 году, носят искусственный характер.
Федеральные законы должны содержать нормы, которые позволят навести порядок в учете и определении прав на объекты интеллектуальной собственности, созданные за счет государственных средств. Они могут быть включены в состав имущественного комплекса предприятия, владеющего ими, для целей приватизации. При этом необходимо установить виды объектов интеллектуальной собственности, не подлежащие приватизации в составе имущества государственных унитарных предприятий и передаваемые этим предприятиям в пользование по договору.
Одной из самых больших проблем законодательства о приватизации является ограниченность инструментария приватизации. Способы продажи, пригодные для промышленных гигантов, привлекательных для покупателей, мало подходят для средних предприятий с устаревшим производством и отягощенных долгами, в результате чего их реальная стоимость может быть не только нулевой, но и отрицательной.
|
|
Закон должен установить единый правовой режим ограничений по приобретению определенных видов имущества нерезидентами на основе федеральных законов об иностранных инвестициях в Российской Федерации и о запретах и ограничениях на деятельность иностранных инвесторов. Иностранные физические и юридические лица не могут быть покупателями государственного и муниципального имущества исключительно в случаях, установленных федеральными законами об иностранных инвестициях в Российской Федерации.
Для упорядочения отношений по продаже земли под приватизированными предприятиями в закон должна быть включена соответствующая статься. Должен быть установлен принцип одновременности отчуждения объекта недвижимости и занятого им земельного участка, определены требования к установлению границ, занимаемых объектом недвижимости, определены виды земельных участков, не подлежащих отчуждению в соответствии с законом, в том числе участки сельскохозяйственного назначения, лесного и водного фонда, особо охраняемых земель, для которых законодательством Российской Федерации установлен особый режим отчуждения и др.