РОДИТЕЛЕЙ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ
Специфика консультирования родителей подростков строится с учетом особенностей психического развития детей подросткового и юношеского возраста. По мере взросления подростка увеличивается количество обращений родителей к консультанту.
В этот период времени целесообразно проводить консультирование по вопросам организации учебной деятельности у подростков, проявление девиаций в поведении и борьбы с ними. В ходе проведения консультаций необходимо учитывать индивидуальное своеобразие личности подростка, характерные поведенческие реакции в период полового созревания. Девочки часто обращаются к психологу-консультанту по вопросам влюбленности и дружбы, полового влечения, а юноши – по проблемам познавательной деятельности, разрешения конфликтных ситуаций со взрослыми и сверстниками. В этот период желательно проводить консультирование родителей при появлении у подростков реакции компенсации, эмансипации, группирования со сверстниками, реакции увлечения, реакции гиперсексульности.
Е.Т. Соколова утверждает, что типичными вариантами конфликтных ситуаций между родителями и подростками, юношами являются:
- конфликт неустойчивости родительского отношения;
- конфликт сверхзаботы;
- конфликт неуважения прав подростка на самостоятельность;
- конфликт отцовского авторитета.
Важной задачей консультанта является переориентация устремлений родителей на оказание помощи своему ребенку в достаточно сложный период его жизни.
Родители должны знать, что в период с 13 до 19 лет у детей слабо развита социальная перцепция (т.е. восприятие, понимание и оценка людей, в том числе и самого себя). Консультант может применять в консультировании родителей различные технологии и психотехники. Желательно научить родителей методам и приемам взаимодействия с подростками и юношами, учитывая их недостаточность социальной чувствительности.
ГРУППОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРУППОВОГО