Конкурента

Проблема создания существа, наделенного разумом или его подобием, волновала философов, писателей и ученых с самых дав­них времен. Эта возможность всегда вызывала чувства, близкие к страху. В Средние века была известна легенда о глиняном велика­не Големе, который однажды взбунтовался и принялся крушить все вокруг. М. Шелли написала роман о чудовище доктора Фран­кенштейна, который сотворил его из трупов, а затем с помощью ударов электрического тока вдохнул в него — на свою беду — жизнь.

Карелу Чапеку принадлежит социально-фантастическая драма «R.U.R.» («Россумовские универсальные роботы»). Этих роботов — живые механизмы — создал некий талантливый ученый, сумевший искусственным путем получить протоплазму. Про­мышленники тут же наладили массовое производство этих робо­тов в погоне за прибылью. Кончилось все это печально: роботы подняли бунт и перебили своих обленившихся создателей.

А за последние 50 лет появилось почти бессчетное количество книг и статей, посвященных проблеме искусственного интеллекта (ИИ). В знаменитой лекции, прочитанной в 1998 г. в Белом доме, С. Хокинг предсказывает, что быстрое развитие электронно-вы­числительной техники может привести к тому, что уже в первые десятилетия XXI в. по уровню аналитических способностей систе­мы ИИ сравняются с человеком. Что помешает им после этого, спрашивает профессор, приступить к дальнейшему самосовершен­ствованию, учитывая тот факт, что скорость эволюции интеллек­туальных систем, основанных на электронной технике, на много порядков превосходит соответствующие показатели для живых организмов? И если это произойдет, предостерегает Хокинг, то вполне вероятно, что на планете начнется соревнование между двумя противостоящими видами разумной жизни — электромеха-

ническим и молекулярно-биологическим. Причем преимущество в этом соревновании, вполне вероятно, будет на стороне первого.

Еще более решительно высказывается профессор кибернетики К. Уорвик, посвятивший этой теме книгу «Наступление машин»: «Человеческая раса, похоже, играет свою последнюю партию. Пе­риод нашего господства на Земле подходит к концу. Мы можем надеяться лишь на то, что машины будут обращаться с нами так, как мы обращаемся с другими животными, — они сделают нас рабами или поместят в зоопарки... Как только появится первая машина с интеллектом, близким по мощности к человеческому, у нас уже не будет возможности ее выключить. Бомба с часовым механизмом начнет отсчитывать последние минуты господства че­ловечества» [136].

Эту тему развивает географ-палеоклиматолог В.А. Зубаков (Санкт-Петербург). Он анализирует сценарий будущего за поро­гом современной бифуркации для того случая, если все пойдет самотеком и не будет решена ни одна из глобальных проблем. По этому сценарию природопокорительская цивилизация неизбежно придет к коллапсу в ближайшие 30-40 лет и место человека на Земле займут искусственные существа — киборги, которые смогут действовать в условиях, когда вследствие техногенных воздейст­вий произойдет радикальная перестройка окружающей среды.

Возможностям создания системы ИИ, обладающей способнос­тью мыслить, посвятил книгу Р. Пенроуз. В предисловии к этой книге, которое написал классик математических развлечений М. Гарднер, говорится: «Для меня Пенроуз — это тот молчальник, сидящий в третьем ряду позади лидера ИИ, который способен утверждать, что Император страны компьютеров просто голый» [176].

Пенроуз обратил внимание на главное различие между самым совершенным ИИ — Императором страны компьютеров, который когда-либо будет создан, и мозгом человека. Этот Император су­меет превзойти человеческие способности к алгоритмическим суждениям, но он будет совершенно бессилен там, где потребуется работа интуиции. Проблема, по мнению Пенроуза, состоит в том, что у нас нет теоретической модели реального мозга, нет и ответа на вопрос, достаточны ли известные законы физики для того, чтобы понять механизм функционирования сознания и мышле­ния. «В этой книге, — пишет он, — я предложил много аргументов в пользу того, что точка зрения, согласно которой наше мышление в основном аналогично действию сложного компьютера, неверна.

Но чтобы прояснить весь запутанный клубок вопросов, нужна I теория сознания».

Цель того исследования, результаты которого изложены в предыдущих главах, состояла в том, чтобы внести посильный вклад в создание такой теории. И хотя до завершения этой работы еще далеко, на вопрос, поставленный Пенроузом, можно дать одно­значный ответ: принципы построения современных систем ИИ не дают им никаких шансов выйти за пределы алгоритмических про­грамм. Жуткие миражи Хокинга, Уорвика и Зубакова не более чем миф, который никогда не станет реальностью. Задачи, требующие для своего решения использования интуиции, навсегда останутся для них закрытой книгой.

Но позволяет ли этот вывод полагать, что виртуальный образ сильного и жестокого конкурента, который много столетий будо­ражит человеческий ум, можно окончательно сдать в архив? К сожалению, такое заключение было бы поспешной попыткой за­крыть серьезную проблему. Если способность человеческого со­знания к интуиции связана со свойствами мэона, то возникает естественный вопрос: нельзя ли создать искусственные системы, основанные на использовании тех же самых физических эффек­тов? Априорно дать на этот вопрос отрицательный ответ у нас нет оснований. Чтобы разобраться в нем более основательно, необходим углубленный поиск в области физики квантового вакуума. Следующая, пятая часть нашей книги посвящена анализу именно этого круга проблем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: