В России широкая дилерская сеть в агропромышленном комплексе начала формироваться в виде предприятий сельхозтехники, начиная с 1961 года.
Тогда не было понятия «дилер», но функции районным и региональным сельхозтехникам были делегированы именно дилерские — роль посредника между промышленными предприятиями и сельхозтоваропроизводителями по поставкам и сервису машиностроительной и другой продукции.
Предприятиям сельхозтехники уже изначально отводилась роль многофункциональных дилеров, особенно в части реализации продукции.
В этой связи в настоящее время нет необходимости создавать что-то вновь. В агропромышленном комплексе в качестве дилеров необходимо использовать имеющийся потенциал бывшей сельхозтехники — мощную товаропроводящую сеть ОАО «Росагроснаба» и сеть ремонтно-обслужива-ющих предприятий.
На сегодняшний день из всех торгующих с селом коммерческих структур предприятия ОАО «Росагроснаб» обладают наибольшим потенциалом, включающим в себя мощную, хорошо организованную товаропроводящую сеть, способную не только принять, переработать и реализовать материальные ресурсы, но и обеспечить их предпродажный сервис, провести предпродажное и гарантийное обслуживание техники, выполнить транспортные и другие услуги. В настоящее время в системе ОАО «Росагроснаба» функционирует около 600 цехов дос-борки техники, на базе которых созданы центры ее предпродажного и гарантийного обслуживания.
ОАО «Росагроснаб», выступая как генеральный дилер по закупкам, реализации, предпродажному и гарантийному обслуживанию техники, стремится более интенсивно раскрывать свой потенциал и не допускать случаев реализации сложной техники без предпродажной подготовки и гарантии ее обслуживания. Это создает устойчивые связи на рынке машиностроительной продукции для села, способствует удовлетворению потребности сельского товаропроизводителя за счет расширения ассортимента услуг и снижения их стоимости.
Понимая важность задач, стоящих перед предприятиями материально-технического снабжения АПК, ОАО «Росагроснаб» строит свою работу в следующих основных направлениях:
• стремится согласовывать с заводами-изготовителями условия поставки техники, приемлемые для сельского труженика и обеспечивающие предпродажное обслуживание машин с минимальными затратами;
• создает в каждом регионе службы снабженческого сервиса, укрепляет и развивает через них сеть центров предпродажного и гарантийного обслуживания техники;
• при гарантийном обслуживании машин в случаях отсутствия надлежащей базы и специалистов проведение сложных видов обслуживания и устранение неисправностей осуществляет совместно с ремонтными предприятиями на договорной основе.
Например, организацию серюса 130 кормоуборочных комплексов Е-281/Е-303 производства Германии ОАО «Росагрос-наб» построил следующим образом.
Организовал обучение 40 специалистов центров предпродажного и гарантийного обслуживания техники на немецких фирмах «Ландтехника» и «Форгшритт» за счет этих фирм, а также в РИАМА (п. Челюскинский).
Создал резервный склад запасных частей на республиканской базе ОАО «Росагроснаба» в г. Петушки Владимирской обл. и три его филиала: в агроснабах Карелии, Хабаровского края и Пензенской области, исходя из концентрации машин и их географического размещения.
На договорной основе в 23 центрах региональных агросна-бов было организовано предпродажное обслуживание машин и передача их потребителям, проведение плановых ТО-1 и ТО-2, а также оперативное устранение неисправностей.
На основании отчетных документов с мест указанные виды услуг своевременно оплачивались за счет немецких фирм, то есть хозяйства дополнительных затрат за техническое обслуживание машин не несли.
Контролировалось расходование запасных частей на резервных складах и своевременное их восполнение с помощью оперативной связи с представителями фирм.
Несмотря на то, что в гарантийный период работы этих машин случилось более 80 неисправностей, нареканий от хозяйств в адрес центров предпродажного и гарантийного обслуживания техники не поступало: все поломки были своевременно устранены и машины продолжали работать. Специалисты ОАО «Росагроснаб» анализировали входящую информацию об отказах, о выполненных технических обслуживаниях и информировали о результатах этой работы немецкие фирмы для принятия мер по улучшению конструкции машин и восполнения резервного фонда запасных частей.
Условиями договоров предусматривается поставка продукции без предоплаты сроком до 3-х месяцев и со скидкой с заводской цены до 20 %, которая направляется на организацию предпродажной подготовки и обслуживание машин в гарантийный период эксплуатации. Это позволяет поставлять на село дособранную и обкатанную технику по заводской цене без дополнительных затрат на предпродажное обслуживание.
В региональных агроснабах созданы службы по обеспечению дилерской работы, которые организуют предпродажное и гарантийное обслуживание техники, а также снабженческий сервис при реализации других материальных ресурсов: розлив технологических жидкостей, резку металла, расфасовку сыпучих грузов и другие виды услуг.
К сожалению, ряд отечественных предприятий, производящих машиностроительную продукцию для села, по-прежнему оставаясь монополистами по выпуску машин, строят свою техническую и экономическую политику по старинке. Их главной задачей остается сбыт продукции, а не борьба за рынок путем ее реализации с одновременной организацией услуг по предпродажному и гарантийному обслуживанию техники. Непонимание ситуации, при которой незначительные уступки покупателю, такие как скидка с цены продукции на организацию ее сервиса, поставка гарантийного комплекта запасных частей и другие, позволят привлечь покупателя к своей продукции, будут способствовать стабильности поставок и существенному улучшению экономического положения как завода-изготовителя, так и потребителя машиностроительной продукции на селе.
Заводы не всегда одинаково реагируют на рекламации со стороны эксплуатационников. Серьезной проблемой является правой вакуум в области обслуживания техники в гарантийный период эксплуатации, не отрегулирована юридическая ответственность головных заводов-изготовителей за качество узлов и агрегатов, поступающих от смежников, особенно из стран СНГ. Не решенными остаются вопросы организации работы опорных баз заводов-изготовителей. Из-за малых объемов поставляемой техники в ряде регионов они ликвидированы, а действующие — недостаточно обеспечиваются запасными частями, не всегда оперативно принимаются меры по устранению неисправностей машин. Головные предприятия, как правило, переадресовывают претензии по отказам этих узлов и агрегатов непосредственным изготовителям, что приводит к длительным простоям машин и значительным издержкам сельских товаропроизводителей, несвоевременно оплачивают счета за устранение неисправностей машин, возникших по вине заводов-изготовителей.
В настоящее время наиболее эффективной формой организации работы по обеспечению работоспособности машин на селе является такая форма, когда реклама, формирование платежного спроса, реализация, предпродажное и гарантийное обслуживание техники осуществляется предприятиями системы ОАО «Росагроснаб» при активном участии в этой работе заводов-изготовителей и ремонтио-технических предприятий. Тем более, что предприятия агроснаба, как давно сформировавшиеся дилеры на взаимовыгодной основе предлагают свои производственные мощности, хорошо подготовленные кадры, товаропроводящую сеть для совместной работы на благо села.
Со стороны заводов-изготовителей требуется помощь агро-снабам в поставке машин, запасных частей, узлов и агрегатов на консигнационной основе для оперативного удовлетворения спроса сельхозтоваропроизводителей. Кроме того, заводы могут оказывать услуги по обучению специалистов сервисных служб, оснащению центров предпродажного и гарантийного обслуживания технологическим оборудованием, нормативно-технической и рекламной документацией.
Деятельность ОАО «Росагроскаб» ориентирована на создание эффективной системы гарантированного удовлетворения платежеспособного спроса всех предприятий АПК на продукцию производственного назначения с обеспечением приоритета их интересов.
В этих целях Росагроснабом осуществляется работа по организации и совершенствованию:
• системы материально-технического обеспечения АПК;
• принятия агроснабами-дилерами всей полноты ответственности за обеспечение отраслей агрокомплекса всеми видами материально-технических ресурсов;
• выполнения Росагроснабом по соглашению с Минсельхо-зом России государственных функций регулирования поставок материально-технических ресурсов, в том числе техники на основе лизинга, создания запасов ресурсов сезонного спроса, их резервов для преодоления последствий стихийных бедствий, закупки техники, запасных частей и материалов за рубежом с последующей реализацией на внутреннем рынке;
• дальнейшего совершенствования экономических и договорных отношений с заводами-изготовителями и потребителями, развития дилерской деятельности;
• сохранения и развития взаимовыгодных хозяйственных связей АПК России с поставщиками и потребителями ресурсов в странах СНГ;
• развития и совершенствования единой информационно-консультативной компьютерной сети агроснабов на всех уровнях.
В своей повседневной работе агроснабы-дилеры руководствуются «Положением о дилерской деятельности в системе ОАО "Росагроснаб"», согласованным с Министерством сельского хозяйства.