Консолидация финансовых средств при организации поставок материально-технических ресурсов (методические рекомендации)

Эффективность консолидации финансовых средств каж­дому руководителю и специалисту очевидна, но широкого рас­пространения на практике эта форма закупок ресурсов все еще не получила. Это вызвано рядом причин, основными из кото­рых являются неуверенность руководителей хозяйств, райо­нов и регионов в партнерах, консолидирующих их финансо­вые средства, отсутствие четкого механизма взаимодействия финансовых потоков и методики, с помощью которой можно убедительно показать эффективность объединения финансо­вых средств при закупках материально-технических ресурсов для АПК.

В предлагаемой работе рассматриваются два примера опре­деления эффективности использования консолидированных финансовых средств: при закупке запасных частей и при за­купке машин. Это наиболее востребованные виды ресурсов, обеспечивающие повышение уровня механизации производ­ственных процессов в сельском хозяйстве.

Пример 1. Организация поставки топливных насосов высо­кого давления в хозяйства России от Ногинского завода топ­ливной аппаратуры (НЗТА) Московской области. Рассматри­вается 6 наиболее вероятных вариантов продвижения товара и финансовых средств для расчетов за его получение. По каждо­му варианту формируются исходные данные (табл. 4.1).

Iвариант — хозяйство самостоятельно покупает насосы на заводе и самостоятельно организует их вывоз.

IIвариант — хозяйства района концентрируют свои финан­совые средства в районном агроснабе (райагроснабе), который закупает насосы на заводе, доставляет их в районный центр (райцентр), хозяйства получают насосы в райагроснабе.

IIIвариант — хозяйства района концентрируют свои фи­нансовые средства в райагроснабе, а райагроснабы — в регио­нальном агроснабе, который закупает насосы на заводе и дос­тавляет их на автотранспорте в областной (краевой) агроснаб. Затем насосы доставляются в райагроснабы, а далее в хозяй­ства.

IVвариант — то же, что и третий, только из регионального агроснаба насосы поступают непосредственно в хозяйства, ми­нуя райагроснаб.

Vвариант — финансовые средства хозяйств, сконцентриро­ванные в региональных агроснабах, направляются в ОАО «Ро-сагроснаб» - федеральный уровень. ОАО «Росагроснаб» заку­пает у завода-изготовителя насосы и направляет их региональ­ным агроснабам. При этом формируются маршруты по направ­лениям, далее через райагроснабы они поступают в хозяйства.

VIвариант — то же, что и пятый, только из регионального агроснаба насосы поступают непосредственно в хозяйства, ми­нуя райагроснаб.

В примере приняты следующие допущения и ограничения:

1. Принято условие, что насосы заказываются один раз в год. Наибольшая вероятность заказа приходится на период осенне-зимнего ремонта.

Для более точной оценки эффективности вариантов целе­сообразно годовой заказ разделить на три периода (осень-зима, весна и лето). При этом принимаются одинаковые по всем ва­риантам основные требования: каждому хозяйству поставляет­ся равное количество насосов, одинаковая их начальная цена на заводе, равные средние расстояния и т. д.

2. Наценка принята условно, чтобы оценить тенденцию ее влияния на формирование окончательной стоимости насоса. В практике она различна для каждого предприятия и, как прави­ло, включается в цену продукции. Гибкая политика установле­ния наценок позволяет варьировать ценой и, тем самым, при­влекать далеко удаленных от центра продажи покупателей.

3. Предполагается, что налог на добавленную стоимость и другие издержки дилера, не вошедшие в таблицу исходных дан­ных, включены в заводскую цену топливного насоса.

4. Для экспресс-оценки эффективности вариантов постав­ки топливных насосов принят способ транспортирования — автомобиль. В практике, кроме этого, имеют место различные способы доставки: железнодорожный и водный транспорт, авиа­ция и т. д. Автомобиль в настоящее время наиболее доступный и экономичный способ транспортирования ресурсов для АПК и поэтому наиболее распространенный.

Таблица 4.1

Исходные данные для обоснования вариантов организации поставок топливных насосов высокого давления

  №   Параметры Ед.   Варианты и численные значения
      I II III IV V VI
                 
  Объемы поставок ед.         20 000 20 000
  Заводская цена тыс. руб. 3,5 3,5 3,5 3,5 3,5 3,5
  Уровень скидок с              
  цены %            
  Цена с учетом ски-              
  док тыс. руб. 3,5 3,43 3,26 3,26 3,08 3,08
  Наценка % Б/н          
  Средние расстоя-              
  ния: км            
  хозяйство-завод,              
  (920)              
  хозяйство-райаг-              
  роснаб, (40)              
  хозяйство-регио-              
  нальный агроснаб,              
  (120)              
  райагроснаб-завод,              
  (880)    
  региональный аг-              
  роснаб-завод,(800)              
  райагроснаб-регио-              
  нальный агроснаб,              
  (80)              

Окончание таблицы 4.1

                 
* 1 Транспортные сред­ства Тип УАЗ, «Вол­га», «Жи­гули», «Мос­квич» ЗИЛ + л.авт. Ка­мАЗ, ФУР-гон Ка­мАЗ, ФУР-гон Ка­мАЗ, ФУР-гон Ка­мАЗ, фур­гон
  Количество автомо­билей ед.            
  Стоимость пробега руб./ км            
  Вероятность нали­чия насосов на за­воде %            
  Гарантия качества насосов при покуп­ке %            
  Вероятность отказа насоса в эксплуата­ции %            
  Простои трактора из-за отказа топлив­ного насоса час            
  Стоимость 1 часа простоя (упущенная выгода) руб.            
  Средние затраты на устранение одной неисправности при предпродажном об­служивании руб.            

5. Стоимость 1 часа простоя трактора также принята услов­но, так как для различных природно-климатических зон и ма­рок тракторов она колеблется от 18 до 54 руб. Кроме того, топ­ливная аппаратура устанавливается не только на тракторные двигатели. Например, простои комбайнов обходятся значительно дороже тракторов.

Продолжительность простоев по техническим причинам по I варианту будет больше, так как хозяйство с претензиями об­ращается на завод, а не в райагроснаб.

6. Пробег автотранспорта при закупке малых партий про­дукции может оказаться и «холостым» из-за несогласованности времени приезда, опоздания или вынужденного временного прекращения выпуска этой продукции (отключение энергоно­сителей, отсутствие комплектующих и т. д.). Такие издержки относятся к стоимости пробега автотранспорта.

7. Учитывается вероятность получения на заводе бракован­ной продукции, устранение брака увеличивает цену. Затраты на устранение брака перед заказчиком несет агроснаб, а затем предъявляет претензии заводу-изготовителю по их компенсации.

Определение расходов на приобретение топливных насосов и издержек от простоев по вине завода-изготовителя при их использовании.

1. Определяем цену насоса на заводе с учетом скидок за увеличение объемов закупок по формуле:

( 4.1)

где Цзс и Цз - заводская цена соответственно с учетом скидки и без нее, руб.;

Ус - уровень скидки с цены, %.

Используем данные табл. 4.1 и в качестве примера опреде­ляем заводскую цену топливного насоса с учетом скидки по II варианту:

По первому варианту скидка с цены не предоставляется, так как покупается слишком малая партия насосов.

Результаты расчетов по другим вариантам вычисляем ана­логично и заносим в табл. 4.2.

2. Определяем транспортные расходы по формуле:

(4.2)

где S1 - пробег i-го транспортного средства по доставке насоса в хозяйство, км;

- стоимость 1 км пробега г-го транспортного средства, руб.;

— количество 1-х транспортных средств, ед.;

N — количество перевозимых топливных насосов, ед.

На примере I варианта транспортные расходы составят:

Вычисляем затраты по другим вариантам и заносим их в табл. 4.2. При этом следует учитывать различные тарифы транс­портных услуг и количество насосов по этапам перемещения.

Для II варианта транспортные затраты составят сумму зат­рат на доставку насосов от завода в райцентр и от райцентра в хозяйство:

(4.3)

где S x-a — расстояние от хозяйства до райагроснаба, км.

Для III варианта транспортные затраты составят сумму зат­рат на доставку насосов от завода до регионального агроснаба плюс от регионального до районного и от районного агроснаба до хозяйства:

(4.4)

где S рег.-р расстояние от регионального до районного агроснаба, км.

Для IV варианта транспортные затраты составят сумму зат­рат на доставку насосов от завода до регионального агроснаба плюс от регионального агроснаба до хозяйства:

(4.5)

где S рег.-х расстояние от регионального агроснаба до хозяйства, км.

Для V варианта транспортные затраты составят сумму зат­рат на доставку насосов от завода до регионального агроснаба с учетом попутного груза (по одному маршруту 8 региональных агроснабов) плюс затраты на доставку от регионального агро­снаба до районного и от райагроснаба до хозяйства:

(4.6)

где — расстояние от регионального до районного агроснаба, км.

Для VI варианта транспортные затраты составят сумму затрат на доставку насосов от завода до регионального агроснаба с учетом попутного груза плюс затраты на доставку от регио­нального агроснаба до хозяйства:

(4.7)

где N - коэффициент, учитывающий наличие попутного груза.

3. Опредеяем размер наценки на заводскую цену топлив­
ного насоса по формуле:

Н = ЦЗ.СН, (4.8)

где Ун — коэффициент, учитывающий уровень наценки.

По первому варианту наценка равна 0.

На примере II варианта определяем размер наценки:

Н = 3430·0,18 = 617,4 руб.

Результаты расчетов по другим вариантам заносим в табл. 4.2.

4. Определяем издержки от риска отсутствия насосов на за­
воде по формуле:

И3 = Стр·(1-Унал) (4.9)

где Унал вероятность наличия насосов на заводе, %.

На примере I варианта определяем издержки от риска:

Из1= 1840·(1-0,9) = 184руб.

Результаты расчетов по другим вариантам заносим в табл. 4.2.

5. Определяем увеличение стоимости насоса за счет получе­
ния некачественной продукции (брака):

Пц = Сбр·Рб, (4.10)

где Рб вероятность брака, %;

Сбр стоимость устранения брака, руб.

На примере II варианта увеличение стоимости насоса вслед-ствии некачественной продукции составит:

Пу11 = 343 · 0,01 = 34,3 руб.

Результаты расчетов по другим вариантам заносим в табл. 4.2.

Таблица 4.2

Результаты оценки затрат финансовых средств по различным вариантам организации поставок топливных насосов высокого давления

№№ п/п. Показатели Варианты и численные значения показателей Примечания
    I II III IV V VI  
                 
  Цена насоса на заводе с учетом скидок, руб.              
  Транспортные расходы на один насос, руб.         95,84 243,84  
  Размер наценки на заводскую це­ну, руб.   617,4 586,8 391,2 554,4 369,6  
  Сумма прямых затрат, руб.   829,4 710,8 663,2 650,24 613,44  
  Цена насоса с учетом прямых за­трат, руб.   4259,4 3970,8 3923,2 3730,2 3693,4  
Продолжение таблицы 4.2
                 
  Издержки от риска отсутствия насосов на заводе, руб.   10,6          
  Издержки от брака насосов при покупке, руб.   34,3 5,2 5,2 61,6 61,6  
  Издержки от простоев трактора из-за отказа одного насоса (в те­чение года), руб. 38,4 3,2 3,2 6,4 3,2 6,4 Без учета про­стоев из-за риска по п. 6
  Сумма издержек (упущенной вы­годы - по п. 6+7+8), руб. 257,4 48,1 68,4 71,6 64,6 68,0  
  Сумма издержек и прямых затрат, руб. 2097,0 877,5 779,2 734,8 714,8 681,4  
  Цена насоса с учетом прямых за­трат и издержек, руб. 5597,4 4307,5 4039,2 3994,8 3794,8 3761,4  

Вероятность брака и получения бракованных насосов нельзя исключить ни по одному из рассматриваемых вариантов. Чем меньше покупается насосов, тем эта вероятность меньше. В наших примерах по первому варианту она принята равной 0. Издержки из-за брака по вине завода должны компенсировать­ся в установленном порядке.

6. Определяем издержки из-за отказов топливного насоса в
эксплуатационный период по формуле:

И0 = Со·То·Ро,(4.11)

где Со стоимость (упущенная выгода) одного часа простоя трак­тора, руб.;

То - продолжительность простоя трактора, час;

Ро вероятность отказа топливного насоса. На примере I варианта издержки составят:

Ио = 20·64·0,03 = 38,4 руб.

Результаты расчетов по другим вариантам заносим в табл. 4.2.

7. Суммируем данные табл. 4.2 по каждому варианту для
анализа. Результаты по всем вариантам показываем в трех ви­
дах: только прямые затраты; только упущенную выгоду; сум­
марные издержки.

8. Для более полной оценки эффективности вариантов по­
ставок топливных насосов в хозяйство следует получить сле­
дующие данные по результатам расчетов, представленных в
табл. 4.2:

• относительную значимость каждой составляющей в удо­
рожании топливного насоса в суммарной цене с учетом пря­
мых затрат, а также с учетом прямых затрат и издержек;

• уровень удорожания топливного насоса относительно наи­
меньшей цены, а также относительно заводской цены с учетом
прямых затрат и с учетом суммарных издержек, показать мак­
симальные и минимальные значения цен;

• оценить, сколько дополнительно возможно поставить топ­
ливных насосов в сравнении с ценой, учитывающей прямые
затраты и издержки при приобретении их по I варианту:

(4.12)

где Цi - цена насоса, купленного по i-му варианту поставки с уче­том прямых затрат, руб.;

Цmin — цена насоса, приобретаемого по варианту, обеспечива­ющему ее минимальное значение, руб.;

— количество насосов, приобретаемых по сравниваемому ва­рианту, ед.86

Выполненные расчеты показывают целый ряд преимуществ консолидации финансовых средств для приобретения запас­ных частей.

Особенно наглядным в нашем примере является сравнение поставок насосов по I и V вариантам (табл. 4.3):

• удорожание насоса по первому варианту составляет 37,5 %, против 18,8 % по пятому варианту;.

• в удорожании транспортные расходы в первом варианте со­ставляют 32,9 %, против 2,5 % в пятом, то есть в 13 раз больше;

• только за счет экономии прямых затрат у хозяйства появ­ляется возможность за те же денъги, используя пятый вариант поставок, купить вместо шести насосов — девять;

• лишь за счет скидок, предоставляемых заводом при закуп­ках по V варианту, хозяйство может приобрести дополнительно один насос при заявленных шести;

• по V варианту поставок на 15 % больше насосов получит район (И вариант), на 7 % — регион (III вариант), а это уже десятки и сотни единиц дополнительной продукции;

• по I варианту поставок затраты на предпродажное и га­рантийное обслуживание насосоз наименьшие (2,6 % относи­тельно суммы удорожания, против 4—9 % по другим вариан­там), но эта экономия кажущаяся: упущенная выгода от про­стоев машин в этом случае увеличивается в 2,5—5 раз;

• к числу других преимуществ консолидации финансовых средств при закупках запасных частей следует отнести эконо­мию трудовых ресурсов (не отвлекаются люди на экспедиро­вание и транспортировку продукции), не отвлекаются транс­портные средства, а используются в технологических процес­сах, укрепляется единство службы агроснабжения, повышает­ся требовательность к заводам-изготовителям, в результате улучшается качество продукции, увеличение объемов заказа приводит к снижению себестоимости производства, в конеч­ном итоге, цены.

В нашем примере наглядно просматривается закономерность: чем выше уровень консолидации финансовых средств, тем де­шевле насосы, поставляемые хозяйствам: по II варианту на 23 %, по III - на 27,8 %, по IV - на 28,6 %, по V - на 32,2 %, по VI -на 32,8 %. У хозяйств появляется реальная возможность за имеющиеся средства купить больше насосов, так как в приме­ре показана не потребность, а возможность хозяйств в закуп­ке необходимых ресурсов.

Пример 2. Организация поставки зерноуборочных комбай­нов «Дон-1500Б» в хозяйства России от ОАО «Ростсельмаш». Рассматриваются те же шесть организационных вариантов продвижения комбайнов и финансовых средств, что и в первом примере (табл. 4.4).

В рассматриваемом примере приняты следующие допущения

и ограничения:

1. Принимается условие, что комбайны заказываются и при­обретаются два раза в год: осень-зима (не сезон) и весна-лето (сезон). При этом принимается, что в сезон приобретается не менее 70 % комбайнов, так как в осенне-зимний период, то есть после реализации урожая, хозяйство несет расходы на выплату долгов, налогов, а также на подготовку к зиме. В современных условиях вырученных за урожай средств недостаточно даже на эти расходы.

2. Наценка принята согласно указанной в условиях поста­вок зерноуборочных комбайнов по федеральному лизингу.

3. Налог на добавленную стоимость включен в заводскую цену продукции.

Таблица 4.3

Результаты расчетов для анализа эффективности вариантов организации поставок запасных частей (на примере топливного насоса )

№ п/п. Показатели Ед. измер. Варианты и численные значения показателей
      I II III IV V VI
                 
  Сумма прямых за­трат при удорожа­нии продукции, в том числе руб.   829,4 710,8 663,2 650,24 613,44
  транспортные расходы руб. (%) 1840(100) 212 (25,6) 24(17,5) 272 (41) 95,84 (14,7) 243,84 (40)
  наценка руб. (%)   617,4 (74,4) 586,8 (82,5) 391,2 (59) 554,4 (85,3) 369,6 60)
  Уровень прямых за­трат в цене продук­ции без учета из­держек от брака и простоев, в т.ч. руб. (%) 5340 (34,5) 4272 (19,4) 3970,8 (17,9) 3923,2 (16,9) 3730,24 (17,4) 3693,4 (16,6)
  транспортные расходы % 34,5   3,1 6,9 2,6 6,6
  наценка %   14,4 14,8   14,8  
  Сумма прямых за­трат, издержек от брака и простоев при удорожании продукции,в том числе руб. 2097,4 877,5 779,2 734,8 717,84 681,44
  транспортные расходы руб. (%) 1840(87,7) 212 (24,2) 124 (15,9) 272 (37) 95,84 (13,6) 243,84 (35,8)
наценка руб. (%) 0(0) 617,4 (70,4) 586,8 (75,3) 391,2 (53,2) 554,4 (77,4) 369,6 (54,3)

Окончание таблицы 4.3

                 
  издержки из-за от­сутствия на заводе руб. (%) 184(8,7) 10,6(1,2)        
  издержки от уст­ранения брака при покупке руб. (%) 35 (2,6) 34,3 (3,8) 65,2 (8,4) 65,2 (8,9) 61,6 (8,6) 61,6(9,0)
  издержки от про­стоя трактора руб. (%) 38,4 (2,0) 3,2 (0,4) 3,2(0,4) 6,4(0,9) 3,2(0,4) 6,4(0,9)
  прямые затраты руб. (%) (87,7) 829,4 (94,5) 710,8 (91,2) 663,2 (90,3) 650,24 (91). 613,44 (90)
  издержки от рис­ка, брака и простоев Руб .(%) 257,4 (12,3) 48,1 (5,5) 68,4 (8,8) 71,6(9,7) 64,6 (9,0) 68 (10)
  Суммарная стоимость насоса, в том числе руб. 5597,4 4307,5 4039,2 3994,8 3794,84 3761,44
  заводская цена % 62,5 79,6 80,7 81,6 81,2 81,9
  транспортные расходы % 32,9 4,9 ЗД 6,8 2,5 6,5
  наценка %   14,3 14,5 9,8 14,6 9,8
  издержки из-за от­сутствия насосов на заводе % 3,3 0,2        
  издержки от уст­ранения брака при покупке % 0,6 0,8 1,6 1,6 1,6 1,6
  издержки от про­стоя трактора % 0,7 0,2 0,2 0,2 0,1 0,2
  прямые затраты % 32,9 19,3 17,6 16,6 17,1 16,3
  издержки от рис­ка, брака и простоев % 4,6 1,7 1,8 1,7 1,8
  Отклонение от мак­симальной цены РУб-(%)   -1289,9 (23,0) -1558,2 (27,8) -1602,6 (28,6) -1802,56 (32,2) -1835,96 (32,8)
  Отклонение от ми­нимальной цены РУб-(%) +1835,96 +546,06 (14,5) +277,76 (7,4) +233,4 (6,2) +33,4 (0,9)  
  Возможное количе­ство дополнительно­го приобретения на­сосов по цене VI ва­рианта ед. (%) 3,0(3,1) 19,0(13,5) 90,0(7,0) 75,0 (5,9) 200 (0,9)  
                         

Таблица 4.4

Исходные данные для обоснования вариантов организации поставок зерноуборочных комбайнов марки «Дон-1500Б»

п/п. Параметры Ед. изм.   Варианты и численные значения
I II III IV V VI
                 
  Объемы поставок ед.            
2. Заводская цена тыс. руб.            
  Уровень скидок с цены, в том числе за: %            
обьем закупок %            
закупку вне сезона %            
организацию сервиса %            
  Наценка %            
  Объемы поставок в сезон ед.            
  Объемы поставок не в сезон ед.            
7* Средние расстояния: км            
хозяйство-завод км 620 (40) 620 (40) 620 (40) 620 (120) 620 (40) 620 (12)
  Средний железнодо­рожный тариф руб./ км            

* В строке 7 указано среднее расстояние от хозяйства до завода. При этом в скобках показано расстояние от хозяйства до районного или регионального агроснаба, которое комбайн пройдет самоходом.

Продолжение таблицы 4.4

                 
  Вероятность нали­чия неисправностей при покупке %            
  Средняя трудоем­кость устранения од­ной неисправности %            
  Стоимость 1 чел. часа руб.            
  Трудоемкость дос-борки и техническо­го обслуживания чел. час            
  Вероятность отказа в гарантийный пе­риод использования %            
  Продолжительность простоя из-за 1 от­каза час            
  Стоимость 1 часа простоя (упущенная выгода) руб.            
  Стоимость перегона комбайна от стан­ции в хозяйство руб.            
  Стоимость запас­ных частей на уст­ранение неисправ­ностей руб.            
  Стоимость материа­лов, расходуемых при предпродажном обслуживании руб.            

4. Для экспресс-оценки эффективности вариантов постав­ки комбайнов принято, что их доставка в регион или район осуществляется железнодорожным транспортом, а далее в хо­зяйство — самоходом.

5. Стоимость 1 часа простоя зерноуборочного комбайна в период уборки урожая по вине завода-изготовителя принята 250 рублей. Эта стоимость принята минимальной, так как про­стои зависят и еще от многих других факторов (условия ис­пользования, качество технического обслуживания, квалифи­кация механизаторов и наладчико! и т. д.).

6. Затраты на доукомплектование машин отнесены к сто­имости их предпродажного обслуживания.

7. По данным ГОСНИТИ и ОАО «Росагроснаб» затраты труда и финансовых средств на технический сервис в хозяйствах на 15—25 % выше, чем в условиях предприятий районного и реги­онального уровня. В нашем примере принято удорожание пред­продажного и гарантийного обслуживания в условиях хозяй­ства на 20 процентов.

8. Принимается, что центры предпродажного и гарантий­ного обслуживания техники оснащены технологическим обо­рудованием в соответствии с требованиями нормативной доку­ментации.

Определение расходов на приобретение зерноуборочных комбайнов и издержек от простоев по вине завода-изготовителя при их использовании

1. Заводскую цену с учетом скидок определяем для каждого варианта по формуле (4.1) и результаты заносим в табл. 4.5. Например, для второго варианта цена комбайна с учетом ски­док составит:

Ц'з.с. = 2200·(1 - 0,08) = 2024 тыс. руб.

Ц"з.с. = 2200·(1 - 0,13) = 1914 тыс. руб.

Комбайны, закупленные не в сезон, стоят на 5 % дешевле. Тогда средневзвешенная цена комбайна составит:

(4.13)

где Цзс1 и Цзс2 соответственно заводская цена комбайна со скид­кой при покупке в сезон и не в сезон, тыс. руб.; , , и - количество закупаемых комбайнов всего, в сезон и не в сезон, ед.

Например, при поставке комбайнов по второму варианту средневзвешенная цена комбайна составит:

Таким же образом определяем средневзвешенную цену ком­байна с учетом скидок и для остальных вариантов, принимая, что в сезон приобретается 70% комбайнов.

2. Суммарные транспортные расходы на доставку комбайна
в хозяйство складываются из стоимостей железнодорожной пе­
ревозки и перегона в хозяйство самоходом с учетом подготовки
к переезду:

.,(4.14)

где Сж... железнодорожный тариф, руб./км;

S — расстояние перемещения то железной дороге, км;

Сс.х- затраты на перемещение комбайна своим ходом с учетом затрат на подготовку его к транспортированию (в среднем 1600 руб. в сутки), руб.

Например, для II варианта транспортные расходы составят:

Стр.II=70·580 +1600 = 42 200 руб.

Таблица 4.5

Результаты расчетов расходов и издержек на приобретение

№№ п/п. Показатели Ед. изм. Варианты и численные значения показателей Примечания
      I II III IV V VI  
                   
  Заводская цена: без скидки тыс. руб.             Предполагается, что по I ва­рианту комбайн покупается не в сезон. По другим вари­антам 30 % не в сезон, а 70 % в сезон
  со скидкой (средневзве­шенная) тыс. руб.              
  Транспортные расходы тыс. руб. 42,2 42,2 42,2 38,8 42,2 38,8  
  Наценка тыс. руб.   99,55 76,12 76,12 53,8 53,8  
  Затраты на устранение неис­правностей по вине завода тыс. руб. 8,44 6,68 4,87 5,1 4,6 4,7  
  Затраты на предпродажное обслуживание комбайна тыс. руб. 10,04 8,77 8,39 9,1 8,77 9,1  
  Упущенная выгода от про­стоев комбайна по вине за­вода-изготовителя тыс. руб. 10,5 8,13 5,25 5,25 3,75 3,75  
  Суммарная стоимость ком­байна, в том числе с учетом только прямых затрат тыс. руб. 2161,2 2150,7 2156,3 2148,2 2039,9 2034,6 2037,4 2032,1 1906,1 1902,4 1903,1 1899,4  
  Отклонение от минимальной цены тыс. руб./ % +251,3/ 13,2 +248,8/ 13,1 +135,2/ 7Д 132,7/ 7,0 3/ 0,15  
  Возможное дополнительное приобретение комбайна по минимальной цене ед.              

Результаты расчетов по другим вариантам заносим в табл. 4.5.

3. По формуле (4.8) определяем размер наценки по каждому
варианту. Например, по второму варианту закупки комбайнов
она составит:

Н= 1991·0,05 = 99,55 тыс. руб.

Полученные результаты по каждому варианту заносим в табл. 4.5.

4. Затраты на устранение неисправностей, выявленных
при предпродажной подготовке или перед использованием
по назначению в хозяйстве соответственно определяем по
формулам:

Су.н. = С`у.н.+С``у.н. (4.15)

Су.н. = (Сч.ч.·Тч.ч.з.ч.)·Р`б, (4.16)

Где, С`у.н. суммарные затраты на устранение неисправностей, руб.;

С``у.н. затраты на устранение неисправностей при предпродаж­номобслуживании, руб.;

Сч.ч. — стоимость 1 чел.-ч., руб.;

Тч.ч. трудоемкость устранения неисправностей, чел.-ч.;

Р`б —вероятность возникновения неисправности,

Сз.ч. - стоимость запасных частей, руб.

По этой формуле также определяем затраты Сун на устране­ние неисправностей в гарантийный период эксплуатации ком­байнов по каждому варианту. При этом вместо вероятности Рд в формуле (4.16) берется вероятность Рб возникновения неисп­равностей в этот период, то есть формула 4.16 принимает вид:

Су.н. =ч.ч.·Тч.ч.+Сз.ч.)·(Р6' + Рб") (4.17)

Результаты расчетов заносим в табл. 4.5. Например, для II варианта такие затраты составят:

С`у.н. =(18·15 + 5800)·0,45 = 2731,5 руб. С``у.н.= (18·15+ 5800)·0,65 = 3945,5 руб.

Су.н. = 2731,5 + 3945,5 = 6677 руб.

5. Затраты на предпродажное обслуживание одного комбайна определяем по формуле:

Сп.о. = Сч.ч. + Тч.ч. + См, (4.18)

где См - затраты на материалы при предпродажном обслуживании, руб.

Например, при поставках комбайнов по II варианту такие затраты составят:

Спо =18·137 + 6300 = 8766 руб.

6. Упущенную выгоду из-за простоев комбайна по техни­
ческим причинам по вине завода-изготовителя определяем по
формуле 4.11 (например, для II варианта):

Ио = 250·50·0,65 = 8,125 тыс. руб.

Определяем упущенную выгоду от простоев комбайнов для других вариантов и результаты заносим в табл. 4.5.

7. Стоимость комбайна с учетом прямых затрат определяем
по формуле:

(4.19)

где Сі - составляющие прямых 1-х затрат, руб.;

n — количество составляющих затрат, ед.

Например, для первого варианта суммарная стоимость ком­байна составит:

Скср.втр+Н+Су.н=

= 2090 + 42,2 + 8,44 +10,04 = 2150,7 тыс. руб.

Аналогично определяем суммарную стоимость комбайна при поставках по другим вариантам и результаты заносим в табл. 4.5 для дальнейшего анализа.

Для более полного анализа определяем также суммарные издержки Си, (то есть к прямым затратам на приобретение ком­байнов добавляем расчетную упущенную выгоду от простоев машин из-за неисправностей, возникших по вине завода-изго­товителя) по формуле:

(4.20)

Для первого варианта они составят:

Си = 2150,7 + 10,5 = 2161,2 тыс. руб.

8. Конечную стоимость комбайна определяем по двум ва­риантам и результаты заносим в табл. 4.5:

• с учетом только прямых затрат;

• с учетом прямых затрат и упущенной выгоды.

(4.21)

где Цзс - дополнительные прямые затраты при приобретении комбай­на и упущенная выгода от простоев машины из-за отказов, руб.;

- вид прямых затрат или других издержек, руб.;

п — количество затрат, ед.

Например, по второму варианту суммарная стоимость ком­байна составит:

Ск = 1991+42,2 + 99,55 + 6,68+8,77 = 2148,2 тыс. руб., с учетом прямых затрат и упущенной выгоды:

Ск = 2148,2 + 8,13 = 2156,3 тыс.руб.

Результаты по другим вариантам заносим в табл. 4.5.

9. Определяем возможное дополнительное приобретение комбайнов при условии, что весь заявленный объем (3000 ед.) покупался бы по минимальной цене (VI вариант) с учетом пря­мых затрат, а не по цене других вариантов.

Для этого используем формулу (4.12). Например, для вто­рого варианта такое количество составит:

Аналогично вычисляем возможную дополнительную по­ставку комбайнов по другим вариантам и результаты заносим в табл. 4.5.

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что чем выше концентрация финансовых средств, то есть чем больше сумма объединяемых финансовых средств, тем больше комбай­нов могут получить хозяйства. Несмотря на то, что это истина и, казалось бы, не требует доказательства, следует отметить ве­сомость каждого из предлагаемых вариантов организации по­ставок зерноуборочных комбайнов в хозяйства.

Например, отказавшись от прямой закупки комбайнов у завода-изготовителя и консолидируя свои средства через рай­онные и региональные агроснабы в Генеральной дирекции ОАО «Росагроснаб», хозяйства на каждую тысячу комбайнов за те же деньги могут дополнительно получить 132 комбайна. В ус­ловиях огромного дефицита уборочной техники и финансовых средств на их приобретение — это очень существенный резерв в повышении уровня механизации уборочных работ.

Таким образом, консолидируя финансовые средства на фе­деральном уровне, хозяйства приобретают комбайны на 13,2 % дешевле, чем если бы они их покупали самостоятельно. Росаг­роснаб получает дополнительный доход около 54 тыс. рублей от реализации одного комбайна, а завод-изготовитель имеет стабильный заказ, который позволяет снижать себестоимость комбайнов и решать социальные проблемы, в том числе заня­тости рабочих.

Представленные в табл. 4.5 результаты расчетов возможно представить и графически, что позволит более наглядно убе­диться в преимуществах предложенных вариантов организации поставок зерноуборочных комбайнов, то есть сравнить эффек­тивность консолидации финансовых средств на различных уров­нях хозяйствования.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные функции дилерской службы.

2. Назовите основные направления деятельности Росагроснаба.

3. Обязательства дилера перед изготовителями.

4. Структура затрат на приобретение комбайнов.

5. В чем проявляется эффективность консолидации финансовых средств.

5 СЕРВИС МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ, ПОСТАВЛЯЕМОЙ АПК


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: