11 декабря 1921 г.
Дорогой друг,
Лалуа предлагает разослать билеты непосредственно по адресам. Это очень удобно для следующего раза, но сейчас, особенно если Вы заходили в Оперу, не стоит вносить путаницу. Еще два адреса: доктору Боннио, бульвар Батиньоль, 84, и Пейрону на улицу Клозель. Заранее благодарю Вас.
В Монфоре кончился антрацит. Мой рабочий кабинет, который пока уцелел от наводнения, послезавтра перестанет быть жилым. Для рояля это будет особенно полезно.
И есть же люди, завидующие моей жизни вдали от города!
Сердечно Ваш Морис Равель
Доктор Бониио, которому Равель просит послать билеты на «Испанский час», как мы уже знаем,— зять Малларме, сосед Годебских и Равеля по Вальвену.
Луи Лалуа 1, занимавший в то время ответственную должность в парижской Опере, — один из крупнейших музыкальных критиков, известный своей проницательностью, верностью суждений и язвительным остроумием. Трудно найти более интересную критическую статью, чем. его отзыв о «Мадам Баттерфляй»2, — разве что его же статья о «Фраските». Лалуа с большим талантом и жаром отстаивал музыку Клода Дебюсси еще в те времена, когда она наталкивалась на враждебное отношение к себе, и посвятил творцу «Пеллеаса» смелую и прозорливую книгу.
|
|
М-ЛЬ МАРНО
10 февраля 1922 г.
Дорогой друг,
Поскольку Батон не поставил меня в известность о своих намерениях, передайте ему, пожалуйста, через Ролана, что «Вальс» обещан венскому театру Оперы, и я настоятельно прошу не давать его в Вене в концертном исполнении — это, без сомнения, было бы крайне неприятно директору Оперы.
Кальво должен прислать мне непросмотренный (как он думает) экземпляр; он уверяет, что у Нина есть экземпляр из первого тиража. Не знаете ли Вы адреса Нина? Конечно, первый, к кому я обратился, был Бессель. Кстати, совсем забыл
1 Лалуа Луи (1874—1944) — французский музыковед, ученик Д'Энди в Schola Cantorum, доктор литературоведения Парижского университета. В это время был секретарем Оперы.
2 «Мадам Баттерфляй» — опера Дж. Пуччини, более известна у нас под названием «Чио-Чио-Сан».
сказать Вам: не хочется, чтобы весь Париж знал об этих розысках. А впрочем... пусть! Привет всем.
Морис Равель
Рене-Батон, который без всякого злого умысла вознамерился так некстати познакомить с «Вальсом» венскую публику, — дирижер Концертов Паделу.
Хоакин Нин, высокоодаренный пианист и композитор, жил большей частью в Париже. Незадолго до войны 1939—1945 годов он вернулся на Кубу, свою родину, и там скончался несколько лет назад.
Бессель — одно из крупнейших музыкальных издательств.