17 декабря 1922 г.
Монфор-л'Амори
Дорогой друг,
Как мило с Вашей стороны, что Вы позвонили мне в то утро. В состоянии моем не было ничего страшного: просто я едва держался на ногах, когда звонил Вам. У меня есть несчастное свойство довольно долго обходиться без сна. Но в конце концов я валюсь с ног.
Вы, вероятно, уже знаете, что я пытался к Вам дозвониться. Но именно в 3 часа, когда Вы должны были зайти домой, никак не удавалось соединиться с Вашей квартирой — то полное молчание, то «занято» и т. д.
Я выехал только на следующий день. Конечно, не мог выкроить ни минутки, чтобы заглянуть к Вам, извиниться и узнать, как обстоит дело с «Колыбельной». Но скоро Вы мне сами об этом расскажете. Мы непременно увидимся до Нового года. Только не здесь: радиаторы уже 4 дня валяются в саду. Одному богу известно, когда их установят! А пока у меня отнюдь не жарко. Поэтому я поступаю, как Пусси: укладываюсь спать.
До скорой встречи, дружеский привет от Вашего
Мориса Равеля
Пусси — это, конечно, кошка, а «Колыбельная» — пьеса для скрипки и фортепиано, написанная Равелем для нотных приложений к журналу «Bévue Musicale» на тему Форе 1 в знак уважения к бывшему учителю.
|
|
В апреле 1923 года Равель получает из Лондона приглашение дирижировать Вальсом и «Матушкой-Гусыней». Миссис Гардинг (мадам Альвар) предлагает ему свое гостеприимство, и следующее письмо написано в ее доме.
ЭЛЕН ЖУРДАН-МОРАНЖ
16 апреля 1923 г.
Холланд-Парк, Лондон, W
Дорогой друг,
В Лондоне я пользуюсь известным досугом, что дает мне возможность чаще присылать Вам открытки, особенно сегодня: мне
1 Fauré (фр.)— f, a, ut, re, т. е.: фа, ля, до, ре.
предстоит завтрак в посольстве в 1 ч. 30 мин. Эту ночь я наконец спал — 10 часов подряд, недостаток сна уже давал себя чувствовать. «Матушка-Гусыня» и Вальс прошли позавчера удачно. По отзывам газет я — пусть не выдающийся, но все-таки хороший дирижер. Этого я даже не ожидал...
Погода хмурая, но не хуже, чем в Риме.
Само собой, 6-е мая остается в силе.
Мадам Альвар благодарит вас за привет и в свою очередь кланяется Вам.
Сердечно Ваш Морис Равель
Следующее письмо очень типично для Равеля; в нем композитор обнаруживает свое тяготение к романтическому старью, ко всему псевдоготическому и псевдо-античному.