Тема 2.2. Политические режимы современности

Задания для самостоятельной работы

1. Определите соотношение понятий «политическая система» и «политический режим».

2. Рассмотрите типологию политических режимов и укажите ее основания.

3. Дайте сравнительную характеристику тоталитарного, авторитарного и демократического режимов.

4. *Сравните современные теории демократии и определите их плюсы и минусы.

План практического занятия для студентов очной формы обучения

1. Политические режимы как способы функционирования и система методов осуществления государственной власти.

2. Типология политических режимов.

3. Динамика политических режимов: изменение направленности и методов осуществления власти.

Темы сообщений:

1. Плюралистическая демократия: баланс групповых интересов.

2. Отличительные черты авторитаризма. Конструктивные возможности авторитарных политических режимов.

3. Элитарная демократия и корпоративизм.

4. Основные черты и разновидности тоталитарных режимов.

5. Сравнительный анализ политических режимов.

6. Политический режим и модернизация общества.

Рекомендации по подготовке к практическому занятию

Данный семинар проводится по теме № 2.2 «Политические режимы современности». Целью семинарского занятия является: изучение основных типов политических режимов, рассмотрение и политологический анализ сущностных черт и признаков тоталитаризма, авторитаризма, демократии и гибридных режимов.

Особое внимание необходимо обратить на изучение таких понятий как: политический режим, демократия, тоталитаризм, авторитаризм.

Выполняя первое задание, аргументируйте тезис о том, что функционирующая политическая система создает в обществе определенный политический режим.

При выполнении второго задания укажите критерии, используемые для определения политического режима в конкретной стране.

Сравнивая демократический и недемократические режимы, объясните, чем обусловлено утверждение того или иного режима в конкретной стране. Ответ проиллюстрируйте историческими примерами.

Рассматривая современные теории демократии (элитистской, плюралистической, партиципаторной и др.), выделите в них общие и отличительные черты, сведя их в таблицу. Оцените возможность применения этих теорий при анализе политического режима современной России.

При подготовке к практическому занятию следует использовать литературу, рекомендованную к теме № 2.2. Особое внимание обратить на изучение указанных в рекомендациях первоисточников.

Рекомендуемые источники

Первоисточники

1. Арендт X. Истоки тоталитаризма / Пер. с англ. - М., 1996.

2. Даль Р. Демократия и ее критики / Пер. с англ. - М., 2003.

3. Токвиль А. Демократия в Америке. - М., 1992.

4. Хайек Ф. Дорога к рабству / Пер. с англ. - М, 1992;

5. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия/Пер. с англ. - М, 1992.

Основная литература

1. Политология: Учебник / Под ред. М.А.Василика. – М.: Гардарики, 2009.

Дополнительная литература

1. Демократия / Сост. С. Сироткин. - М., 2001.

2. Зидентоп Л. Демократия в Европе / Пер. с англ. - М., 2001

3. Меркель В., Круассан А. Формальные и неформальные институты в дефективных демократиях // Полис. 2002. №1,2.

4. Политология: Учебник – М.: Дело, 2002.

5. Стур Дж. Дж. Открывая демократию заново // Полис. 2003..№ 5.

6. Шапиро И. Переосмысливая теорию демократии в свете современной политики // Полис. 2001. № 3,4,5.

7. Эйзенштадт Ш. Н. Парадокс демократических режимов: хрупкость и изменяемость// Полис. 2002. № 2,3.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какую сторону деятельности государства и политической сис­темы выражает понятие «политический режим»?

2. Что лежит в основе классификации политических режимов?

3. Какие исторические и политические условия приводят обще­ство к тоталитаризму? Каковы его главные черты?

4. Какие социальные слои общества и почему становятся опорой тоталитарных режимов?

5. Почему многие тоталитарные политические системы смогли просуществовать сравнительно долго и пользовались массовой под­держкой?

6. Объясните, в чем разница между тоталитарным и авторитар­ным режимами: общее и особенное.

7. Чем отличается «новый авторитаризм» от классических воен­ных режимов?

8. Каковы основные принципы демократического политического режима?

9. Существует точка зрения, что народ далеко не всегда бывает «подготовлен» к демократии и что в этих условиях целесообразнее на определенный период иметь «просвещенный авторитаризм», кото­рый подведет массы к ней. Как Вы относитесь к таким взглядам? Каковы возможные позитивные и негативные последствия подобного развития событий?

10. Существуют ли отрицательные стороны такой формы соци­альной организации, как демократия? В чем они состоят и можно ли их преодолеть?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: